logo
Введение в туризм

Функции, история и факторы развития туризма

Функции. Путешествия не являются открытием современного общества. Люди всегда куда-нибудь путешествовали и возвращались в места постоянного проживания. Туризм возник в глубокой древности как ответ на вызов времени: человек передвигался в поисках пищи и более комфортных условий жизни. Таким ответом он оставался на протяжении всей своей многотысячелетней истории. На смену религиозной, прооздоровительной, экономической и образовательной функциям, игравшим ведущую роль в мотивации туристского движения разных эпох, в эпоху постсовременности пришла составляющая развлекательная, находящаяся в русле духа времени общества потребления.

Туризм как социокультурный феномен, возникший на стыке различных культур, всегда отвечал, прежде всего, духовным запросам человека и выполнял следующие функции:

Постсовременное общество, расставшееся со стадией производства и вступившее в фазу расширенного потребления, переориентировалось на отдых, развлечение и международный туризм, как одну из самых привлекательных и популярных форм организации свободного времени. Основными являются следующие функции:

Развитию туризма сопутствуют и негативные явления, дисфункции туризма. Основными дисфункциями туризма являются следующие:

Туризм явился одним из самых сильных ответов на социокультурные и духовные сдвиги, произошедшие на переломе тысячелетий. Это нашло свое отражение в целях, направлениях, стандартах современного туризма, призванного, с одной стороны, удовлетворить возросшие духовные потребности человека в расширенном потреблении, а, с другой стороны, задать новые параметры его духовной жизни через предложение "новых" образцов и стилей жизни, стандартов и норм поведения.

Именно адекватность современного туризма духовным запросам человека постсовременного общества вывела его в четверку ведущих – после топливной, химической и автомобильной – отраслей экономики по выручке от экспорта. 12:47

Факторы развития туризма

Туризм – это двумерный социальный феномен. С одной стороны, - это срез определенной социальной реальности (в статистическом понимании туризма), с другой стороны, туризм – это конгломерат сложных социальных процессов, протекающих в самом туризме (в динамическом понимании туризма). Поэтому для того, чтобы понять социальную картину туризма, следует обратиться к социальным факторам его развития.

Исходным пунктом в определении факторов развития современного туризма является принятие принципа, согласно которому туризм является компенсационным (выравнивающим) феноменом общественной жизни. При этом следует помнить о том, что происхождение и развитие туризма заключаются в слабой способности человека адаптироваться к окружающей среде. Это проявляется, например, в том, что промышленная цивилизация и рост спроса на туризм взаимосвязаны. Так, промышленная цивилизация приводит к росту туристических услуг, что обеспечивается возросшими возможностями путешествий в результате развития личного и общественного транспорта, ростом влияния СМИ, подъемом уровня образования, изменением стилей жизни и т.п.

Отдельную группу стимуляторов развития туризма составляют разнообразные потребности людей.

В общественных науках (в основном в социологии) потребности играют особую роль, поскольку определяют потребность в различных благах и услугах, в рамках которых располагается и туризм. В свете теории А. Маслова, люди обладают специфической структурой потребностей, в соответствии с которой каждый человек проходит через четыре фазы развития потребностей: основных, общественных, самоопределения и самореализации.

Туризм как специфическую группу потребностей следует отнести к группе потребностей более высокого порядка, т.е. самоопределения и самореализации. Туристическая активность позволяет человеку самореализоваться. Социально-экономическое развитие общества и рост материальных возможностей приводят к тому, что происходит переоценка ценностей, при которой ценности высшего порядка могут перейти разряд основных. На примере развития рынка туристических услуг хорошо просматриваются такие перемещения: путешествия, бывшие прежде предметом роскоши (потребности высшего порядка), становятся в результате переоценки постоянной потребностью низшего порядка. При этом туристические потребности становятся двигателем развития туризма. Перед конкретизацией потребностей должны появиться конкретные и убедительные мотивации, или побуждения, склоняющие человека к определенному поведению и регулирующие это поведение.

Потребности занятия туризмом могут действительно воплотиться тогда, когда появляются очередные факторы, стимулирующие или организующие их развитие. В практике такое состояние наполняется туристическими благами и услугами.

В рамках социальных факторов развития туризма следует отметить следующие:

Число факторов, воздействующих на развитие туризма, весьма значительно. Эти факторы можно сгруппировать в зависимости от силы их влияния на развитие туризма. Возможны также и иные критерии их классификации. Например, известный польский социолог туризма В. Гаворецкий предлагает классифицировать эти факторы на:

По критерию причины развития туризма можно классифицировать четыре группы: исторические предпосылки (промышленная и технологическая революция), социальные предпосылки (свободное время, право на отпуск, рост материального благосостояния людей, желание познания и посещения), экономические предпосылки (спрос, предложение, доход и прибыли, связанные с туризмом), политические предпосылки (социальная политика государства, туристическая политика, войны, терроризм)2.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4