logo
Блок 3 КИТ - 2012

Этика бизнеса в гостинично-ресторанном обслуживании: основные понятия, подходы к социальной ответственности организации.

Этика — это философская наука о морали. Мораль, или нрав­ственность, — совокупность норм, регулирующих межличностные отношения. В обществе она выполняет следующие функ­ции:

Место этики в сервисной деятельности

ПЗ Нормативная этика П2

Треугольник образуют вершины, которые иллюстрируют три основ­ные группы участников сервисной деятельности — три «П»: профессио­налы (специалисты) — П1, потребители (покупатели) - П2, партнеры (клиенты) — ПЗ.

В основе поведения лиц, осуществляющих сервисную деятельность, лежит нормативная этика — некий нравственный потен­циал, которым обладает в той или иной степени каждый человек. Две дру­гие стороны образуют связанные между собой профессиональная и дело­вая этика.

Рассмотрим подробнее эти составляющие.

Нормативная этика разрабатывает нормы общечеловеческой нрав­ственности (проблемы смысла жизни, назначения человека, содержа­ние понятий «добро» и «зло», «моральный долг»). Нормативную эти­ку можно назвать системой идеальной этики, так как она отвечает на вопрос «как должно быть», — это область так называемого чистого долженствования («так должно быть»).

Нравственные нормы отвечают потребностям общества, выраба­тываются стихийно на основе культурных традиций и обычаев и яв­ляются ограничением человеческого поведения (деятельности) в ин­тересах самого же человека. В частности, они помогают упорядочить конкурентную борьбу индивидов в достижении их целей. Кроме пра­ва поступать свободно, человек имеет обязательства, налагаемые на него моралью в данном обществе. Нет прав без обязанностей, точно так же, как нет обязанностей без прав.

Профессиональную этику можно обозначить как систему рацио­нальной этики. Здесь фиксируются нормы, позволяющие разумно подойти к выполнению своих профессиональных обязанностей. Про­фессиональная этика есть совокупность моральных норм, опреде­ляющих:

Нравственные качества работника рассматриваются как один из ве­дущих элементов его профессиональной пригодности. Повышенные моральные требования предъявляются к профессиям типа «человек — человек», так как деятельность представителей этих профессий озна­чает «вторжение» во внутренний мир человека и нравственная ответ­ственность приобретает здесь решающее значение.

Конкретные нравственные нормы профессиональной деятельности закрепляются в профессиональных кодексах. Профессиональный ко­декс (ПК) — это фиксированные правила поведения (образцы, этало­ны), предписывающие определенный тип нравственных взаимоотно­шений, являющийся оптимальным с точки зрения осуществления профессиональной деятельности. Существуют, например, ПК врачей (клятва Гиппократа), основной принцип деятельности которых — «не навреди», кодекс военнослужащих (присяга), предписывающий им всегда и везде защищать интересы своей родины.

ПК имеют вид уставов, предписаний, инструкций и разрабатыва­ются на различных уровнях:

Деловой этикет — это тот раздел корпоративного этического кодекса, который легче других поддается контролю и регламентации. Вы­полнение норм этикета касается только внешнего поведения и не за­трагивает сферы морального сознания, иногда от деловой этики оста­ется только этикет.

Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в опре­деленной социальной сфере: придворный, дипломатический, военный, этикет высшего общества, церковный, спортивный, научных сообществ; в сфере предпринимательства и управления — деловой этикет.

Этикет представляет собой систему детально разработанных пра­вил, включающих:

Все эти ситуации в деловом этикете дополняются правилами пове­дения при устройстве на работу и перемене места работы, правилами обращения начальника с подчиненными, разговора по служебному телефону, деловой переписки, оформления интерьера офиса, отноше­ний мужчин и женщин в процессе делового общения.

В организации деловой этикет зависит от стиля делового общения и управления (авторитарный, демократический, либеральный или по­пустительский) в организации в целом, а также от деятельности орга­низации, от вкусов ее руководства и от традиций.

В современном обществе этикет становится более упрощенным, свободным, естественным и выражает общие требования вежливости, такта и любезности. Правила делового этикета являются общеприня­тыми в международном деловом общении, хотя имеют место и некото­рые национальные и корпоративные особенности.

Законы этики в целом рассматривают проблему в более широком плане, тем не менее знание принципов и норм этикета благотворно влияет на коммуникацию и позволяет избежать конфликтов.

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должны руководствоваться организа­ции и их члены в своей деятельности в сфере управления и предпри­нимательства. Сегодня бизнес-этика трактуется в двух аспектах:

  1. как мораль делового сообщества. В основе морали лежат тра­диции и определенные правила отношений между участника­ми рынка. Эти правила воспринимаются как нормы поведения, следование которым носит рекомендательный, добровольный характер;

  2. как реальная практика ведения бизнеса. Этика здесь понима­ется как нормальный для данного сообщества (региона, стра­ны, города и т. д.) порядок ведения дел и носит прикладной характер. Данный подход к деловой этике связан с философ­ской трактовкой понятия «норма». С одной стороны, есть нор­ма как идеал, к которому надо стремиться, с другой — есть нор­ма как нормальный ход дел, отличный от идеального порядка. В самом узком смысле этика выражается в том, как участники рынка договариваются друг с другом и как они исполняют до­говоренности (на Западе необходим контракт, на Востоке дос­таточно личных договоренностей).

Необходимость этики (при действующих законах) вызвана тем, что любой закон несовершенен и его можно обойти. Этика выступает дополнительным регулятором бизнеса, гарантирующим участникам рынка определенные рамки и порядок ведения дел, а также снижение рисков. Важно отметить, что неэтичное поведение, как правило, coвпадает с понятием незаконной экономической деятельности. В неко­торых случаях — в новых секторах бизнеса — этика как регулятор опе­режает действующее законодательство или замещает отсутствующие законы (это характерно для интернет-бизнеса).

Этическая проблема возникает каждый раз, когда появляется воз­можность пренебречь моральными нормами для получения прибыли:

В интересах фирмы сделать выбор в пользу этичного поведения. Причем не только из моральных соображений, но и потому, что отказ от этой позиции может повлечь серьезные потери (падение продаж, утрата доверия и т. п.). В самом общем плане неэтичное поведение на­носит ущерб функционированию всей экономической системы и сни­жает доверие граждан к предприятию.

Основная моральная дилемма, которую необходимо решить де­ловому человеку в своей профессиональной деятельности, — прибыль и общественно одобряемые способы ее получения. Совершенно понят­но, что от эффективности (прибыльности) деятельности фирмы, пред­приятия, корпорации зависит как успешность экономического разви­тия общества в целом, так и социальный уровень жизни отдельно взятого человека.

Под влиянием этого обстоятельства сформировалась концепция социально-этичного поведения, полагающая, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рын­ков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективны­ми и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновре­менным сохранением или укреплением благополучия потребителей и общества в целом.

Актуальность этого подхода заключается в том, что он учитывает требования экологии, удовлетворенность потребителя и заинтересо­ванность производителя. Предприятие, решившее использовать концепцию социально-этичного поведения, должно четко и гласно сфор­мулировать этические правила, которым оно будет следовать в своих отношениях с рынком.

Если рассматривать сервис как согласованную деятельность от­дельно взятых личностей, то часть нравственных регламентации бу­дет проистекать из норм общечеловеческой и персональной этики. Если сервисную деятельность рассматривать как вид деловой актив­ности (предприимчивости) человека, то проблемы нравственного выбора скорее будут решаться в рамках этики рынка (этики делово­го общения). Если же рассматривать сервис как форму трудовой де­ятельности, то вопросы морали будут находиться в плоскости про­фессиональной этики.