2.1. Описание методов исследования
Проективная методика «Тест руки» нами применялась для диагностики открытого агрессивного поведения детей и подростков. Идея создания данного теста (в 1961 году) принадлежит Э. Вагнеру.
Методика позволяет провести анализ агрессивности и предсказывать возможность агрессивных действий в поведении испытуемого, оценить уровень его агрессивности специфики тенденций, которые он противопоставляет агрессии: страх, зависимость, доброжелательность и пр.
Кроме того, мы в беседе использовали тест и для прояснения межличностных отношений испытуемых. В этом случае несколько менялась инструкция, мы просили ответить подростка о том, что делает рука, изображенная на карточке, если принадлежит отцу, матери, учителю, тренеру. Так появлялась возможность увидеть какие тенденции приписываются тому или иному субъекту межличностных отношений и проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.
Теоретическое обоснование «теста руки» исходит из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность и потому, предлагая обследуемым в качестве визуального стимула изображаемая рука, выполняющая разные действия, позволяет делать выводы о тенденциях активности и агрессивности испытуемых.
Стимульный материал к методике представляет собой 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая карточка, при показе которой испытуемого просят представить кисть руки и описать воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении, испытуемому предлагается ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука. Ответы записываются.
Оценка полученных данных осуществляется по 11 категориям:
1) агрессия – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая предмет;
2) указания – рука направляющая, ведущая, препятствующая, господствующая;
3) страх – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица и стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения себе;
4) привязанность (аффектация) – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки;
5) коммуникация – ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;
6) зависимость – рука выражает подчинение другим лицам;
7) эксгибиционизм - рука разными способами выставляет себя напоказ;
8) увечность (калечность) – рука деформирована, больна, неспособна к действиям;
9) активная безличность – ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия;
10) пассивная безличность – тоже проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;
11) описание – ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
Ответы по первым двум категориям рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого в к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспосабливаться к окружению. Четыре следующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания из суммы ответов по первым двум категориям (агрессия + указания), сумму по 4 категориям (страх + привязанность+ коммуникация+ зависимость). Ответы категорий «эксгибиционизм», «увечность» при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.е. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.
Второй методикой, применяемой в нашем исследовании,мож была методика Розенцвейга в адаптации Н.В. Тарабриной. Рисуночный тест Розенцвейга помимо выявления особенностей поведения испытуемых в состоянии фрустрации, позволяет выявить также степень выраженности агрессивных тенденций у испытуемых и ее направленность.
Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации, которые разделяются на ситуации «препятствия» и ситуации «обвинения».
Ответы классифицировались по типу и направленности реакций испытуемых. К типам агрессивности по Розенцвейгу относятся: доминирование непреодолимости помехи, отстаивание намерений, которым пытаются помешать (OD); самозащита, т.е. направленность внимания на поддержку лица, чьи планы срываются (ED); потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации (NP).
Направленность агрессивности определяется как: экстракарательная, или направленная на окружение (Е); интрокарательная, или направленная на субъекта (I); некарательная, направленная на приукрашивание неприятной ситуации или уход от нее (М).
Также с помощью теста Розенцвейга определялся уровень социальной адаптации (или показатель групповой конформности) - GCR.
- Образец для написания аттестационной работы
- На тему: «исследование агрессивности детей и подростков, занимающихся в спортивных секциях»
- Глава 1. Агрессия и агрессивность у детей и подростков
- 1.1. Понятие агрессии и существующие подходы к изучению проблемы агрессии
- Подростковая и детская агрессивность
- Глава 2. Проведение исследования
- 2.1. Описание методов исследования
- 2.2. Описание хода исследования
- Глава 3. Обсуждение полученных результатов
- 3.1. Сравнение уровней агрессивности двух исследуемых групп¸ полученных с помощью теста руки э.Вагнера
- 3.2. Сравнение показателей двух исследуемых групп, полученных с помощью теста Розенцвейга
- Заключение
- Литература: