Коммерческие риски: виды, способы оценки.
Риск — это событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб хозяйствующему субъекту, обладающему данным риском. Невозможность точно определить время (а иногда и место) возникновения события называют случайностью (иногда непредсказуемостью).
Ущерб - ухудшение или потеря свойств имущества, иных ценностей человека (в том числе и интеллектуальных). Потеря свойств имущества выражается в его разрушении, ухудшении потребительских свойств, потере стоимости. В предпринимательской практике ущерб имущественным интересам часто выражается в виде потери или снижении прибыли. Он может быть выражен в натуральном виде (физический) или в стоимостном выражении (экономический).
Классификация рисков
- может быть основана на различных характеристиках: по роду опасности; по характеру деятельности, с которой связаны риски; по природе объектов, которые подвержены риску.
По роду опасности выделяют техногенные (или антропогенные), природные и смешанные риски.
Техногенные риски порождены хозяйственной деятельностью человека: аварийные ситуации, загрязнение окружающей среды и т. д. Примером могут служить огневые риски, связанные с воздействием огня на различные объекты.
Природные риски не зависят от деятельности человека. К ним относятся в основном риски стихийных бедствий: землетрясения, наводнения, урагана, тайфуна, удара молнии, извержения вулкана и т. д.
Смешанные риски — это события природного характера, инициированные хозяйственной деятельностью человека. Примером может служить оползень, вызванный проведением строительных работ.
По возможности страхования:
Страховой риск — вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых осуществляется страхование. На страховом рынке давно устоялись следующие основные категории стандартно страхуемого риска:
персональный риск — возможность материальных и/или эмоциональных потерь, которые может понести личность (смерть, травма, потеря трудоспособности, болезнь, безработица и т. д.);
имущественный риск — возможность материальных потерь в результате повреждения, разрушения или хищения того или иного имущества, принадлежащего человеку или организации;
риск ответственности — возможность экономических потерь в результате того, что человек или организация будут в законном порядке признаны виновными в нанесении ущерба другим лицам и организациям;
риск несоответствия — возможность того, что продукция или услуга фирмы не соответствует стандарту или договору. Неустойки, моральный и материальный ущерб, проистекающие из этого, можно застраховать.
Существует группа рисков, которые страховые компании не берутся страховать (например, нельзя застраховать предприятие от того, что оно не получит сверхприбыль, и т. д.). Но именно взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником роста прибыли предпринимателя.
По характеру деятельности риски бывают:
Предпринимательские — связаны с развертыванием производства и прибылью, а именно: недополучение прибыли в результате простоя производства, банкротство, упущенная выгода, непредвиденные расходы и др. К финансовым и коммерческим можно отнести риски из области управления финансами и взаимоотношений торговых партнеров в процессе сделки: неисполнение договорных обязательств контрагентом по сделке, невозврат кредита, непредвиденные судебные расходы.
Профессиональные, связанные с исполнением лицами своих профессиональных обязанностей.
Инвестиционные - риски, которые возникают при вложении инвесторами средств с целью получения прибыли, например риски изменения доходности ценных бумаг, процентные, валютные; связаны с возможностью недополучения или потери прибыли в ходе реализации инвестиционных проектов.
Транспортные риски могут возникнуть при перевозке гостиничной клиентуры, прибывшей в определенную местность, где находится гостиница (из аэропорта, вокзала, морского порта), перевозке ее багажа, а также всевозможных грузов гостиницы или функционирующего при ней ресторана. Особое внимание должно быть уделено транспортным рискам, возможным при выполнении экскурсионных программ, предоставляемых бюро путешествий (турфирмой) определенной гостиницы.
Производственные (технологические) риски характерны для производственной деятельности гостиниц и ресторанов: выход из строя оборудования, инженерных сетей, коммуникаций, сложных технических комплексов, а также повреждения зданий, сооружений, машин, механизмов, станций, отдельных узлов и т. д.
По природе объектов, подверженных риску, различают:
риски нанесения ущерба жизни и здоровью граждан;
имущественные риски (риски наступления гражданской ответственности).
В хозяйственной жизни предприятий индустрии гостеприимства могут встречаться следующие риски: экологические, промышленные, инвестиционные, предпринимательские, финансовые, коммерческие, кредитные, технические, политические и т. д.
Под экологическим риском понимается вероятность наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц. Он может возникнуть в процессе строительства и эксплуатации производственных объектов и является основной частью промышленного риска.
Ущерб окружающей среде выражается в виде загрязнения или уничтожения лесных, водных, воздушных и земельных ресурсов (например, в результате пожара или строительных работ), нанесения вреда биосфере и сельскохозяйственным угодьям.
Под словосочетанием «нанесение ущерба жизни и здоровью третьих лиц» понимается результат вредного воздействия факторов производственной деятельности на окружающее промышленный объект население, выражающийся в виде увеличения заболеваемости и смертности.
Под промышленным риском понимают опасность нанесения ущерба этому предприятию и третьим лицам вследствие нарушения нормального хода производственного процесса в результате событий различного характера:
природного — землетрясение, наводнение, оползни, ураган, удар молнии и т. д.;
техногенного — износ зданий, сооружений, машин и оборудования, ошибки при его проектировании или монтаже, злоумышленные действия и др.;
— смешанного — нарушение природного равновесия в результате техногенной деятельности человека.
Нанесение ущерба третьим лицам происходит в результате взрыва или распространения ядовитых веществ за пределы предприятия. При этом возможен как имущественный ущерб населению и организациям, так и физический ущерб здоровью людей.
Предпринимательские (коммерческие) риски
Предпринимательские риски включают в себя следующие основные виды:
Риск невостребованности гостиничных услуг и ресторанной продукции. Он возникает вследствие отказа потребителей от приобретения произведенного определенным гостиничным. Причин возникновения такого риска может быть много, и их разделяют на внутренние и внешние.
Внутренние причины зависят от деятельности самого предприятия (гостиницы, ресторана), его подразделений, служб, смен, бригад и отдельных работников. К ним можно отнести:
уровень квалификации обслуживающего персонала, его деловых качеств и личной заинтересованности;
организация технологического процесса производства услуг (использование физически устаревших производственных фондов, низкий уровень управления, ошибки в планировании, слабый контроль качества, низкая производственная дисциплина);
организацию обеспечения гостиницы или ресторана материальными ресурсами (качество сырья и материалов, своевременность их поступления на предприятие, а также цена. Особенно отрицательно это влияет на ресторанный бизнес);
организацию продажи услуг;
организацию рекламы производимых услуг (реклама недостаточна или избыточна по интенсивности, частоте доведения ее до потребителя; реклама неверно сегментирована, то есть неверно распределены различные по содержанию рекламные ролики между различными группами потенциальных покупателей);
управление предприятием;
маркетинговые исследования рынка гостиничных услуг и др.
Внешние причины риска невостребованности услуг, как правило, непосредственно не зависят от деятельности гостиницы (нестабильная экономическая ситуация, в частности рост инфляции, снижение покупательной способности населения, политическая нестабильность, демографический фактор).
Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов). Многочисленные и разнообразные деловые связи между гостиницами и потребителями их услуг опосредуются заключением хозяйственных договоров (поставки, купли-продажи, подряда, аренды и др.).
В договорах (контрактах) важно в соответствии с законодательством РФ устанавливать размер и порядок возмещения ущерба при неисполнении или ненадлежащем исполнении хозяйственных договоров. Невыполнение финансовых обязательств хозяйствующих партнеров может оказаться определяющей причиной банкротства гостиницы.
Риск отказа делового партнера от заключения договора после проведения переговоров. Возникает в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера. Этот риск имеет место как из-за вероятности «переключения» партнера на конкурирующие гостиничные предприятия, которые могут предложить лучшие условия сделки или просто быть более оперативными и готовыми оформить размещение заказа, располагать более активными и профессиональными посредниками, так и из-за ухудшения рыночной конъюнктуры для партнера, что делает для него сделку по ранее согласованной цене убыточной или нереальной для выполнения.
Риск вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами. Чтобы избежать подобных потерь, предприятиям следует особо тщательно анализировать платежеспособность предполагаемых партнеров.
Риск задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств, (нарушение графиков поставок, выполнения работ партнерами).
Риски усиления конкуренции.
утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников гостиницы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;
несовершенство маркетинговой политики, т. е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная или неверная информация о конкурентах;
замедленное введение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных услуг;
недобросовестность конкурентов, использующих в конкурентной борьбе любые методы;
появление на рынке производителей гостиничных услуг, аналогичных услугам, способным удовлетворить спрос потребителей;
появление новых предприятий-конкурентов.
Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов.
увеличение рыночных цен на ресурсы (услуги),
риск дополнительных выплат за срочность выполнения работ и поставок, заменяющих невыполненные контрагентами и партнерами, с которыми хозяйственные отношения в процессе производственной деятельности могут быть прерваны.
Риск необходимости выплат штрафных санкций и арбитражно-судебных издержек наступает в случае:
загрязнения гостиницей окружающей среды, в связи с чем предстоит выплата штрафных санкций;
причинения ущерба жизни и здоровью работников гостиницы, потребителям гостиничного продукта, населению;
реализации гостиничных услуг, оказываемых с нарушениями требований стандартов;
возникновения материальной ответственности, которую принимает на себя гостиница по своим обязательствам перед клиентами, особенно тех обязательств, которые производитель гостиничных услуг может не исполнить вовремя;
Риск потери прибыли
вследствие вынужденных перерывов в производстве. Косвенным убытком от простоя считается упущенная прибыль, затраты, связанные с ликвидацией последствий события, вызвавшего перерыв в производстве, а также текущие расходы, которые несет гостиница независимо от того, продолжается производственный процесс или он приостановлен. Как правило, косвенный убыток значительно превышает непосредственные убытки, связанные с повреждением или уничтожением имущества.
замена устаревшего оборудования, внедрение новой техники и технологии, а также вследствие проведения забастовок и в результате иных общественно-политических факторов.
риск будущего повышения плавающей процентной ставки по предоставленной гостинице кредитной линии.
Финансовые риски возникают в процессе управления финансами предприятия. Наиболее часто встречаются валютные, процентные риски.
Под валютными рисками понимается вероятность возникновения убытков от изменения обменных курсов в процессе внешэкономической деятельности, инвестиционной деятельности в других странах, а также при получении экспортных кредитов.
Под процентными рисками понимается вероятность возникновения убытков в случае изменения процентных ставок по финансовым ресурсам.
Возникают риски, связанные с возможным невозвратом суммы кредита и процентов по нему, т. е. кредитные риски. Невозврат может произойти по различным причинам: незавершение строительства, изменение рыночной и общеэкономической ситуации, недостаточная маркетинговая проработка инвестиционного проекта, чрезвычайные события. Для кредитора имеет значение не только сам факт возврата суммы кредита и процентов, но и сроки возврата. Задержка сроков приводит к фактическому уменьшению доходности выданного кредита, а с учетом инфляции и упущенной выгоды еще и к убыткам.
Политические риски — являются важнейшей составной частью страновых рисков. Суть их заключается в возможности недополучения доходов или потери собственности иностранного предпринимателя или инвестора вследствие изменения социально-политической ситуации в стране. Они могут проявиться в виде следующих событий:
изменения в валютном законодательстве, препятствующие исполнению международных контрактов или репатриации валютной выручки;
изменения юридической базы, затрудняющие осуществление предпринимательской деятельности;
национализация или экспроприация предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов;
внесение изменений в арбитражное право;
военные действия, гражданские волнения, массовые беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам предпринимателей.
способы оценки рисков:
Оценка риска включает сбор и обработку данных по аспектам риска, качественный и количественный анализ риска.
Оценка риска — это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. В это время формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций, и для различных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера.
Для оценки риска и принятия соответствующих решений собирается исходная информация об объекте носителя риска.
К основным методам получения исходной информации следует отнести:
стандартный опросный лист;
рассмотрение и анализ первичных документов управленческой и финансовой отчетности;
анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;
составление и анализ диаграммы организационной структуры предприятия;
составление и анализ карт технологических процессов в производстве гостиничного продукта;
инспекционные посещения служб, бригад, смен и подразделений предприятия;
консультации специалистов в области организации сервиса;
экспертизу документации специализированными консалтинговыми фирмами, научными лабораторными исследованиями и разработками.
Выявлению допустимого риска в работе гостиниц может служить анализ их безубыточности или анализ критических соотношений общей выручки от реализации основных и дополнительных платных и бесплатных услуг и объема производства с затратами.
Выделяют два вида анализа риска:
Качественный анализ предполагает:
выявление источников и причин риска;
определение этапов и работ, при выполнении которых возникает риск (установление потенциальных зон риска);
установление всех возможных рисков;
выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.
Результаты качественного анализа служат важной исходной информацией для осуществления количественного анализа.
Количественный анализ — это численное определение отдельных рисков и риска проекта (решения) в целом. На этом этапе устанавливаются численные значения вероятности наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка степени (уровня) риска, определяется также допустимый в данной конкретной обстановке уровень риска.
Методы оценки риска:
В литературе но проблеме риска приводится много различных методов количественной оценки риска, наиболее распространенными из которых являются статистический метод и метод экспертных оценок.
Статистический метод заключается в том, что составляется наиболее вероятный прогноз на будущее на основе изучения статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, величины и частотности получения того или иного экономического результата. Недостатками данного метода является наличие значительного массива данных, сбор которых может обойтись весьма дорого. Поэтому часто при недостатке информации приходится прибегать к другим методам.
Экспертный метод заключается в получении количественных оценок риска на основании обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов. Этот метод особенно эффективен при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполнота и недостоверность информации не позволяют использовать статистический или другие формализованные методы для количественной оценки риска. Недостатками этого метода являются отсутствие гарантий достоверности полученных оценок, трудности проведения опроса экспертов и обработки полученных данных. Причем второй недостаток относится к преодолимым трудностям, а первый имеет принципиальное значение.
Наиболее приемлемым вариантом является комбинация статистического и экспертного методов.
В результате проведения анализа риска складывается картина возможных рисковых событий, вероятности их наступления и последствий. Полученные значения рисков сравниваются с предельно допустимыми, вырабатывается стратегия управления риском и на этой основе — меры предотвращения и уменьшения риска.
Меры по устранению и минимизации риска включают следующие этапы:
оценка приемлемости полученного уровня риска;
оценка возможности снижения риска или его увеличения (в случае, когда полученные значения риска значительно ниже допустимого, а увеличение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи);
выбор методов снижения (увеличения) рисков;
формирование вариантов снижения (увеличения) рисков;
оценка целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков.
После выбора определенного набора мер по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности выбранных мер. В случае достаточности проект реализуется (принятие оставшейся части риска), в противном случае целесообразно отказаться от него (избежать риска).
- Вопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену Блок 3 специализация «Менеджмент гостеприимства»
- Виды и особенности организационных структур управления предприятием ресторанно – гостиничного бизнеса.
- Коммерческие риски: виды, способы оценки.
- Экономическая эффективность менеджмента: понятие, основные оценочные показатели.
- Принципы проектирования структуры управления предприятия гостинично – ресторанного бизнеса.
- Имидж предприятия: понятие, значение для деятельности предприятий гостинично-ресторанного сервиса
- Этика бизнеса в гостинично-ресторанном обслуживании: основные понятия, подходы к социальной ответственности организации.
- Некоторые нравственные эталоны и образцы поведения в менеджменте
- Социальная ответственность и бизнес
- Предприятие индустрии гостеприимства в рыночной среде
- Качество гостиничных услуг, особенности управления качеством на предприятиях гостинично-ресторанного бизнеса Подходы к определению качества гостиничных услуг
- Жизненный цикл организации: понятие, основные этапы, связь с инновационной деятельностью.
- Должностные обязанности руководителей основных служб и специалистов предприятия гостинично – ресторанного бизнеса.
- Организация документооборота на предприятии и характеристика документов первичного учета
- Документация, необходимая для учета использования номерного фонда.
- Организация службы управления номерным фондом.
- Управление человеческими ресурсами в гостинице.
- Особенности организации и управления малыми предприятиями гостинично – ресторанного бизнеса.
- Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность гостиничных предприятий
- Модель эффективного менеджера в гостиничном бизнесе.
- Порядок организации и проведения работ по государственной добровольной классификации гостиниц.
- V. Проведение классификации гостиниц и иных средств размещения
- Особенности управления предприятиями гостинично-ресторанного бизнеса различных форм собственности
- Концепция продукта гостинично – ресторанного бизнеса.
- 1. Основным гостиничным продуктом являются номера.
- Основные и конкретные функции управления предприятия гостинично – ресторанного бизнеса.
- Внешняя среда предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства, ее характеристики и методы анализа.
- 1. Swot- анализ
- 3. Pest – анализ
- Особенности продвижения услуг гостинично-ресторанного сервиса.
- Особенности формирования фирменного стиля предприятия гостинично – ресторанного бизнеса.
- Методы и стили управления предприятиями индустрии гостеприимства.
- 1. Регламентирующие методы управления
- 2. Стимулирующие методы управления
- Стили управления
- Организация маркетинговой деятельности в гостиницах и ресторанах.
- Обеспечение безопасности на предприятиях гостинично-ресторанного бизнеса.
- Основные задачи службы безопасности любого объекта (предприятия)
- Общие функции службы безопасности объекта
- Основные этапы стратегического управления предприятиями гостеприимства.
- Процесс принятия управленческих решений в индустрии гостеприимства.
- Процесс принятия решений
- Стадия 2. Выработка решения.
- Стадия 3. Выполнение решения.
- Автоматизированные системы управления отелем
- Выбор объектов и методов контроля предприятиями гостеприимства.