logo
Блок 3 КИТ - 2012

2. Стимулирующие методы управления

Экономические методы представляют собой совокупность эконо­мических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлет­воряющий требованиям коллектива в целом и личности в частности, то есть поставленная цель достигается воздействием на экономичес­кие интересы управляемого объекта.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максималь­но связана с результатами деятельности исполнителя.

Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами. Поскольку размер выплат зависит от достигнутого результата, работник непосредственно эко­номически заинтересован в его улучшении.

К экономическим методам управления принадлежат:

Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздей­ствия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хоз­расчет, ценообразование, финансирование, система материального поощ­рения.

Социально-психологические методы представляют собой совокуп­ность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

Установлено, что результаты труда во многом зависят от цело­го ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факто­ры и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдель­ных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйствен­ного руководителя на 15% зависит от его профессиональных зна­ний, то на 85% — от умения работать с людьми.

Зная особенности поведения, характер каждого отдельного че­ловека, можно прогнозировать его поведение в нужном для кол­лектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свой­ственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов соблю­дение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека ра­ботать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда может увеличиться при­мерно в 1,5 раза или в же несколько раз уменьшиться.

Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологичес­кого климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно происходит при формировании рыночных отношений. Так, 91% опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера вза­имной требовательности и ответственности, изменилось (в луч­шую сторону) отношение к труду и распределению оплаты; 82% опрошенных работников массовых профессий «болеют» за успе­хи своих коллег.

Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и кол­лективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздей­ствия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посред­ством приемов, которые носят личностный характер:

К стимулирующим методам управления относятся:

метод руководства посредством мотивации (management by mo­tivation), основанный на удовлетворении требований, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможности интеграции потребностей человека с целями организации, кото­рая становится для него «родным домом»;

метод руководства, нацеленного на результаты (managing for re­sults), разработанный Питером Дракером. В основе этого мето­да — определение результатов при децентрализованной системе руководства, то есть каждому подразделению предписывается достижение конкретных результатов.

Таким образом, многообразные методы управления оказываются важным инструментом достижения целей развития любого сервисно­го предприятия пли организации, который требует умелого использо­вания и Практике обслуживания потребителей.