logo search
Введение в туризм

Тема 2.4. Туристический рынок. Мотивации туристов

Понятие туристического рынка. Иерархия туристических потребностей. Туристический рынок – рынок покупателей. Ценовая и неценовая конкуренция. Сегментация туристического рынка. Туристический спрос. Особенности туристического рынка. Основные мотивации туристов: физическая, психическая, культурная, межличностная, престижная, мотивация развлечений. Дифференцированный подход к организации туристического обслуживания.

Туристический рынок – это все разнообразные отношения, связанные с экономически аспектом занятия туризмом. Это также как потенциальные, так и уже существующие покупатели туристического продукта. Продавцы и покупатели определяют, что они хотят продать или купить и на каких условиях может быть реализована эта трансакция.

Общая дефиниция туристического рынка включает в себя отношения обмена (товарно-денежного) между людьми или институтами, которые делают предложение и продают блага и услуги туристам и людьми или институтами, которые их приобретают и которые являются предметом туристических потребностей, отражающими туристический спрос.

Элементы туристического рынка:

Субъекты спроса и предложения;

Объекты – все блага и услуги, которые подлежат обмену, а также взаимоотношения, которые устанавливаются между субъектами рынка туристических услуг.

Успешному осуществлению туристической деятельности способствует сегментация рынка, основанная на политике создания и реализации туристического продукта, ориентированного на определенные узкие сегменты путешественников (бизнесменов, молодоженов, детский туризм). Таким образом туристическая фирма осваивает свой определенный сегмент, свою нишу на рынке туристических услуг.

Основными критериями сегментации рынка являются географический, социальный и психологический. Осваивая определенную нишу, следует учитывать географическое положение региона, социокультурные традиции в стране, социально-экономическую ситуацию, а также психологические факторы, определяющие стили современной жизни, составной частью которых является престижный отдых и дальние путешествия.

Мотивация путешествий

Одним из факторов, определяющих поведение туристов, являются мотивы его туристического выезда. Под мотивами мы понимаем психический фактор, определяющий поведение индивида в данной ситуации. Изучение мотивации в психологии относится к числу ее наиболее сложных проблем. В настоящее время все еще отсутствуют надежные инструменты, позволяющие точно определить мотивы, которыми руководствуется индивид, принимая то или иное решение, совершая тот или иной выбор, демонстрируя то или иное поведение. В будущем при планировании туристических продуктов следует опираться не только на мотивы, склоняющие к приобретению тех или иных туров, но и наоборот, блокирующих принятие такого решения (напр., выезд в «горячие точки»).

В литературе по данной проблеме выделяются следующие мотивы:

  1. Отдельно классифицируются мотивы, связанные с желанием покинуть на некоторое время места своего постоянного пребывания:

  1. Мотивы, связанные с желание проведения определенного времени с кем-либо вне места постоянного проживания:

  1. Мотивы, связанные с желанием заведения новых знакомств, поиска новых друзей.

  2. Мотивы, связанные с желанием поддерживать стереотипы и нормы, принятые в среде, к которой принадлежит индивид.

  3. Мотивы, связанные с удовлетворением эмоциональных и эстетических потребностей:

  1. Мотивы, связанные с удовлетворением творческих потребностей:

  1. мотив работы в пользу людей, проживающих в туристических местностях.

  2. Мотивы, связанные с удовлетворением биологических потребностей:

  1. Мотивы, связанные с занятием туризмом в широком смысле этого слова, например, туризм с целью заработка, спорта, культа, обучения и т.п.