3.2. Сравнение показателей двух исследуемых групп, полученных с помощью теста Розенцвейга
Подростки обеих групп склонны подчеркивать степень фрустрирующией ситуации, но при этом, следует обратить внимание на то, что подростки «не спортсмены» показали большее число экстрапунитивных реакций с фиксацией на самозащите, чем подростки, занимающиеся спортом. Как известно, из теории Розенцвейга преобладание экстрапунитивных реакций с фиксацией на самозащите являются показателем агрессивности.
Более глубокий анализ индивидуальных показателей, полученных с помощью теста С. Розенцвейга, позволил бы выявить подростков с преобладанием разных типов и направлений реакций и можно было бы рассматривать различия в степени проявления агрессивности. Но, учитывая, что в небольшом нашем исследовании мы преследовали цели лишь выявления общих тенденций, такого анализа мы не проводим.
В группе спортсменов оказалось большее процентное содержание интропунитивных реакций, чем у «не спортсменов», что, на наш взгляд возможно расценивать ка большую ответственность. Ведь, проявляя интропунитивные реакции, подросток принимает ответственность за разрешение ситуации на себя, что является показателем большей самостоятельности.
Кроме того, подростки не занимающиеся спортом показали более низкий коэффициент социальной адаптации по сравнению со спортсменами. Наверное, эти данные свидетельствуют о большей самостоятельности, адаптированности и ответственности детей и подростков, занимающихся спортом.
Таблица № 5. Среднегрупповые показатели фрустрационных реакций
| E % | I % | M % | ОD % | ED % | NP % | GCR % |
1 группа | 39 | 42 | 19 | 18 | 46 | 36 | 41,4 |
2 группа | 48 | 32 | 20 | 17 | 56 | 27 | 35,2 |
- Образец для написания аттестационной работы
- На тему: «исследование агрессивности детей и подростков, занимающихся в спортивных секциях»
- Глава 1. Агрессия и агрессивность у детей и подростков
- 1.1. Понятие агрессии и существующие подходы к изучению проблемы агрессии
- Подростковая и детская агрессивность
- Глава 2. Проведение исследования
- 2.1. Описание методов исследования
- 2.2. Описание хода исследования
- Глава 3. Обсуждение полученных результатов
- 3.1. Сравнение уровней агрессивности двух исследуемых групп¸ полученных с помощью теста руки э.Вагнера
- 3.2. Сравнение показателей двух исследуемых групп, полученных с помощью теста Розенцвейга
- Заключение
- Литература: