Подростковая и детская агрессивность
Подростковый и близкий к нему детский возраст характеризуется наличием интенсивного процесса личностного созревания, познания себя в окружающем мире, который имеет много общего с процессом обретения самости, индивидуации, а целый ряд сопровождающих этот процесс возрастных психофизиологических изменений усиливает риск его искажения. Если опираться на концепцию К. Юнга, то на отдельных видах детской и подростковой агрессии можно наблюдать, что в период самого серьезного возрастного кризиса некоторые архетипические представления отрицательного, деструктивного свойства приобретают доминирующее значение. Если учитывать воззрения патопсихологов и психиатров, то агрессивное поведение детей и подростков следует сводить к патологическому течению пубертатного периода взросления.
Помимо психофизиологических изменений, которыми изобилует ранний и старший подростковый возраст, большое значение имеет социальное окружение и семейно-бытовая обстановка, в которой равзвивается подросток. Средовые факторы, наряду с биологическими, оказывают синергическое влияние на развитие детского нарушенного поведения и впоследствии взрослой социопатии.
Пубертатный возрастной период принято разделять на две стадии, их условно обозначают как негативный и позитивный периоды. Первая стадя характеризуется беспокойством и неуверенностью подростка, связанной с утратой статуса ребенка, повышенной оппозиционностью, неподчинением взрослым правилам. На второй стадии одновременно с уменьшением неуверенности происходит интесификация процесса социализации, налаживания контакта со сверстниками.
Проявления подростковой агрессии неразрывно связаны с общими принципами пубртатных нарушений поведения, то есть исключить их абсолютно невозможно. Вопрос в том, как реализуются агрессивные тенденции, свойственные возрасту.
Агрессивность подростков реализуется в широком диапозоне нарушений социального поведения, это реакции раздражительности, обиды и оппозиции, активный негативизм вплоть до жестокости и суциидов. Подростку действительно очень сложно, ему необходимо изо дня в день доказывать всем и самому себе, что он уже не ребенок. На наш взгляд, именно спорт, участие в тренировках и соревнованиях и есть то самое средство с помощью которого это сделать возможно.
Подростки, активно занимающиеся каким-либо видом спорта, не только сами себя начинают считать взрослой личностью, но и окружающие взрослые иначе начинают к ним относиться. Меняется само положение таких подростков в обществе. О подростке- спортсмене, тем более, добившемся каких-либо результатов говорят с уважением, он получает моральное удовлетворение от одобрения взрослых и сам себя ощущает более уверенно.
На матчах и на сборах, тем более во время выездов происходит постоянное общение подростков между собой, общение с более старшими участниками и организаторами спортивных соревнований. Одновременно с этим расширяется кругозор. Подростки интересуются новостями в том или ином виде спорта, бывают в разных города России и зарубежья), меняются их ценности и идеалы, развиваются общественные, командные ценности и интересы.
В этом возрасте происходит кардинальная смена интересов и очень важно, чтоб подросток нашел для себя такую сферу, где была бы возможна реализация его потребностей. Одна из основных потребность этого возраста «чувство взрослости». Включенные наблюдения и беседы с ребятами, занимающимися в спортивных секциях, показали, что у них происходит явная реализация данной потребности. С ними считаются люди старшего возраста, их уважают сверстники, они чувствуют себя нужными и полезными в данном окружении. Психологи считают, что основной инстинкт всех молодых людей – доказать собственную ценность и не только окружающим, но и самому себе, и для многих занятия спортом становится единственным возможным для этого способом, пока нет иных достижений, профессии и иных способов самореализации.
Сами ребята в беседах говорят о том, что на тренировках допускается возможность выплеснуть все свои негативные эмоции. Вот слова одного из испытуемых: «Иногда так все раздражает, особенно родители, мы всегда ждем день футбольного матча еще и потому, что там можно наорать и даже ударить кого-нибудь, и ты этим никого не обидишь, там все такие же, ищущие возможности выброса накопившихся обид, раздражения». Другие ребята подчеркивают в беседе возможность общения с более старшими ребятами, которые в условиях тренировок дают «дельные советы и относятся ко мне как к равному». Очень часто в беседах приходилось слушать высказывания о том, что подростки-спортсмены чувствуют себя более взрослым, чем сверстники-одноклассники, ощущают «зависть» со стороны не спортсменов и с гордостью говорят о том, что родители чаще признают их взрослыми, чем других подростков.
- Образец для написания аттестационной работы
- На тему: «исследование агрессивности детей и подростков, занимающихся в спортивных секциях»
- Глава 1. Агрессия и агрессивность у детей и подростков
- 1.1. Понятие агрессии и существующие подходы к изучению проблемы агрессии
- Подростковая и детская агрессивность
- Глава 2. Проведение исследования
- 2.1. Описание методов исследования
- 2.2. Описание хода исследования
- Глава 3. Обсуждение полученных результатов
- 3.1. Сравнение уровней агрессивности двух исследуемых групп¸ полученных с помощью теста руки э.Вагнера
- 3.2. Сравнение показателей двух исследуемых групп, полученных с помощью теста Розенцвейга
- Заключение
- Литература: