logo
sp 35-103-2001

Предприятия розничной торговли

7.5 Доступность для маломобильных посетителей должна быть обеспечена в первую очередь в предприятиях розничной торговли - продовольственных магазинах (универсам, гастроном, диетические продукты и специализированных магазинах) и непродовольственных магазинах (универмаг, "Детский мир", и другие специализированные магазины), а также в торговых центрах.

7.6 Для личного транспорта инвалидов на автостоянках при предприятиях розничной торговли следует выделять из общего количества мест для предприятий с площадью торговых залов:

от 400 до 1000 м2 - не менее 15% мест;

более 1000 м2 - не менее 10% мест;

менее 400 м2 - не менее 1 места.

Места для транспортных средств инвалидов должны размещаться не далее 50 м от специализированного входа для маломобильных покупателей.

7.7 В зависимости от принятого в задании на проектирование приема организации обслуживания маломобильных покупателей возможны два варианта проектирования внутренней архитектурной среды:

вариант "А" - приспособлению для доступности маломобильных посетителей подлежат все помещения торгового предприятия, открытые для покупателей: торговые залы, отделы заказов, кафетерии, помещения приема посуды, кабинеты администрации. В этом случае необходимо обеспечить условия доступности, безопасности, информативности и удобства для этой категории покупателей по всему зданию независимо от этажности в соответствии с требованиями Свода правил СП 35-101;

вариант "Б" - создание условий для покупки товаров полного ассортимента в специально выделенном помещении для маломобильных покупателей. Дополнительные помещения или специальные зоны для обслуживания данного контингента должны размещаться в удобной связи с наружными входами.

7.8 Торговое оборудование должно обеспечивать доступность всем контингентам покупателей, в том числе лицам на креслах-колясках, для выбора товара (рис. 7.1 и 7.2).

7.9 Комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, доступных инвалидам, должны быть рассчитаны на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению. Столы, прилавки, расчетные плоскости кассовых кабин следует располагать на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.

7.10 Размеры проходов между рядами торгового оборудования определяются исходя из габаритов средств передвижения в процессе их следования и зон досягаемости товаров.

Все размеры проходов (кроме одностороннего) должны обеспечивать возможность полного разворота на 360°, а также фронтального обслуживания инвалидов на кресле-коляске вместе с сопровождающими.

При организации двух полос движения ширина прохода для универсамов, супермаркетов и оптовых рынков (торговая площадь свыше 650 м2) должна быть не менее 2 м.

7.11 В тех торговых залах, где для покупателей предусмотрены полки высотой более 0,9 м, следует обеспечить дополнительные полки или часть основного прилавка пониженной высоты от 0,7 до 0,8 м от пола.

7.12 Как минимум один из контрольных кассовых постов в зале должен быть оборудован в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. Ширина прохода около такого кассового поста должна быть не менее 1,1 м.

7.13 Различные устройства, применяемые в магазинах для передвижения тележек с товарами, не должны препятствовать движению инвалидов в креслах-колясках. Для этих целей следует предусматривать дублирующий проход.

Для акцентирования внимания покупателей с недостатками зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные (рекомендуемая высота размещения - 0,75 м от уровня пола), световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера в соответствии с требованиями СП 35-101. Пиктограммам и указателям для выделения отдельных товарных групп в торговом зале рекомендуется присваивать различные лидирующие цвета. Не следует одновременно использовать синий, фиолетовый и зеленый цвета.

В удобном для посетителя - инвалида по зрению месте и в доступной для него форме должна располагаться информация о расположении торговых залов и секций, об ассортименте товаров, а также средствах связи с администрацией.