1.3 Менеджмент анимации. Особенности работы с туристами разных категорий
Для реализации эффективной анимационной деятельности нужны три составляющие: 1) материально-техническая база, 2) концепция гостиничной анимационной деятельности с приложением типовых анимационных программ и методик их адаптации к реальным группам и персоналиям, 3) и талантливые аниматоры, которые способны воплотить эту концепцию и эти программы, методики в жизнь.
Центральную и системообразующую роль в этой тройке должен выполнять анимационный менеджер, руководящий штатом аниматоров и косвенно управляющий обслуживающим персоналом технических анимационных объектов и оборудования, а также работниками других служб, так или иначе участвующих в анимационном обслуживании туристов. Это и есть менеджмент анимации.
Таким образом, анимационный менеджмент – это система управления процессом предоставления туристу комплекса анимационных услуг, направленная на достижение стратегической цели функционирования туркомплекса в условиях туристского рынка. 10
Анимационный менеджмент имеет свою специфику, которая выражается в следующем:
специфическом предмете труда, которым является деятельность управляемых анимационных систем и служб;
специфическом орудии труда, которым является анимационная программа;
результате труда, которым является удовлетворенность отдыхающих проведенным досугом.
Анимационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. 11
Стратегия управления анимационным процессом заключается в том, чтобы выдержать общее направление деятельности туркомплекса по обеспечению максимального удовлетворения потребностей туристов, особенно в части эмоционально-психического комфорта как составляющей среды гостеприимства, а также выполнить комплекс условий, правил и глобальных ограничений в анимационной деятельности с точки зрения внешней и внутренней среды и с точки зрения доходности гостиничного бизнеса.
Тактика – это конкретные методы и приемы достижения цели в рамках принятых ограничений.12
Анимационный менеджмент, как один из видов специализированного менеджмента, осуществляется посредством механизма, который работает в результате выполнения взаимосвязанных и взаимопроникающих во времени осуществления функций планирования, организации, мотивации и контроля анимационной деятельности.
Реализация функции планирования связана с решением следующих основных задач анимационного менеджмента:
разработка анимационной стратегии и концепции туристического комплекса, типовых анимационных программ и алгоритмов (методик) их адаптации к реальным группам и туристам;
анализ факторов, влияющих на полноту и эффективность осуществления анимационного менеджмента и конъюнктуры гостиничного рынка района, региона, страны с точки зрения анимационной деятельности;
долгосрочное и краткосрочное планирование анимационной деятельности туристического комплекса. 13
Функция организации реализуется при решении следующих основных задач:
организация и управление отношениями туркомплекса во внешней среде по вопросам анимационного менеджмента;
оптимизация ресурсов при выполнении целей и задач анимационного менеджмента;
формирование эффективной организационной структуры анимационного менеджмента;
организация взаимодействия с другими службами туркомплекса по вопросам анимационного обслуживания;
разработка совместно со службой финансового менеджера инвестиционной политики по вопросам реализации анимационной концепции,;
разработка путей снижения рисков и организация системы мероприятий по профилактике и минимизации "анимационных рисков", т.е. рисков, связанных с нарушением анимационного обслуживания туристов и с потерей потенциальных клиентов.14
Функция мотивации реализуется путем решения следующих основных задач:
творческая работа по развитию личности сотрудников анимационной службы, их способности к внутренней мотивации совершенствования анимационного мастерства;
разработка способов внешней мотивации к труду, способов морального и материального поощрения за аниматорский профессионализм и результаты труда;
превращение любого работника туркомплекса в частичного сопредпринимателя, заинтересованного морально и материально в результатах анимационной деятельности;
повышение квалификации и профессионального роста кадров;
создание благоприятных условий для самореализации человека в деле.15
Функция анализа и контроля реализуется путем решения следующих основных задач:
анализ анимационной деятельности туристического комплекса с выдачей высшему управленческому звену в любой момент времени для оперативного и стратегического управления показателей этой деятельности, включая экономические показатели;
корректировка концепции, тактических целей, анимационных программ и методик в соответствии с реальными обстоятельствами и результатами деятельности и анализа;
корректировка планов и проектов туркомплекса и его подразделений с точки зрения анимационного обслуживания туристов;
контроль исполнения управленческих решений в рамках анимационного менеджмента.16
От качества выполнения приведенных выше функций зависит заинтересованность туристов и удовлетворенность в отдыхе, поэтому необходимо учитывать сложную структуру и состав отдыхающих. Существуют различные виды классификации туристов. Наиболее часто встречающаяся – классификация по таким признакам, как пол, возраст, уровень дохода, уровень образования, этническая принадлежность. Из этого следует, что интересы туристов зависят от множества факторов: возраста, пола, национальности, образовательного уровня, уровня доходов, профессиональных интересов, хобби и т. д.
Очевидно, что с ростом дохода величина расходов на отдых увеличивается. Чем выше доход той или иной семьи, тем больше возможностей для обеспечения более качественного и интересного отдыха. Туристская активность находится также в прямой зависимости от уровня образования потребителей. Люди со средним образованием предпочитают увеселительные поездки; с высшим образованием – склонны к отдыху, включающему в себя какие-либо познавательные элементы, например различные экскурсии, посещение местных достопримечательностей и так далее. Конечно, потребителей анимационных услуг нельзя четко разделить по категориям дохода, возраста, пола и рода занятий, можно сделать это лишь условно. Например, некоторые рабочие могут иметь достаточно высокие доходы, но их досуговые потребности могут резко отличаться от потребностей административных работников или крупных бизнесменов. Однако аниматорам, которые должны планировать свои программы с учетом интересов клиентов, важно уметь правильно классифицировать гостей и туристов, чтобы составить программы на любой вкус.
Для того чтобы угодить туристу, аниматоры должны о нем много знать. То, что можно предложить студентам, вряд ли может обрадовать людей пожилого возраста или то, что предназначено для туристов-экстремалов, вряд ли понравится любителям полежать и понежиться на солнышке. Туристы приезжают на отдых, на короткий срок, за который много о них не узнаешь, но выход из этой ситуации все же найдется, если:
получать информацию о туристах (возраст, пол, национальность, степень активности, любимые виды отдыха) на всех этапах их обслуживания (при оформлении путевки, заселении в отель и при общении с аниматорами);
уметь классифицировать туристов и мотивы их путешествий, чтобы правильно подобрать для них программу;
иметь в запасе много программ, рассчитанных на разные категории и интересы туристов. 17
В наше время в отелях отдыхает большое количество молодежи (школьники, студенты, спортивные команды). Это очень активный пласт населения, и главное для них – провести свой отдых максимально весело и интересно. И анимационная команда, проводя свои мероприятия, в первую очередь обращает внимание именно на эту категорию туристов. Молодых людей можно разделить на две возрастные категории: от 18 до 24 и от 25 до 35 лет. Эти категории располагают значительной двигательной способностью и влиянием, так как они наиболее многочисленны. Поскольку они представляют собой большую группу людей, можно определить комплексные тенденции в данном сегменте – относительно позднее замужество, появление в семье первого ребенка, небольшое домашнее хозяйство, важность карьеры для обоих взрослых членов семьи. При учете всего этого можно правильно подобрать формы работы с ними, наиболее продуктивно сочетать активный и пассивный отдых, сделать досуг интересным и полноценным.
В межсезонье и зимний период отель посещают люди преклонного возраста, пенсионеры. Для них это самое благоприятное время, когда солнце уже не печет так сильно, как летом. Для этой категории туристов анимационная программа предлагает различного рода интеллектуальные игры и несложные спортивные соревнования.
Наблюдается тенденция роста групп людей пожилого возраста (60-65 лет и старше). Эти группы иногда называют рынком людей зрелого возраста, пенсионного возраста, пожилого или «третьего возраста». Этот сегмент рынка должен быть изучен менеджерами анимации, так как он является постепенно растущим и не менее важным, чем остальные возрастные сегменты туристского рынка. Туристические комплексы не видят потенциала данного сегмента рынка. Однако необходимо знать, какими анимационными программами можно заинтересовать данную возрастную группу. Надо помнить, что пенсионеры, хотя и располагают большим количеством свободного времени, которое они могли бы потратить на путешествия, ограничены в денежных средствах. Некоторые пенсионеры продолжают работать и тратить денежные средства на путешествия. Данные возрастные группы людей могут стать потребителями недорогих товаров и услуг, поэтому целесообразно предлагать им специальные льготы, скидки на размещение и питание, льготные тарифы на транспорте. Пожилые люди не любят, когда им напоминают об их возрасте. 18
Следовательно, программы должны учитывать этот фактор. Их образ жизни позволяет им путешествовать в любое время года и на более длительный период времени, в отличие от более молодых групп населения. Значит, целесообразно организовать усиленные рекламные кампании для стимулирования спроса этой группы населения, особенно в период недозагрузки туристских предприятий и в межсезонье.
Можно сделать вывод о том, что менеджмент анимации, это сложно структурированные действия, направленные на организацию качественной анимационной программы и привлечение туристов, где необходимо учитывать индивидуальности каждой отдельной группы отдыхающих для того, чтобы удовлетворить все пожелания и потребности с целью дальнейшего совместного сотрудничества.
- Игровые программы в организации отдыха туристов
- Введение
- 1 Анализ организации досуга туристов
- 1.1 Вопросы организации отдыха туристов
- 1.2 Теоретические основы функционирования игровых программ
- 1.3 Менеджмент анимации. Особенности работы с туристами разных категорий
- 2 Основные проблемы в организации туристских игровых программ
- 2.1 Анализ состояния туристской отрасли России
- 2.2 Анализ значения анимационных программ в современной экономике и некоторых отраслях туризма
- 3 Разработка анимационной программы для молодежных туров в Псковскую область
- 3.1 Анализ туристической индустрии в Псковской области
- 3.2 Поэтапная разработка анимационных программ и их содержание
- 3.3 Договорная компания и смета расходов по разработке анимационных программ
- Заключение
- Список литературы
- Приложение а