Этика бизнеса в гостинично-ресторанном обслуживании: основные понятия, подходы к социальной ответственности организации.
Этика — это философская наука о морали. Мораль, или нравственность, — совокупность норм, регулирующих межличностные отношения. В обществе она выполняет следующие функции:
мораль регулирует отношения между людьми, обеспечивает управление общественными отношениями;
воспитательную: посредством воспитания нравственный опыт передается из поколения в поколение, формируя национальной тип личности и обеспечивая сохранение культурной традиции;
познавательную: моральный облик является основной составляющей личности и включает в себя представления человека о цели и смысле жизни, понимание человеком своего долга и необходимых нравственных качеств;
мировоззренческую: мораль является частью общих взглядов личности на содержание и характер социальных отношений;
мораль способствует решению проблем общественной жизни, помогает формированию идеала и осознанию происходящих социальных процессов.
Место этики в сервисной деятельности
ПЗ Нормативная этика П2
Треугольник образуют вершины, которые иллюстрируют три основные группы участников сервисной деятельности — три «П»: профессионалы (специалисты) — П1, потребители (покупатели) - П2, партнеры (клиенты) — ПЗ.
В основе поведения лиц, осуществляющих сервисную деятельность, лежит нормативная этика — некий нравственный потенциал, которым обладает в той или иной степени каждый человек. Две другие стороны образуют связанные между собой профессиональная и деловая этика.
Рассмотрим подробнее эти составляющие.
Нормативная этика разрабатывает нормы общечеловеческой нравственности (проблемы смысла жизни, назначения человека, содержание понятий «добро» и «зло», «моральный долг»). Нормативную этику можно назвать системой идеальной этики, так как она отвечает на вопрос «как должно быть», — это область так называемого чистого долженствования («так должно быть»).
Нравственные нормы отвечают потребностям общества, вырабатываются стихийно на основе культурных традиций и обычаев и являются ограничением человеческого поведения (деятельности) в интересах самого же человека. В частности, они помогают упорядочить конкурентную борьбу индивидов в достижении их целей. Кроме права поступать свободно, человек имеет обязательства, налагаемые на него моралью в данном обществе. Нет прав без обязанностей, точно так же, как нет обязанностей без прав.
Профессиональную этику можно обозначить как систему рациональной этики. Здесь фиксируются нормы, позволяющие разумно подойти к выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих:
отношения трудовых коллективов к обществу (его интересам);
отношение отдельного специалиста к обществу;
нравственные качества специалиста, обеспечивающие наилучшее выполнение профессионального долга;
взаимоотношения специалистов и людей, являющихся объектом их деятельности;
особенности профессионального воспитания, его цели и методы.
Нравственные качества работника рассматриваются как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Повышенные моральные требования предъявляются к профессиям типа «человек — человек», так как деятельность представителей этих профессий означает «вторжение» во внутренний мир человека и нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение.
Конкретные нравственные нормы профессиональной деятельности закрепляются в профессиональных кодексах. Профессиональный кодекс (ПК) — это фиксированные правила поведения (образцы, эталоны), предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений, являющийся оптимальным с точки зрения осуществления профессиональной деятельности. Существуют, например, ПК врачей (клятва Гиппократа), основной принцип деятельности которых — «не навреди», кодекс военнослужащих (присяга), предписывающий им всегда и везде защищать интересы своей родины.
ПК имеют вид уставов, предписаний, инструкций и разрабатываются на различных уровнях:
на уровне фирмы, предприятий, организаций (крупные компании создают корпоративные этические кодексы, формулируя в письменном виде этические принципы корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам);
на отраслевом уровне;
на региональном уровне;
на международном (например, Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на Генеральной ассамблее Всемирной туристской организации (ВТО)).
Деловой этикет — это тот раздел корпоративного этического кодекса, который легче других поддается контролю и регламентации. Выполнение норм этикета касается только внешнего поведения и не затрагивает сферы морального сознания, иногда от деловой этики остается только этикет.
Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определенной социальной сфере: придворный, дипломатический, военный, этикет высшего общества, церковный, спортивный, научных сообществ; в сфере предпринимательства и управления — деловой этикет.
Этикет представляет собой систему детально разработанных правил, включающих:
культуру речи и умение вести беседу; внешний вид, одежду; умение управлять своими эмоциями; формы знакомства, приветствия и прощания; выражения благодарности и сочувствия; правила поведения за столом; поздравления, подарки и т. д.
Все эти ситуации в деловом этикете дополняются правилами поведения при устройстве на работу и перемене места работы, правилами обращения начальника с подчиненными, разговора по служебному телефону, деловой переписки, оформления интерьера офиса, отношений мужчин и женщин в процессе делового общения.
В организации деловой этикет зависит от стиля делового общения и управления (авторитарный, демократический, либеральный или попустительский) в организации в целом, а также от деятельности организации, от вкусов ее руководства и от традиций.
В современном обществе этикет становится более упрощенным, свободным, естественным и выражает общие требования вежливости, такта и любезности. Правила делового этикета являются общепринятыми в международном деловом общении, хотя имеют место и некоторые национальные и корпоративные особенности.
Законы этики в целом рассматривают проблему в более широком плане, тем не менее знание принципов и норм этикета благотворно влияет на коммуникацию и позволяет избежать конфликтов.
Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должны руководствоваться организации и их члены в своей деятельности в сфере управления и предпринимательства. Сегодня бизнес-этика трактуется в двух аспектах:
как мораль делового сообщества. В основе морали лежат традиции и определенные правила отношений между участниками рынка. Эти правила воспринимаются как нормы поведения, следование которым носит рекомендательный, добровольный характер;
как реальная практика ведения бизнеса. Этика здесь понимается как нормальный для данного сообщества (региона, страны, города и т. д.) порядок ведения дел и носит прикладной характер. Данный подход к деловой этике связан с философской трактовкой понятия «норма». С одной стороны, есть норма как идеал, к которому надо стремиться, с другой — есть норма как нормальный ход дел, отличный от идеального порядка. В самом узком смысле этика выражается в том, как участники рынка договариваются друг с другом и как они исполняют договоренности (на Западе необходим контракт, на Востоке достаточно личных договоренностей).
Необходимость этики (при действующих законах) вызвана тем, что любой закон несовершенен и его можно обойти. Этика выступает дополнительным регулятором бизнеса, гарантирующим участникам рынка определенные рамки и порядок ведения дел, а также снижение рисков. Важно отметить, что неэтичное поведение, как правило, coвпадает с понятием незаконной экономической деятельности. В некоторых случаях — в новых секторах бизнеса — этика как регулятор опережает действующее законодательство или замещает отсутствующие законы (это характерно для интернет-бизнеса).
Этическая проблема возникает каждый раз, когда появляется возможность пренебречь моральными нормами для получения прибыли:
нарушение существующего законодательства;
нарушение общественных моральных норм;
нарушение обязательств;
разрушительный характер действий;
ущерб лицам или организациям;
не принимаются во внимание права собственности, защита конфиденциальности личной жизни, а также неотъемлемые права потребителей;
снижение благосостояния другого лица или группы лиц;
не происходит поиск альтернативного действия.
В интересах фирмы сделать выбор в пользу этичного поведения. Причем не только из моральных соображений, но и потому, что отказ от этой позиции может повлечь серьезные потери (падение продаж, утрата доверия и т. п.). В самом общем плане неэтичное поведение наносит ущерб функционированию всей экономической системы и снижает доверие граждан к предприятию.
Основная моральная дилемма, которую необходимо решить деловому человеку в своей профессиональной деятельности, — прибыль и общественно одобряемые способы ее получения. Совершенно понятно, что от эффективности (прибыльности) деятельности фирмы, предприятия, корпорации зависит как успешность экономического развития общества в целом, так и социальный уровень жизни отдельно взятого человека.
Под влиянием этого обстоятельства сформировалась концепция социально-этичного поведения, полагающая, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителей и общества в целом.
Актуальность этого подхода заключается в том, что он учитывает требования экологии, удовлетворенность потребителя и заинтересованность производителя. Предприятие, решившее использовать концепцию социально-этичного поведения, должно четко и гласно сформулировать этические правила, которым оно будет следовать в своих отношениях с рынком.
Если рассматривать сервис как согласованную деятельность отдельно взятых личностей, то часть нравственных регламентации будет проистекать из норм общечеловеческой и персональной этики. Если сервисную деятельность рассматривать как вид деловой активности (предприимчивости) человека, то проблемы нравственного выбора скорее будут решаться в рамках этики рынка (этики делового общения). Если же рассматривать сервис как форму трудовой деятельности, то вопросы морали будут находиться в плоскости профессиональной этики.
- Вопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену Блок 3 специализация «Менеджмент гостеприимства»
- Виды и особенности организационных структур управления предприятием ресторанно – гостиничного бизнеса.
- Коммерческие риски: виды, способы оценки.
- Экономическая эффективность менеджмента: понятие, основные оценочные показатели.
- Принципы проектирования структуры управления предприятия гостинично – ресторанного бизнеса.
- Имидж предприятия: понятие, значение для деятельности предприятий гостинично-ресторанного сервиса
- Этика бизнеса в гостинично-ресторанном обслуживании: основные понятия, подходы к социальной ответственности организации.
- Некоторые нравственные эталоны и образцы поведения в менеджменте
- Социальная ответственность и бизнес
- Предприятие индустрии гостеприимства в рыночной среде
- Качество гостиничных услуг, особенности управления качеством на предприятиях гостинично-ресторанного бизнеса Подходы к определению качества гостиничных услуг
- Жизненный цикл организации: понятие, основные этапы, связь с инновационной деятельностью.
- Должностные обязанности руководителей основных служб и специалистов предприятия гостинично – ресторанного бизнеса.
- Организация документооборота на предприятии и характеристика документов первичного учета
- Документация, необходимая для учета использования номерного фонда.
- Организация службы управления номерным фондом.
- Управление человеческими ресурсами в гостинице.
- Особенности организации и управления малыми предприятиями гостинично – ресторанного бизнеса.
- Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность гостиничных предприятий
- Модель эффективного менеджера в гостиничном бизнесе.
- Порядок организации и проведения работ по государственной добровольной классификации гостиниц.
- V. Проведение классификации гостиниц и иных средств размещения
- Особенности управления предприятиями гостинично-ресторанного бизнеса различных форм собственности
- Концепция продукта гостинично – ресторанного бизнеса.
- 1. Основным гостиничным продуктом являются номера.
- Основные и конкретные функции управления предприятия гостинично – ресторанного бизнеса.
- Внешняя среда предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства, ее характеристики и методы анализа.
- 1. Swot- анализ
- 3. Pest – анализ
- Особенности продвижения услуг гостинично-ресторанного сервиса.
- Особенности формирования фирменного стиля предприятия гостинично – ресторанного бизнеса.
- Методы и стили управления предприятиями индустрии гостеприимства.
- 1. Регламентирующие методы управления
- 2. Стимулирующие методы управления
- Стили управления
- Организация маркетинговой деятельности в гостиницах и ресторанах.
- Обеспечение безопасности на предприятиях гостинично-ресторанного бизнеса.
- Основные задачи службы безопасности любого объекта (предприятия)
- Общие функции службы безопасности объекта
- Основные этапы стратегического управления предприятиями гостеприимства.
- Процесс принятия управленческих решений в индустрии гостеприимства.
- Процесс принятия решений
- Стадия 2. Выработка решения.
- Стадия 3. Выполнение решения.
- Автоматизированные системы управления отелем
- Выбор объектов и методов контроля предприятиями гостеприимства.