Тема 4.3. Структура управления туризмом в Республике Беларусь. Общественные организации в туризме
Структура управления туризмом в Республике Беларусь. Задачи государственной политики в сфере туризма. Региональная структура управления туризмом.
Общественные организации на белорусском рынке.
Государственное регулирование развития туризма.
Полезность туристского продукта с точки зрения самого туриста, экономики страны его постоянного проживания и принимающей страны, с точки зрения общества и природной среды различны.
Производство и потребление туристских услуг объективно порождает как положительные, так и отрицательные эффекты в социально-экономической системе.
Отрицательные эффекты связаны с упущенными экономическими возможностями (например, вследствие изъятия территорий, пригодных для иных целей), ростом антропогенной нагрузки на окружающую среду и объекты инфраструктуры и т.д.
С целью минимизации негативных и увеличения положительных эффектов, порождаемых функционированием отрасли, государство регулирует течение рыночных процессов в туризме.
Регулирующие функции государства в сфере туризма включают:
1) Создание правовой базы. Принятие законов и нормативных актов, контроль над их соблюдением; защита законных прав и интересов всех участников рыночных отношений.
2) Демонополизация и стимулирование конкурентных отношений. Способствует расширению туристского рынка, влияет на динамику объемов реализации услуг, занятости и цен в отрасли.
3) Регулирование отдельных видов туристской деятельности. Поддержание экономической стабильности и стимулирование приоритетных видов туризма, рационального использования туристских ресурсов, обеспечения охраны окружающей среды, проведения научных исследований в сфере туризма и т.д.
4) Социальная функция. Распределение или бесплатное предоставление государством туристских услуг категориям населения, не способным покупать их на рынке.
5) Анализ и планирование развития. Разработка программ, концепций и проектов, статистический анализ, межотраслевая и межрегиональная координация в туризме.
6) Кадровая функция
7) Обеспечение научных исследований.
8) Международное сотрудничество
9) Продвижение национальных туристских продуктов.
Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических методов управления
Существующая трехуровневая система государственного регулирования в туризме представлена национальными, региональными и местными специальными государственными органами (рисунок 4).
Помимо общей регламентации, координации и контроля в сфере туризма, деятельность органов каждого уровня содержит меры государственной поддержки развития отрасли:
- льготы в налогообложении,
- упрощение погранично-таможенного режима,
- создание благоприятных условий для инвестиций в туризм,
- увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, подготовку туристских кадров,
- стимулирование научных изысканий в туризме,
- продвижение на внутреннем и зарубежных рынках.
Общественные организации в сфере туризма рассматривают аспекты, регулирование которых не входит в компетенцию государства: консультационные и исследовательские функции, организация продвижения, лоббирование интересов отрасли и т.д.
Наиболее влиятельные общественные организации в РФ:
- Российская Ассоциация туристических агенств (РАТА);
- Российская Ассоциация социального туризма (РАСТ) и др.
Правовая база туристского бизнеса в РФ представлена:
- Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
- Федеральным законом «О защите прав потребителей»;
- Федеральными и местными программами «Развитие туризма в РФ»;
- «Концепцией развития туризма в РФ»
- федеральными законами о лицензировании отдельных видов деятельности.
Субъекты государственного регулирования развития туризма
Единая концепция развития туризма
Методы государственного регулирования
Инструменты государственного регулирования
Объекты государственного регулирования развития туризма
Рисунок 4 - Система государственного регулирования
развития туризма
Основное направления деятельности перераспределяется субъектам РФ, где федеральные законы и программы проецируются на реальное положение дел для той или иной территории. На основании федеральной программы отдельные регионы разрабатываю собственные программы развития туризма.
В целом, успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел 1. Значение туризма в жизни общества
- Тема 1.1. Функции, история и факторы развития туризма
- Функции, история и факторы развития туризма
- Тема 1.2. Значение туризма в решении экономических и социальных проблем общества
- Раздел II. Организационные основы туризма
- Тема 2.1. Международная туристическая статистика
- 1.2. Цели и задачи
- Тема 2.2. Классификация туристических маршрутов, туров и пакетов туруслуг
- Классификация туров
- Тема 2.3. Понятие туристического продукта. Состав тура. Формирование, продвижение и реализация туров
- Тема 2.4. Туристический рынок. Мотивации туристов
- Тема 2.5. Индустрия туризма и гостеприимства
- Халяльная индустрия туризма и гостеприимства. Новые стандарты качества
- Раздел III. Международный туристический рынок
- Тема 3.1. Характеристика международного туристического рынка
- Дифференциация туристического рынка
- Тема 3.2. Международные туристические организации и мероприятия
- Тема 3.3. Туроператорский, турагентский, гостиничный бизнес на международном рынке
- Раздел IV. Туристический рынок Республики Беларусь
- Тема 4.1. Современное состояние туризма в республике беларусь
- Тема 4.2. Динамика белорусского туризма. Структура рынка
- Тема 4.3. Структура управления туризмом в Республике Беларусь. Общественные организации в туризме
- Тема 4.4. Приоритетные направления развития туризма в Республике Беларусь
- 5 Александрова а.Ю. Международный туризм Глава іі. Статистика международного туризма §4. Основные направления совершенствования статистики международного туризма