logo search
OMT

11. Соц.Туризм

Социальный туризм social tourism — чисто экономическая категория, разновидность любых видов туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условия для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку, как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых.

Система социального туризма — это совокупность объектов и участников социального туризма, а также его принципов, целей, средств, включая льготы, распространяемые на участников социального туризма.

Объекты социального туризма — средства и системы перевозки, размещения, общественного питания, отдыха и развлечения, учреждения и организации оздоровительного, познавательного и иного назначения, другие составляющие туристской индустрии и туристских ресурсов, действующие в системе социального туризма.

Участники социального туризма — юридические и физические лица, занятые формированием и реализацией туристских услуг в системе социального туризма, защитой прав, интересов граждан и соответствующей деятельности.

Социальные туристы — физические лица — потребители туристского продукта, реализуемого через систему социального туризма.

Туристские путевки, санаторные курсовки в пансионаты, санатории, курорты, дома отдыха, школьникам и студентам на каникулы, в лагеря даются работникам предприятий, учащимся и студентам дневных вузов со значительной дотацией, иногда достигающей 70—90% общей стоимости или вовсе бесплатно. Отдельную категорию составляют пенсионеры, инвалиды войны, участники мероприятий повышенного риска и другие, отнесенные к льготным категориям населения.

Многие предприятия сферы туризма (гостиницы, рестораны, аттракции) прямо или опосредовано участвуют в системе социального туризма. Дети и молодежь всегда получают скидки при перевозках. Молодежь в возрасте до 25 лет и студенты в системе социального туризма получают существенные скидки при размещении и питании. Во всем мире имеет действие система молодежных хостелей (дешевых гостиниц, типа студенческих общежитии), способствующая осуществлению путешествий категории молодых.

Формы и методы социального туризма проявляются при установлении льготных транспортных тарифов на воздушные и иные перевозки для молодежи, льготные прейскуранты на размещение для определенных категорий туристов. Большое значение имеет система обмена туристами, в частности в рамках детского и молодежного туризма. Это относится как к внутреннему, так и к международному туризму.

Особо рассматривается туризм для инвалидов. Так, например, в Германии есть особая цепочка христианских отелей, в которых преимущественно обслуживаются члены приходов, а также инвалиды, престарелые и иные нуждающиеся.

Социальный туризм при всей своей полезности имеет и негативные воздействия на туристскую индустрию туристских центров. Хотя стоимость основной части туристского обслуживания (перевозки, размещения и питания) компенсируется дотацией и не сказывается на финансовом результате подавляющей части предприятий сферы туризма, негатив есть. Категории туристов, получающие дармовые поездки по линии социального туризма, не могут востребовать высокого качества обслуживания, обслуживающий персонал теряет свою квалификацию, малообеспеченная часть населения, отдыхающая по социалу, не способна тратить большое количество денег на товары и сопутствующие услуги. Это отрицательно сказывается на развитии индустрии развлечения и аттракции.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

12. Хар-ка географии тур.потоков

Развитие туризма характеризуется постоянным географическим расширением и созданием разнообразия направлений путешествий. В 1950 г. 15 крупнейших по объемам обслуживания маршрутов — до 97% туристов — проходили в пределах Западной Европы и Северной Америки. В конце XX в. здесь сосредоточивалось 62% туристских потоков. Большинство международных туристов в мире путешествует в пределах Европы, или приезжает в Европу . На все европейские маршруты приходится 58% общемирового объема международных туристских прибытий. Относительно остальных регионов, выделяющихся ВТурО, 18% международных туристских посещений приходится на американский континент, 16% - на Восточную Азию и Тихоокеанский регион, 4% -на Африку, 3% - на Средний Восток, 1% - на Южную Азию. Важной тенденцией развития мирового туризма является значительная доля путешествий в туристские центры в пределах одного и того же региона . Наиболее мощные потоки выезда в другие регионы формируются в странах Европы, Северной и Южной Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Южная Азия, Ближний Восток, Африка в значительной мере зависимы от прибытий из других регионов . В пределах Северной Америки и стран Карибского бассейна главными туристскими направлениями являются США, Мексика, Канада, Пуэрто-Рико и Доминиканская Республика, а наиболее мощные выездные потоки формируются в США и Канаде. Ведущими странами, принимающими туристов в Европе, являются Франция, Испания, Италия, Великобритания, Российская Федерация, Германия, Австрия, Польша, Венгрия, Греция, Португалия, Швейцария. Становятся популярными и растут поездки туристов в такие страны Средиземноморья, как Турция, Хорватия, Египет, Тунис и Марокко. Основными странами формирования выездного туризма в Европе (вместе со Средиземноморьем) являются Германия, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Австрия, Швеция, Российская Федерация, Швейцария и Испания. В Азии туристы наиболее часто посещают Китай, особенно Гонконг и Макао, Малайзию, Таиланд, Республику Корея, Индонезию, Японию, Тайвань, Вьетнам, Индию. Много туристов привлекает Австралия, Новая Зеландия. Основные страны выезда туристов из Восточной Азии и Тихоокеанского региона — Япония, Китай, Австралия, Сингапур и Республика Корея.