logo search
ответы

2 Фактор – угол вылета снаряда.

УГОЛ ВЫЛЕТА СНАРЯДА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В МЕТАНИЯХ. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕХАНИКИ ОПТИМАЛЬНЫЙ УГОЛ ВЫЛЕТА СНАРЯДА - 45° (В БЕЗВОЗ­ДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И БЕЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ КАКИХ-ЛИБО ДРУГИХ СИЛ). В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ УГОЛ ВЫЛЕТА СНАРЯДА РАЗЛИЧЕН ВО ВСЕХ ВИДАХ МЕТАНИЙ, ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ МЕТАТЕЛЯ И ВЕСУ СНАРЯДА.

В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ МЕТАНИЯХ УГОЛ ВЫЛЕТА СНАРЯДА ЗАВИСИТ ОТ: НАЧАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ВЫЛЕТА СНАРЯДА; ВЫСОТЫ ВЫПУСКА СНАРЯДА; АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СНАРЯДА; СКОРОСТИ РАЗБЕГА; СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРЫ (НАПРАВЛЕНИЕ И СКОРОСТЬ ВЕТРА).

УГОЛ ВЫЛЕТА В ТОЛКАНИИ ЯДРА КОЛЕБЛЕТСЯ ОТ 38° ДО 42°, НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ УГОЛ В 40°, ДАЛЬНЕЙШЕЕ УВЕЛИЧЕНИЕ УГЛА ОБОЗНАЧЕННЫХ ВЫШЕ ГРАНИЦ, ПРИВОДИТ К СНИЖЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТА.

УГОЛ ВЫЛЕТА В МЕТАНИИ ДИСКА: У ЖЕНЩИН - 33-35°, У МУЖ­ЧИН - ОТ 36 ДО 39°. ЭТО, МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ РАЗНЫМ ВЕСОМ СНАРЯДОВ, РАЗЛИЧНОЙ СКОРОСТЬЮ ВЫЛЕТА И РАЗНОЙ ПЛОЩАДЬЮ ПО­ВЕРХНОСТИ СНАРЯДА.

ОПТИМАЛЬНЫЙ УГОЛ ВЫЛЕТА В МЕТАНИИ КОПЬЯ НАХОДИТСЯ В ПРЕДЕЛАХ ОТ 27 ДО 30° ДЛЯ ПЛАНИРУЮЩЕГО КОПЬЯ, Т. Е. СТАРОГО ОБРАЗЦА. С ВВЕДЕНИЕМ КОПЬЯ СО СМЕЩЕННЫМ ЦЕНТРОМ ТЯЖЕСТИ УГОЛ УВЕЛИ­ЧИЛСЯ ДО 33-36°.

УГОЛ ВЫЛЕТА В МЕТАНИИ ГРАНАТЫ НАХОДИТСЯ В ПРЕДЕЛАХ 40-42°.

В МЕТАНИИ МОЛОТА САМЫЙ БОЛЬШОЙ УГОЛ ВЫЛЕТА - 44°. ЭТО МОЖ­НО ОБЪЯСНИТЬ БОЛЬШОЙ МАССОЙ СНАРЯДА И БОЛЬШОЙ НАЧАЛЬНОЙ СКОРОСТЬЮ ВЫЛЕТА.

ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ СКОРОСТИ РАЗБЕГА УГОЛ ВЫЛЕТА СНАРЯДА ВО ВСЕХ ВИДАХ МЕТАНИЙ НЕЗНАЧИТЕЛЬНО ПОВЫШАЕТСЯ, КРОМЕ МЕТАНИЯ ДИСКА, ГДЕ, НАОБОРОТ, УГОЛ ВЫЛЕТА ПОНИЖАЕТСЯ.

3 ФАКТОР – ВЫСОТА ВЫПУСКА СНАРЯДА.

ВЫСОТА ВЫПУСКА СНАРЯДА ТАКЖЕ ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ В МЕТАНИЯХ: ЧЕМ ВЫШЕ ВЫСОТА, ТЕМ ДАЛЬШЕ ЛЕТИТ СНАРЯД, ПОЭТОМУ ПРИ СПОРТИВНОМ ОТБОРЕ В МЕТАНИИ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО СИЛОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, НО И РОСТ, И ДЛИНУ РУК СПОРТСМЕНОВ.

4 ФАКТОР - СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ.

ПРИ МЕТАНИЯХ МОЛОТА, ГРАНАТЫ, МАЛОГО МЯЧА И ТОЛКАНИИ ЯДРА СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ МАЛО И ПОСТОЯННО, ПОЭТОМУ ИХ ЗНАЧЕНИЕ ОБЫЧНО НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ. А ПРИ МЕТАНИИ КОПЬЯ И ДИСКА, Т. Е. СНАРЯДОВ, ОБЛАДАЮЩИХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ СВОЙСТВА­МИ, ВОЗДУШНАЯ СРЕДА ОКАЗЫВАЕТ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕ­ЗУЛЬТАТ.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДИСКА ПРИМЕРНО В 4,5 РАЗА ЛУЧШЕ, ЧЕМ КОПЬЯ. В ПОЛЕТЕ ЭТИ СНАРЯДЫ ВРАЩАЮТСЯ: КОПЬЕ - ВОКРУГ СВОЕЙ ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ, А ДИСК - ВОКРУГ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСИ. КОПЬЕ СОВЕРШАЕТ ПРИМЕРНО 25 ОБОРОТОВ, ЧТО НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ ГИ­РОСКОПИЧЕСКОГО МОМЕНТА, НО ЭТА СКОРОСТЬ ВРАЩЕНИЯ СТАБИЛИЗИРУЕТ ПОЛОЖЕНИЕ КОПЬЯ В ПОЛЕТЕ. ПРИ ПОЛЕТЕ ДИСКА ВРАЩЕНИЕ ЕГО СО­ЗДАЕТ ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ МОМЕНТ (ЭФФЕКТ КРЫЛА), КОТОРЫЙ ПРОТИВОДЕЙСТВУЕТ ПОВО­РОТУ ДИСКА ВОКРУГ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСИ И СТАБИЛИЗИРУЕТ ЕГО ПОЛОЖЕ­НИЕ В ВОЗДУХЕ.

В ПОЛЕТЕ ВОЗНИКАЕТ СИЛА ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ, КОТОРАЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОТНОШЕНИЕМ ПЛОЩАДИ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ СНАРЯДА К СИЛЕ И СКОРОСТИ НАБЕГАЮЩЕГО ПОТОКА ВОЗДУХА. НАБЕГАЮЩИЙ ПОТОК ВОЗДУХА ДАВИТ НА ПЛОЩАДЬ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ СНАРЯДА, ОБ­ТЕКАЯ ЕГО. С ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЫ ВОЗНИКАЕТ ОБЛАСТЬ ПО­НИЖЕННОГО ДАВЛЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ПОДЪЕМНУЮ СИЛУ, ВЕЛИ­ЧИНА КОТОРОЙ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ СКОРОСТИ НАБЕГАЮЩЕГО ПОТОКА ВОЗ­ДУХА И УГЛА АТАКИ СНАРЯДА. В МЕТАНИИ КОПЬЯ И ДИСКА ПОДЪЕМНАЯ СИЛА ПРЕВЫШАЕТ ЛОБОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ, УВЕЛИЧИВАЯ ТЕМ САМЫМ ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА СНАРЯДА. В МЕТАНИИ КОПЬЯ ОПТИМАЛЬНЫЙ УГОЛ АТАКИ НАХОДИТСЯ В ПРЕДЕЛАХ 2-10°.

УГОЛ АТАКИ МОЖЕТ БЫТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ. ПРИ ВСТРЕЧНОМ ВЕТРЕ НЕОБХОДИМО УМЕНЬШАТЬ УГОЛ АТАКИ, ТЕМ САМЫМ, УМЕНЬШАЯ СИЛУ ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ. ПРИ МЕТАНИИ ЖЕНСКОГО ДИСКА ВСТРЕЧНЫЙ ВЕТЕР ТРЕБУЕТ БОЛЬШЕГО СНИЖЕНИЯ УГЛА ВЫЛЕТА, ЧЕМ ПРИ МЕТАНИИ МУЖСКОГО ДИСКА.

МЕТАЯ ДИСК ПРИ ПОПУТНОМ ВЕТРЕ УГОЛ АТАКИ НАОБОРОТ НЕОБХОДИМО ПОВЫШАТЬ ДО 44°, СОЗДАВАЯ ТЕМ САМЫМ ДИСКУ СВОЙСТВА ПАРУСА. ДАЛЬ­НОСТЬ МЕТАНИЯ СНАРЯДА БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА УГОЛ ВЫЛЕТА: ЧЕМ ДАЛЬШЕ ЛЕТИТ СНАРЯД, ТЕМ БОЛЬШЕ УГОЛ ВЫЛЕТА.

ВО ВСЕХ ВИДАХ МЕТАНИЯ, КРОМЕ ТОЛКАНИЯ ЯДРА, СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СНАРЯД (СИЛА ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ) НЕ ВЛИЯЕТ НА УГОЛ ВЫ­ЛЕТА. ПРИ ТОЛКАНИИ ЯДРА, ЧЕМ МЕНЬШЕ СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СНАРЯД, ТЕМ БОЛЬШЕ УГОЛ ВЫЛЕТА, И НАОБОРОТ.

В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ЦЕЛОСТНОЕ ДЕЙСТВИЕ МЕТАНИЯ МОЖНО УСЛОВНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЧЕТЫРЕ ФАЗЫ:

- ДЕРЖАНИЕ СНАРЯДА;

- ПОДГОТОВКА К РАЗБЕГУ И РАЗБЕГ;

- ФИНАЛЬНОЕ УСИЛИЕ;

- ТОРМОЖЕНИЕ ПОСЛЕ ВЫПУСКА СНАРЯДА.

ДЕРЖАНИЕ СНАРЯДА. ЗАДАЧА ЭТОЙ ЧАСТИ МЕТАНИЯ – ДЕРЖАТЬ СНАРЯД ТАК, ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ МЕТАНИЕ СВОБОДНО, С ОПТИМАЛЬНОЙ АМПЛИТУДОЙ ДВИЖЕНИЯ. ПРАВИЛЬНОЕ ДЕРЖАНИЕ ДОЛЖНО СПОСОБСТВОВАТЬ ПЕРЕДАЧЕ МЕТАТЕЛЕМ СНАРЯДУ СИЛЫ ДЛЯ ЕГО ДВИЖЕНИЯ ПО НАИБОЛЬШЕМУ ПУТИ В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ, А ТАКЖЕ ВЫБРАСЫВАНИЮ СНАРЯДА С НАИБОЛЬШЕЙ СКОРОСТЬЮ.

ПОДГОТОВКА К РАЗБЕГУ И РАЗБЕГ. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЭТОЙ ЧАСТИ – СООБЩЕНИЕ СИСТЕМЕ «МЕТАТЕЛЬ-СНАРЯД» ОПТИМАЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОЙ СКОРОСТИ. ПОД ОПТИМАЛЬНОЙ СКОРОСТЬЮ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПОНИМАЕТСЯ НАИБОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ, ПРИ КОТОРОЙ МЕТАТЕЛЬ В СОСТОЯНИИ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИНАЛЬНОГО УСИЛИЯ.

В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ МЕТАНИЯХ РАЗБЕГ ВЫПОЛНЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: 1) ПОСТУПАТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ (ГРАНАТА, КОПЬЕ, ЯДРО); 2) ВРАЩАТЕЛЬНО-ПОСТУПАТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ (ДИСК, МОЛОТ, ЯДРО).

В ПОСТУПАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ СКОРОСТЬ СИСТЕМЫ «МЕТАТЕЛЬ - СНАРЯД» ДОСТИГАЕТСЯ ИЛИ ПРИ РАЗБЕГЕ В ФОРМЕ БЕГА (КОПЬЕ И ГРАНАТА) ИЛИ В ФОРМЕ СКАЧКА (ЯДРО); ВО ВРАЩАТЕЛЬНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОМ – В ФОРМЕ ОДНОГО ПОВОРОТА (ДИСК, ЯДРО) ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПОВОРОТОВ (МОЛОТ).

ВО ВРЕМЯ РАЗБЕГА, СИСТЕМЕ «МЕТАТЕЛЬ-СНАРЯД» ПРИДАЕТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, КОТОРАЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ МЕТАНИЙ БУДЕТ РАЗ­ЛИЧНА (В ТОЛКАНИИ ЯДРА - 2-3 М/С; В МЕТАНИИ КОПЬЯ И ДИСКА - 7-8 М/С; В МЕТАНИИ МОЛОТА - 23 М/С). СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО В ТОЛКАНИИ ЯДРА И МЕТАНИИ КОПЬЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЛИНЕЙНАЯ СКОРОСТЬ, А В МЕТАНИИ ДИСКА И МОЛОТА - УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ.

В МЕТАНИЯХ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ДЛЯ ПРИДАНИЯ СКОРОСТИ СИСТЕМЕ «МЕТАТЕЛЬ-СНАРЯД» НЕОБХОДИМО ДАННЫЙ СНАРЯД «ВЕСТИ» ЗА СОБОЙ, А НЕ «ИДТИ» ЗА НИМ. ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДВИЖЕ­НИЮ СНАРЯДА ДОЛЖНА ПРЕДШЕСТВОВАТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА МЫШЕЧНЫХ УСИЛИЙ, СОЗДАЮЩИХ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ.

РАЗБЕГ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПОДГОТОВКОЙ К ФИНАЛЬНОМУ УСИЛИЮ. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЭТОЙ ЧАСТИ МЕТАНИЯ – ПРИ МИНИМАЛЬНОЙ ПОТЕРЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СНАРЯДА УСКОРЕННЫМ ДВИЖЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА РАСТЯНУТЬ МЫШЦЫ ВСЕХ ЗВЕНЬЕВ ТЕЛА ТАК, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО СОКРАЩЕНИЯ, ТЕМ САМЫМ ПРИДТИ В ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ЧТОБЫ СНАРЯД ОКАЗАЛСЯ НА ВОЗМОЖНО БОЛЬШЕМ РАССТОЯНИИ ОТ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ТОЧКИ ВЫЛЕТА, Т. Е. УВЕЛИЧИТЬ ПУТЬ РАЗГОНА СНАРЯДА И СОЗДАТЬ НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИНАЛЬНОГО УСИЛИЯ.

ФИНАЛЬНОЕ УСИЛИЕ. ЗАДАЧА ЭТОЙ ЧАСТИ МЕТАНИЯ СООБЩЕНИЕ СНАРЯДУ МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ВЫЛЕТА ПОД ОПТИМАЛЬНЫМ УГЛОМ ПРИ ПРАВИЛЬНОМ ЕГО РАСПОЛОЖЕНИИ В ПРОСТРАНСТВЕ. ЭТА ЗАДАЧА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ БЫСТРОГО, СТРОГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО СОКРАЩЕНИЯ МЫШЦ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО МЫШЦ НОГ.

В ФИНАЛЬНОМ УСИЛИИ СПОРТ­СМЕН ДОЛЖЕН ВЫПОЛНЯТЬ ДВИЖЕНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПУТИ, НЕ ОТ­КЛОНЯЯСЬ ОТ НЕГО, ЭТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЕКТОР ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СКОРОСТИ СИСТЕМЫ «МЕТАТЕЛЬ-СНАРЯД» СОВПАЛ С ВЕКТОРОМ НАЧАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ВЫЛЕТА СНАРЯДА. В ПРАКТИКЕ ЭТО НАЗЫВАЮТ «ПОПАСТЬ В СНА­РЯД», ХАРАКТЕРИЗУЯ ТЕМ САМЫМ ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МЕТАТЕЛЯ.

ВО ВРЕМЯ ФИНАЛЬНОГО УСИЛИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СКОРОСТЬ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕДАЧА КОЛИЧЕСТВА ДВИ­ЖЕНИЙ СИСТЕМЫ «МЕТАТЕЛЬ-СНАРЯД» НЕПОСРЕДСТВЕННО СНАРЯДУ. ПРИ ЭТОМ СКОРОСТЬ СНАРЯДА В ФИНАЛЬНОЙ ЧАСТИ В МЕТАНИИ КОПЬЯ И ТОЛКА­НИИ ЯДРА УВЕЛИЧИВАЕТСЯ В 4-5 РАЗ, В МЕТАНИИ ДИСКА - В 2 РАЗА, А В МЕТАНИИ МОЛОТА В ФАЗЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАСКРУЧИВАНИЯ СНАРЯДА СКОРОСТЬ В 4-5 РАЗ ВЫШЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ. В МЕТАНИИ МОЛОТА ИНЕРЦИЯ ДВИЖЕ­НИЯ РАСКРУЧЕННОГО СНАРЯДА НАСТОЛЬКО ВЕЛИКА, ЧТО СПОРТСМЕН ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ МЫШЕЧНЫХ УСИЛИЙ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВЕННО ВЛИЯТЬ НА СКОРОСТЬ СНАРЯДА И ПОЧТИ ВСЕ ЕГО УСИЛИЯ НАПРАВЛЕНЫ НА ПОДДЕРЖАНИЕ СКОРОСТИ И СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕГО ВЫПУСКА.

ТОРМОЖЕНИЕ ПОСЛЕ ВЫПУСКА СНАРЯДА. ЗАДАЧА ЭТОЙ ЧАСТИ – ПОГАСИТЬ ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ИНЕРЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ МЕТАТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ НЕ НАРУШИТЬ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВСЕХ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ В НАЧАЛЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЕЗУЛЬТАТ В МЕТАНИИ ВОЗМОЖНО ПРИ УСЛОВИИ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИКИ В МЕТАНИИ ЗАВИСИТ ОТ РАЗВИТИЯ ТАКИХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КАК – СИЛА, СКОРОСТЬ, СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, КООРДИНАЦИЯ И ГИБКОСТЬ.

СКОРОСТЬ ВЫЛЕТА СНАРЯДА НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАВИСИТ ОТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СКОРОСТИ В РАЗБЕГЕ, КОТОРАЯ СООБЩАЕТСЯ СИСТЕМЕ «МЕТАТЕЛЬ-СНАРЯД» ЗА СЧЕТ РАБОТЫ МЫШЦ НОГ И ТУЛОВИЩА, А В ФАЗЕ ФИНАЛЬНОГО УСИЛИЯ СИСТЕМА ПЕРЕДАЕТ СКОРОСТЬ СНАРЯДУ ЗА СЧЕТ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК, А ТАКЖЕ ЗА СЧЕТ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ НИЖНИХ ЗВЕНЬЕВ ТЕЛА. ЭТО ОТНОСИТСЯ К МЕТАНИЮ ГРАНАТЫ, КОПЬЯ, ДИСКА И ТОЛКАНИЮ ЯДРА.

В МЕТАНИИ МОЛОТА ИНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. СНАЧАЛА РАБОТА МЫШЦ РУК И ВЕРХНЕГО ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА ПРИДАЮТ СКОРОСТЬ, И ЗАТЕМ, ПО МЕРЕ УВЕЛИЧЕНИЯ СКОРОСТИ СНАРЯДА, ВКЛЮЧАЮТСЯ МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА И НОГ, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ УДЕРЖАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА И ДВИЖЕНИЮ ЕГО ВОКРУГ ОСИ С ПРОДОЛЬНЫМ ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЕД, ПРОТИВОДЕЙСТВУЯ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СИЛЕ СНАРЯДА.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СКОРОСТЬ НАБИРАЕТСЯ НА БОЛЕЕ ДЛИННОМ ПУТИ ДВИЖЕНИЯ, ПЛАВНО, ДО ОПТИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ. В ФАЗЕ ФИНАЛЬНО­ГО УСИЛИЯ ЭТА СКОРОСТЬ ДОСТИГАЕТ ТАКИХ МАКСИМАЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН, НА КАКИЕ ТОЛЬКО СПОСОБЕН МЕТАЮЩИЙ, И В ПОСЛЕДНЕЙ ЧАСТИ ЭТОЙ ФАЗЫ ПЕ­РЕДАЕТСЯ СНАРЯДУ.

В ПРИДАНИИ СКОРОСТИ СНАРЯДУ УЧАСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ЗВЕНЬЯ ТЕЛА И РАЗЛИЧНЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ПРИЧЕМ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ ДОЛЖНЫ КАК БЫ НАСЛАИВАТЬСЯ НА ПРЕДЫДУЩИЕ. НАЧИ­НАЮТ РАБОТУ МЫШЦЫ НОГ, ЗАТЕМ - МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА, ПЛЕЧ, ПРЕД­ПЛЕЧЬЯ, А ЗАВЕРШАЮТ РАБОТУ МЫШЦЫ КИСТИ.

ЗА СЧЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В РАБОТУ ЗВЕНЬЕВ ТЕЛА СНИЗУ-ВВЕРХ В ФАЗЕ ФИНАЛЬНОГО УСИЛИЯ ПРОИСХОДИТ ПЕРЕНОС КОЛИЧЕСТВА ДВИЖЕНИЯ С НИЖНИХ ЗВЕНЬЕВ НА ВЕРХНИЕ, ЗДЕСЬ ТАКЖЕ В РАБОТУ ВКЛЮ­ЧАЮТСЯ РАСТЯНУТЫЕ МЫШЦЫ В КАЖДОМ ЗВЕНЕ, И КАЖДОЕ ЗВЕНО ВКЛЮЧА­ЕТСЯ В РАБОТУ НА СКОРОСТИ, А НЕ С МЕСТА. ПРИЧЕМ СКОРОСТЬ ЗВЕНЬЕВ ВОЗРАСТАЕТ СНИЗУ ВВЕРХ.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ СКОРОСТЬ ВЫЛЕТА СНАРЯДА, МОЖНО ИДТИ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ: 1) УВЕЛИЧИТЬ СИЛУ; 2) УВЕЛИЧИТЬ ПУТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ СИЛЫ; 3) УМЕНЬШИТЬ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ СИЛЫ; 4) КОМПЛЕКСНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПО ТРЕМ ПРЕДЫДУЩИМ.

МЕТАТЕЛЬ, ПОСТОЯННО РАБОТАЕТ НАД УВЕЛИЧЕНИЕМ СИЛЫ МЫШЦ, НО ЭТОТ ПРОЦЕСС ДЛИТЕЛЬНЫЙ, И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ НЕЛЬЗЯ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ УВЕЛИЧИВАТЬ МЫШЕЧНУЮ СИЛУ, ТАК КАК У ЧЕЛОВЕ­ЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА ЕСТЬ СВОЙ ПРЕДЕЛ.

СПОРТСМЕН ОГРАНИЧЕН ПРАВИЛАМИ СОРЕВНОВАНИЙ, Т. Е. МЕС­ТОМ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕТАНИЯ. ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕХНИКЕ МЕТАНИЙ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ В ОСНОВ­НОМ КАСАЛИСЬ ФАЗЫ РАЗБЕГА. ТОЛЬКО В ТОЛКАНИИ ЯДРА БЫЛА СДЕЛАНА ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ СКАЧКООБРАЗНЫЙ ПРЯМОЛИНЕЙНЫЙ РАЗБЕГ НА ВРАЩАТЕЛЬНЫЙ, ВПЕРВЫЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ ТЕХНИКУ ТОЛКАНИЯ ЯДРА С ПОВОРОТА СОВЕТСКИЙ МЕТАТЕЛЬ А. БАРЫШНИКОВ. В ЭТИХ ДВУХ ВИДАХ ТЕХНИКИ ТОЛКАНИЯ ЯДРА ЕСТЬ СВОИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.

СЛЕДУЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭТО УМЕНЬШЕНИЕ ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ ДАННОЙ СИЛЫ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ПУТИ, Т. Е. СПОРТ­СМЕН РАБОТАЕТ КОНКРЕТНО НЕ НАД РАЗВИТИЕМ СИЛЫ, А НАД УВЕЛИЧЕНИЕМ ПРИРОСТА СИЛЫ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ, НАД БЫСТРОТОЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ДАННОЙ СИЛЫ, КОТОРАЯ ОТНОСИТСЯ К СКОРОСТНО-СИЛОВЫМ КАЧЕСТВАМ. ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ИМЕЕТ БОЛЬШЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ТЕХНИКИ МЕТАНИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

6.

7. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА ИГРАЕТ ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ БОЛЕЕ ДОСТУПНЫ И ПРОСТЫ, ЧЕМ УПРАЖНЕНИЯ ДРУГИХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ. ИХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА И СТЕПЕНИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ СУЩЕСТВУЮТ ТРИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ: УРОК, СЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. ЭТИ ФОРМЫ ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ОБЩИМИ ЗАДАЧАМИ И ЦЕЛЯМИ И ЛИШЬ УСЛОВНО ДЕЛЯТСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ПРИНЦИПУ. ОСНОВНОЙ ФОРМОЙ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ УРОК.

В ОСНОВЕ УРОКОВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ ЛЕЖИТ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ДВИЖЕНИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ. ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ НОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ РАСШИРЯЕТСЯ «ДВИГАТЕЛЬНЫЙ КРУГОЗОР» УЧАЩИХСЯ, УВЕЛИЧИВАЮТСЯ ИХ ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ. УРОКИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ ВОСПИТЫВАЮТ ТАКЖЕ И МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ. НО, НЕ СМОТРЯ НА ПРОСТОТУ И ДОСТУПНОСТЬ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ, НА ЗАНЯТИЯХ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.

УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ ТРЕБУЮТ ПРАВИЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ОСНОВАННОГО НА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБОСНОВАННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА, ВРЕМЕНИ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ, ВОЗРАСТА И ПОЛА УЧЕНИКОВ, СТЕПЕНИ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ДРУГИХ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ. ЗНАНИЕ ВСЕХ ЭТИХ ФАКТОРОВ ПОЗВОЛИТ УЧИТЕЛЮ ПОДОБРАТЬ ОПТИМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА И ЕГО ПЛОТНОСТЬ, НАЙТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КАЖДОМУ УЧЕНИКУ И ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛИТЬ НАГРУЗКУ.