1.1. Понятие агрессии и существующие подходы к изучению проблемы агрессии
Проблема агрессии вызывает повышенный интерес психологов как отечественных так и зарубежных. Число исследований агрессии велико, существует множество теорий, направленных на объяснение феномена агрессии и агрессивных тенденций в поведении человека и животных.
Родоначальником антропологического подхода к изучению агрессии стал итальянский психиатр Ч.Ломброзо, который связывал агрессивность с определенными конституциональными особенностями человека, которые появляются с рождением и способствуют тому, что в поведении человека проявляются агрессивные тенденции и склонность к насилию. Несмотря на существование множества модификаций данной теории, конституциональные взгляды на объяснение природы агрессии утратили свою значимость.
Биологический подход к решению вопроса о сущности и происхождении агрессии свойственен представителям этологической теории. Ее основоположник К.Лоренц полагал, что в мозгу животных и человека существует так называемый «центр агрессии», в котором происходит накопление мотивационной энергии, которая стремится к разрядке и питает энергией агрессивное поведение. Лоренц утверждает, что агрессия проявляется спонтанно в поведении людей и животных. Методологические и философские принципы данной теории неоднократно и обоснованно подвергались критике.
Психоаналитический подход к агрессивному поведению опирается непосредственно на теорию З.Фрейда, согласно которой агрессивные побуждения сводятся прямо или косвенно к наличию инстинктивных импульсов. По А.Адлеру это «воля к власти», у Саливена «чувство беспокойства», а К.Хорни полагает, что в основе агрессивных побуждений выступают такие бессознательные влечения как «первичный страх». Концепция Э.Фромма выделяет два вида агрессии: адаптивная агрессия – как оборонительная и реакция на угрозу и неадаптивная агрессия – как действия, направленные на получение удовольствия и несущие за собой нанесение вреда как жертвк, так и самому агрессору.
В рамках бихевиористского подхода родилась концепция «фрустрация-агрессия», авторами которой являются Миллер Н. и Д.Долард. Согласно представлениям авторов объектом агрессии служит источник фрустрации, агрессивный акт возникает как реакция на возникшее препятствие на пути к достижению цели.
Концепция социального научения, автором которой является А.Бандура, предполагает, что фрустрация не является достаточным условием возникновения агрессии, агрессивные тенденции могут быть вызваны любым негативно воспринимаемым стимулом. Для возникновения агрессии существенным является социальное окружение индивида, способствующее усвоению определенных паттернов поведения, в том числе и агрессивного.
Мнения о том, что агрессия является социально-приемлемым поведением, нашли свое отражение в ряде теорий, основанных на соотношении социальных и биологических факторов в этиологии агрессивного поведения. Реан А.А. называет агрессию целесообразным типом поведения, которая способствует выживанию и адаптации в агрессивной среде.
В глубоких и крупномасштабных исследованиях агрессия рассматривается как многофакторный феномен, сравниваются ситуативные и личностные детерминанты агрессивного поведения, конституциональные и социальные факторы. Потому на современном этапе разрешения проблемы агрессии и агрессивного поведения наиболее эффективным является многофакторный, синтетический подход к изучению данного феномена.
Поскольку в наши задачи не входит глубокое теоретическое изучение феномена агрессии, то ограничимся общим обзором и перейдем к рассмотрению особенностей подростковой и детской агрессии.
- Образец для написания аттестационной работы
- На тему: «исследование агрессивности детей и подростков, занимающихся в спортивных секциях»
- Глава 1. Агрессия и агрессивность у детей и подростков
- 1.1. Понятие агрессии и существующие подходы к изучению проблемы агрессии
- Подростковая и детская агрессивность
- Глава 2. Проведение исследования
- 2.1. Описание методов исследования
- 2.2. Описание хода исследования
- Глава 3. Обсуждение полученных результатов
- 3.1. Сравнение уровней агрессивности двух исследуемых групп¸ полученных с помощью теста руки э.Вагнера
- 3.2. Сравнение показателей двух исследуемых групп, полученных с помощью теста Розенцвейга
- Заключение
- Литература: