logo
Блок 3 КИТ - 2012

Предприятие индустрии гостеприимства в рыночной среде

Рынок в классическом понимании есть сфера товарного обмена, это место (территория), на котором происходит торговля (обмен) товарами и услугами. Рынок можно рассматривать как систему экономических отношений производства с потреблением, всех звеньев общественного хозяйства, основывающихся на купле-про­даже товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, технологий и т.д. Рыночная сфера — это сфера непосредственно товарно-денежно­го обмена, в которой согласовываются интересы производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Любой рынок характе­ризуется совокупностью спроса и предложения.

Ясное понимание рынка гостиничных услуг крайне важно для предприятий, которые собираются на него выйти или уже рабо­тают в нем. Рынок предприятий гостиничной индустрии — это совокупность всех предприятий, работающих в данной сфере. Ис­следование рынка гостиничных услуг необходимо для выявле­ния потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, что очень важно для маркетинговой деятельности предприятия .

Рынок гостиничных услуг можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обес­печения купли-продажи гостиничных продуктов и услуг в определен­ное время и в определенном месте.

При характеристике рынка гостиничных услуг следует учиты­вать что:

Спрос на гостиничные услуги это платежеспособная потреб­ность в гостиничных продуктах и услугах. Этот спрос отличается высокой эластичностью, высокой степенью дифференциации, вы­сокой замещаемостью.

Спрос на гостиничные услуги находится под влиянием раз­нообразных факторов, которые можно определить как ценовые и неценовые. Цена — основной фактор, определяющий вели­чину спроса. Как правило, выбор средств размещения, продол­жительность отдыха, условия проживания зависят от ценового фактора.

К неценовым факторам относят мотивационные и поведенче­ские факторы.

Предложение гостиничных услуг представляет собой совокуп­ность возможностей гостиничных предприятий представить на рынок гостиничные продукты и услуги.

Гостиничный продукт с точки зрения производства представ­ляет собой совокупность определенного количества и качества ус­луг, способных удовлетворить потребности людей в отдыхе, раз­влечениях и комфортном проживании.

Как и всякий другой товарный рынок, рынок гостиничных услуг неоднороден и классифицируется по региональному, целевому и иным признакам.

С точки зрения маркетинговой деятельности гостиничный ры­нок характеризуется как:

потенциальный рынок, состоящий из совокупности потребите­лей с родственными потребностями в отношении гостиничных услуг, достаточными ресурсами и возможностями покупки;

целевой рынок, состоящий из потребителей, объединенных об­щими потребностями и характеристиками, на которых нацелена деятельность компании;

основной рынок, состоящий из потребителей — основных поку­пателей услуг;

дополнительный рынок, состоящий из потребителей, которые являются покупателями определенного объема услуг;

стратегический рынок, состоящий из потребителей услуг, на которых фирма делает ставку в будущем.

Исследование рынка гостиничных услуг определяется по двум направлениям: оценка тех или иных параметров на данный мо­мент времени и получение прогнозных данных.

В первую очередь необходимо оценить текущую ситуацию на рынке (конъюнктуру рынка), а затем определить величину емкости рынка.

Рыночная конъюнктура это экономическая ситуация на рын­ке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих состояние спроса и предложения на гостиничные услуги, а также уровень цен на них.

Конъюнктуру рынка гостиничных услуг характеризуют:

Изучение конъюнктуры рынка гостиничных услуг осуществля­ется поэтапно.

I этап. Проведение текущего наблюдения за предложением го­стиничных услуг, спросом, динамикой цен.

II этап. Анатиз, систематизация и обобщение полученной ин­формации.

III этап. Разработка конъюнктурных отчетов, обзоров и про­гнозов.

Одной из основных задач исследований гостиничного рынка является определение его емкости. Этот показатель дает возмож­ность количественно оценить принципиальные возможности ра­боты на конкретном рынке.

Емкость рынка — потенциально возможный объем реализуемых па нем услуг в течение определенного промежутка времени (за год). Измеряется как в натуральном выражении (количество потреби­телей услуг), так и в стоимостном выражении (объем поступле­ний от продаж в денежном выражении).

Зная емкость рынка и тенденции его изменения, можно оце­нить перспективы того или иного рынка при его освоении. Наи­более объективным показателем деятельности фирмы является доля рынка. Она отражает результаты деятельности фирмы и определя­ется следующим образом:

Рост рыночной доли указывает на увеличение экономической устойчивости фирмы, так как растет норма получаемой фирмой прибыли.

Емкость потребительского рынка гостиничных услуг

Показатель емкости потребительского рынка гостиничных ус­луг региона (города) определяется общей суммой инвентарных гостиничных мест всех гостиниц (Г):

где ЕГР — емкость гостиничного рынка.

Емкость гостиничного рынка делится на две части — востребо­ванную и невостребованную.

Востребованная часть рынка гостиничных услуг (+ ЕГР) опре­деляется суммой занятых койко-мест (3) во всех гостиницах, об­разующих емкость рынка этих услуг:

ГР = 3, + 32 + 33 + ... + 3„.

Невостребованная часть рынка гостиничных услуг (-ЕГР) оп­ределяется суммой невостребованных койко-мест в каждом отеле (Н), образующих единое рыночное пространство:

Таким образом, можно определить востребованную и невос­требованную части емкости гостиничного рынка исследуемого ре­гиона. Данные исследования, конечно, должны носить систем­ный характер, тогда выявленная динамика позволит четко опре­делить причины и тенденции в изменении спроса на гостиничные услуги.

Свойство потребительского рынка гостиничных услуг — иметь либо отрицательный, либо положительный спрос позволяет ис­пользовать термин «индекс спроса».

Индекс спроса (Ис) в численном выражении отражает либо положительный (востребованную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос, либо отрицательный (невостребован­ную часть потребительского рынка гостиничных услуг) спрос. Перед числом ставится знак либо «+» (положительный спрос), либо «-» (отрицательный спрос).

Индекс спроса (Ис) определяется отношением востребован­ной части потребительского рынка гостиничных услуг (положи­тельного спроса) или невостребованной части (отрицательный спрос) к общей емкости потребительского рынка гостиничных услуг:

Показатель, превышающий большую часть потребительского рынка гостиничных услуг либо в положительном, либо в отрица­тельном спросе, и будет определять состояние потребительского рынка гостиничных услуг.

Следует отметить значительное колебание спроса на гостинич­ные услуги, особенно вследствие сезонности, погодных условий, спада деловой активности и целого ряда других объективных и субъективных причин, которые необходимо глубоко и всесторон­не исследовать. Материалы, полученные в результате исследова­ний, позволят формировать научно обоснованные прогнозы бу­дущего спроса на гостиничные услуги.

Вместе с тем резкие колебания в загрузке номерного фонда гостиниц в течение календарного года от 100 до 20 % и ниже под­черкивают важность такого показателя, как показатель рыночной эффективности загрузки гостиниц.

Индекс рыночной эффективности на рынке гостиничных ус­луг (Ирэо) определяется отношением показателя загрузки конк­ретного отеля (П) к общему показателю востребованных гостиничных услуг (мест) на потребительском рынке гостиничных ус­луг (+ЕГР):

где ИрЭФ — индекс рыночной эффективности отеля; П — показа­тель загрузки в койкосутках; ЕГР — показатель востребованных мест на рынке гостиничных услуг.