logo
Диплом Иткина В

2.2 Анализ значения анимационных программ в современной экономике и некоторых отраслях туризма

Как мы выяснили, в России наблюдается наличие множества препятствий развитию индустрии туризма, где колоссальную роль играет факт слабой развитости анимационной деятельности. Поэтому мы не можем не уделить внимания рынку туруслуг и спросу на них у туристов, то есть обозначить экономическую значимость анимационной деятельности в туризме.

Одним из актуальных направлений в менеджменте обслуживания туристов является анимация, т.е. оживление программ обслуживания, отдыха и досуга туристов. И стоит отметить, что это явление в туризме в какой-то степени рождено конкуренцией между равными по великолепию интерьеров и сервису курортами.

В настоящее время всё большее внимание в научных исследованиях и в практике социального сервиса и туризма уделяется вопросам анимации. В туристическом бизнесе теоретические положения анимации реализуются в различных направлениях: содержательно-рекреационная практика, рынок туруслуг и спрос на них у туристов. Истинность положений о роли инноваций в анимации проверяется на практике достигнутыми успехами, содержательными и качественными характеристиками туристского сервиса. 28

В организации современного туризма как сегмента рыночной экономики инновации, в данном случае анимационные программы, играют роль основного инструмента повышения конкурентоспособности, приводящего к:

Каждое предприятие туристической индустрии должно иметь свои цели и стратегии анимации, регламентирующие её деятельность. На практике для многих российских турфирм характерна размытость комплекса «цели-стратегии анимации». Обычно в качестве целей называется получение «хорошей прибыли» и «развитие» предприятия, а стратегиями – сложившиеся традиции и способы деятельности. Такие «стратегии» теряют направляющий и стабилизирующий эффект анимации, подавляют творчество персонала. Стратегия анимации не может быть навязана со стороны или скопирована из научной литературы. Только руководитель турфирмы в состоянии решить, устраивают ли его конкретные цели, возможно ли для их реализации построение конкретной стратегии деятельности.30

Все преобразования, направленные на достижение успеха в анимации туризма, способствуют, в конечном счёте, повышению конкурентоспособности туристических организаций.

В современной обстановке глобальной конкуренции и стремительной разработки новых технологий, роста требований потребителей к качеству туристского и санаторно-курортного продукта отношение фирмы к анимации является основным фактором, определяющим её успех на рынке в долгосрочной перспективе. В рамках анимационного подхода к разработке стратегий турфирмы в первую очередь важны именно такие характеристики персонала управления, как скорость и адекватность принятия важных решений. От этого зависит возможность оперативного реагирования управленческой системы на изменение рыночной ситуации. На практике бывают случаи, когда из-за запаздывания с принятием решения теряются связи с партнёрами, упускаются важные контракты, страдает имидж турфирмы. В настоящее время, российская индустрия гостеприимства, используя лежащие на поверхности резервы развития, нуждается в таких методах управления, которые позволили бы ей выжить в конкурентной борьбе на мировом рынке.31

Таким образом, широкое значение туристской анимации заключается не только в удовлетворении потребностей туриста, но и в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличении количества постоянных клиентов, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности деятельности туристского предприятия.

Такого экономическое значение анимационной деятельности в туризме на сегодняшний день, в общем. Также необходимо выяснить значение игровых программ для отдельных отраслей в туризме в России. Особенно важно уделить внимание не курортному отдыху, а тем отраслям, которые потенциально могли бы поднять туриндустрию Российской Федерации на новый уровень, поэтому ниже речь пойдет о культурном и экологическом туризме, о том, как анимационные программы могут оживить данные сферы и привлечь большее количество заинтересованных в данном виде отдыха туристов. 32

Все более значимый вес на рынке туристических услуг приобретает культурный туризм. Как показывает анализ литературы и публикаций по данной проблеме, вопросам культурного туризма в нашей стране сегодня уделяется еще недостаточно внимания, как со стороны туристических фирм, так и со стороны самих учреждений культуры.

Это в значительной степени связано с развитием анимации в культурном туризме, что подразумевает собой организацию анимационных шоу и музейных мероприятий, например, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи, или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов, что имеет направленность как раз на удовлетворение потребности в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим, культурно-досуговым, этнокультурным образцам и народному художественному творчеству на месте пребывания туриста. 33

Использование анимации в данной сфере туризма повышает культурный уровень населения, всегда порождает и стимулирует интерес к познанию своего края и отечества, а также других народов и цивилизаций, поэтому важно эффективно их представить туристу, тем самым усиливая воздействие на эмоции и восприятие предлагаемых услуг.34

Рассматривая анимацию в туризме как одно из направлений социально-культурной деятельности, мы можем констатировать недостаточную глубину исследования ее возможностей. Так, в исследованиях по туризму 1980–1990-х годов и до настоящего времени отсутствует понимание туристской анимации как формы социально-культурной деятельности. Например, авторы одного из изданий по туризму относят культурно - досуговую деятельность лишь к разряду развлечения, чем значительно принижают социальную роль анимации, как важной составляющей туризма в современном обществе. В условиях роста числа организаций, занимающихся культурно - досуговой деятельностью, туристским организациям в поисках способов привлечения потребителей необходимо усиливать такое направление, как анимация. В России еще не осознали, что такой вид развлечений, во-первых, крайне привлекателен для клиентов, во-вторых, способен внести большой вклад в развитие туризма и оказать значительный социальный эффект. 35

Таким образом, мы можем сделать вывод о наличие проблемы слабого взаимодействия между культурно - досуговыми учреждениями и туристскими фирмами, но между тем отметить принципиальное отличие социокультурного пространства России, которое заключается в уникальной системе культурно-досуговых учреждений, находящихся на территории субъектов Федерации и муниципальных образований. Если ставится задача расширения культурного туризма внутри страны, то анимационная деятельность, качественно представленная туристам, при участии культурно-досуговых учреждений, этнокультурных центров, центров декоративно-прикладного искусства будет способствовать развитию данной сферы туриндустрии станы, а также иметь значительный социальный эффект.

Несмотря на существование огромного количества разнообразных анимационных программ, применение игровой методики в экологических турах практически не исследовано. Игры – один из самых эффективных способов создания комфортного климата внутри группы. В группе с таким микроклиматом участники обретают уверенность, а руководители группы имеют возможность использовать психологическую энергию игры в процессе проведения экологических туров. Игровая деятельность помогает руководителю сплотить группу. А. М. Новиков считает, что «всякая игра является свободной деятельностью, она выходит за рамки обыденной жизни местом действия и продолжительностью».36

Игры способствуют пониманию сложных взаимосвязей внутри группы и могут значительно усилить мотивацию участников.

Следует отметить, что функция удовольствия является одной из основных для участников тура в силу того, что они настроены на получение удовольствия и новых впечатлений. Потребность в новых впечатлениях первоначально является чисто органической, но очень скоро начинает приобретать некоторые специфические особенности, характерные для духовных потребностей человека. А удовлетворение этой потребности со временем начинает сопровождаться ярко выраженными положительными эмоциями. И эта потребность в новых впечатлениях становится как бы ненасыщаемой – чем больше человек получает впечатлений, тем в большей степени у него проявляются положительные эмоции.37

Источником удовлетворения этих потребностей как раз и служат анимационные программы.

Но в настоящее время на российском туристическом рынке предлагаемые экологические туры не изобилуют удовольствиями: членам группы предлагается определенный набор услуг (питание, проживание, транспорт, экскурсии), однако вопросы, связанные с досуговой деятельностью не затрагиваются, иными словами, удовольствие от программы тура может быть снижено непродуманной анимационной деятельностью. Поэтому задача руководителя – создать подходящие условия для туристов, чтобы они могли непринужденно общаться друг с другом. Но для того чтобы участники туристской группы приняли участие в игровой деятельности, игра должна содержать для них стимулы, поддерживать их интерес, обеспечивать вовлеченность в игровой процесс. В конечном счете, благодаря хорошо продуманной анимационной программе экологические туры приобретут наибольшую популярность, и будут способствовать развитию туризма в России.38

В заключение можно сделать следующие выводы:

Помимо роли анимационной деятельности в культурном и экологическом туризме, необходимо отметить значение игровых программ, которые организуются в отелях, а именно значение анимации для детей. Ведь это достаточно актуальная проблема для родителей: провести отдых с максимальной комфортностью, не занимаясь обыденными заботами, и чтобы поездка доставила приятные впечатления младшему поколению.

Одним из важных направлений анимационной деятельности в отелях – это анимация для детей.

На территории пяти-четырех звездочных отелей должны действовать специальные детские клубы, где родители могут оставить своих детей на целый день под присмотром опытных аниматоров (как правило, с педагогическим образованием), чтобы путешествовать по интересным уголкам других стран, или спокойно полежать на пляже, или же быть вовлеченными в игровые программы, организованные для взрослых.

В этом плане должно быть оптимальное количество спортивных и культурных мероприятий, необходимых для развития ребенка. Работая в клубе, аниматор должен учитывать целый ряд физиологических и психологических особенностей детей разного возраста, создавать такие условия, чтобы ребенку было интересно. Для организации эффективной работы с детьми имеются соответствующие помещения пребывания детей в летние месяцы и в непогоду, оснащенные инвентарем для подвижных и развивающих игр, рисования, лепки и так далее.

Развитие анимационной деятельности для детей – актуальная проблема, требующая использования международного опыта. С учетом возросшего потребительского спроса на анимационные программы и увеличение туристских потоков необходимо разрабатывать программы для различных категорий туристов, а именно для детей. Здесь необходимо уделять серьезное внимание к подбору и обучению кадров в службу анимации.39

Таким образом, анимационные программы для детей имеют значение не только в плане освобождения родителей от присмотра за детьми во время отдыха, но и играют роль в развитии самих детей, а именно помогают развить их познавательные, физические и психологические способности для того, чтобы каждый проведенный день ребенка в клубе, превратился в событие, праздник, который останется ярким впечатлением от отдыха.