4.7.Состояние и работоспособность студентов
в экзаменационный период
Экзамены для студентов — это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация — это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены — определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.
Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т.д. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность; 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8—9 ч в день, интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85—100%.
Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88— 92 удар/мин, против 76—80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный, настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала до 118—144 удар/мин. Артериальное давление повышалось до 135/85—155/95 мм рт. ст., против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при ожидании ответа в течение 30 мин артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс — 70,3 удар/мин, тремор — 12,1, а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4, 82,7 и 18,3. Самочувствие при этом .также снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.
Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Таким образом, уровень физической подготовленности в большей степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.
Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6—3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.
Представление о характере изменений умственной и физической работоспособности за период экзаменов дает табл. 4.3. В ней приведены данные обследования 146 студентов основной медицинской группы, обучающихся на II курсе.
Таблица 4.3.
Изменение умственной и физической
работоспособности за период экзаменов
-
Период измерений
Умственная работоспособ-ность,
усл. ед.
Физическая работоспособность
Выносливость к статическому усилию, кг
динамическая работа, усл. ед.
Фон
607 ±14,2
70,4 ±3,1
92,1 ±4,8
Перед 1-м экзаменом
731 ±11,7
61,1 ±2,6
73,4 ±5,6
После 1-го экзамена
642 ± 12,2
52,2 ± 2,8
60,6 ±8,9
После 2-го экзамена
619 ±10,9
47,4 ± 2,3
56,1 ±2,8
После 3-го экзамена
367 ±9,9
40,2 ±2,1
50,4 ±2,6
Материалы, приведенные в табл. 4.3, свидетельствуют, что под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода экзаменационной сессии.
Представление об изменении градиента умственной работоспособности в зависимости от курса обучения, зимней или весенней экзаменационной сессии, пола студентов дает табл. 4.4.
Таблица 4.4.
Изменение градиента умственной
работоспособности, %
-
Курс
Зимняя сессия
Весенняя сессия
мужчины
женщины
мужчины
женщины
I
9,8
19,2
11,5
19,8
II
7,3
17,6
9,2
18,3
III
2,9
7,7
5,8
8,6
IV
3,0
8,1
6,1
8,9
Согласно данным табл. 4.4 у первокурсников наблюдается наиболее высокий градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией. Это является следствием кумулятивного воздействия объективных и субъективных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в наибольшей мере к концу учебного года. Наличие более высокого градиента у женщин отражает их повышенную психоэмоциональную реакцию на ситуацию экзаменов.
Наблюдение за реакцией сердечно-сосудистой системы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку — 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до 5—6 мин против 1,5—2 мин в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно-эмоциональном напряжении энергетическая стоимость физической деятельности возрастает.
- Физическая культура
- Предисловие
- Глава 1.
- 1.1.2.Спорт —явление культурной жизни
- 1.1.3.Компоненты физической культуры
- 1.2.Физическая культура в
- 1.2.1.Физическая культура студента
- 1.2.2.Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
- 1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания
- 1.2.4.Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
- 1.3.Физическая культура и спорт в высшем
- 1.3.1.Гуманитарная значимость физической культуры
- 1.3.2.Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре
- 1.3.3.Основы организации физического воспитания в вузе
- Глава 2.Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1.Организм как единая саморазвивающаяся
- 2.2.Анатомо-морфологические особенности и
- 2.3.Функциональные системы организма
- 2.3.1.Костная система и ее функции
- 2.3.2.Мышечная система и ее функции (строение, физиология и биохимия мышечных сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры)
- 2.3.3.Физиологические системы организма
- 2.4.Внешняя среда и ее воздействие на
- 2.5.Функциональная активность человека и
- 2.6.Утомление при физической и умственной работе.
- 2.7.Биологические ритмы и работоспособность
- 2.8.Гипокинезия и гиподинамия
- 2.9.Средства физической культуры, обеспечивающие
- 2.10.Физиологические механизмы и закономерности
- 2.10.1.Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы
- 2.10.2.Обмен веществ и энергии
- 2.11.Органы пищеварения и выделения
- 2.12.Железы внутренней секреции
- 2.13.Сенсорные системы
- 2.14.Регуляция деятельности организма в различных условиях
- 2.14.1.Особенности функционирования центральной нервной системы
- 2.14.2.Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательного навыка
- 2.14.3.Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
- 2.14.4.Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
- 2.14.5.Адаптация к нарушению биологических ритмов.
- 2.14.6.Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение
- 2.14.7.Работа в замкнутом пространстве
- 2.14.8.Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату
- 2.14.9.Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости
- 2.14.10.Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации
- Глава 3.Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 3.1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- 3.2.Функциональное проявление здоровья в
- 3.3.Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
- 3.4.Здоровый образ жизни студента
- 3.5.Влияние окружающей среды на здоровье
- 3.6.Наследственность и ее влияние на здоровье
- 3.7.Здоровье в иерархии потребностей и
- 3.8.Направленность поведения человека
- 3.9.Ценностные ориентации студентов на здоровый
- 3.10.Содержательные характеристики
- 3.10.1.Режим труда и отдыха
- 3.10.2.Организация сна
- 3.10.3.Организация режима питания
- 3.10.4.Организация двигательной активности
- 3.10.5.Личная гигиена и закаливание
- 3.10.6.Профилактика вредных привычек
- 3.10.7.Культура межличностного общения
- 3.10.8.Психофизическая регуляция организма
- 3.10.9.Культура сексуального поведения
- 3.10.10.Критерии эффективности использования здорового образа жизни
- 3.11.Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
- Глава 4.Психофизиологические основы
- 4.2.Изменение состояния организма студента под
- 4.3.Работоспособность и влияние на нее
- 4.4.Влияние на работоспособность периодичности
- 4.5.Общие закономерности изменения
- 4.6.Типы изменений умственной работоспособности
- 4.7.Состояние и работоспособность студентов
- 4.8.Средства физической культуры в регулировании
- 4.9.Использование «малых форм» физической
- 4.10.Работоспособность студентов в условиях
- 4.11.Особенности проведения учебных занятий
- Глава 5.Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- 5.1.Методические принципы физического воспитания
- 5.2.Средства и методы физического воспитания
- 5.2.1.Средства физического воспитания
- 5.2.2.Методы физического воспитания
- 5.3.Основы обучения движениям.
- 5.4.Воспитание физических качеств
- 5.5.Формирование психических качеств, черт,
- 5.6.Общая физическая подготовка
- 5.7.Специальная физическая подготовка
- 5.7.1.Спортивная подготовка
- 5.7.2.Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки
- 5.8.Интенсивность физических нагрузок
- 5.9.Энергозатраты при физических нагрузках разной
- 5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления)
- 5.11.Коррекция физического развития
- 5.12.Формы занятий физическими упражнениями
- 5.13.Построение и структура учебно-тренировочного
- 5.14.Общая и моторная плотность занятия
- Глава 6.Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.1.Мотивация и целенаправленность
- 6.1.1.Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
- 6.1.2.Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.2.Формы и содержание самостоятельных занятий
- 6.2.1.Формы самостоятельных занятий
- 6.2.2.Содержание самостоятельных занятий
- 6.2.3.Возрастные особенности содержания занятий. Особенности занятий для женщин
- 6.2.4.Особенности самостоятельных занятий для женщин
- 6.3.Организация самостоятельных занятий
- 6.3.1.Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки. Расчет часов самостоятельных занятий
- 6.3.2.Управление самостоятельными занятиями.
- Определение цели. Учет индивидуальных
- Особенностей и проделанной работы. Корректировка
- Тренировочных планов
- 6.4.Граница интенсивности физической
- 6.5.Пульсовой режим рациональной тренировочной
- 6.6.Энергозатраты при физической нагрузке
- 6.7.Гигиена самостоятельных занятий
- 6.7.1.Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание
- 6.7.2.Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь
- 6.8.Самоконтроль за эффективностью
- 6.9.Участие в соревнованиях в процессе
- Глава 7.Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 7.1.Определение понятия «спорт».
- 7.2.Массовый спорт. Спорт высших достижений
- 7.3.Единая спортивная классификация.
- 7.4.Студенческий спорт.
- 7.4.1.Спорт в высшем учебном заведении
- 7.4.2.Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа
- 7.5.Студенческие спортивные соревнования
- 7.5.1.Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности
- 7.5.2.Система студенческих спортивных соревнований
- 7.6.Студенческие спортивные организации
- 7.7.Нетрадиционные системы физических
- 7.8.Обоснование индивидуального выбора видов
- 7.8.1.Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения
- 2) Повышение функциональных возможностей организма
- 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха
- 7.8.2.Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений
- 1) Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества
- 2) Характеристика видов спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся
- 3) Краткая характеристика нетрадиционных систем физических упражнений
- Глава 8.Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 8.1.Историческая справка
- 8.2.Влияние избранного вида спорта или системы
- 8.3.Модельные характеристики спортсмена
- 8.4.Планирование тренировки в избранном виде
- 8.4.1.Перспективное планирование многолетней подготовки
- 8.4.2.Годичное планирование
- 8.4.3.Текущее и оперативное планирование
- 8.5.Пути достижения физической, технической,
- 8.6.Виды и методы контроля за эффективностью
- 8.7.Специальные зачетные требования и нормативы
- 8.8.Календарь студенческих внутривузовских и
- 8.9.Требования спортивной классификации и
- Глава 9.Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- 9.1.Диагностика и самодиагностика организма при
- 9.2.Виды диагностики, ее цели и задачи
- 9.3.Врачебный контроль как условие допуска к
- 9.4.Методы стандартов, антропометрических
- 9.5.Педагогический контроль. Содержание, виды
- 9.6.Врачебно-педагогический контроль,
- 9.7.Самоконтроль, его цели, задачи и методы
- 9.8.Дневник самоконтроля
- 9.9.Субъективные и объективные показатели
- 9.10.Методика определения нагрузки по показаниям
- 9.11.Методика определения тяжести нагрузки по
- 9.12.Оценка функциональной подготовленности
- 9.13.Методика оценки состояния центральной
- 9.14.Оценка физической работоспособности по
- 9.15.Методика оценки быстроты и гибкости
- 9.16.Оценка тяжести нагрузки по субъективным
- 9.17.Коррекция содержания и методики занятий
- Глава 10.Профессионально-прикладная
- 10.1.2.Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
- 10.1.3.Определение понятия ппфп, ее цель и задачи
- 10.1.4. Место ппфп в системе физического воспитания студентов
- 10.1.5.Основные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.6.Дополнительные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.7.Методика подбора средств ппфп студентов
- 10.1.8.Организация и формы ппфп в вузе
- 10.1.9.Система контроля ппфп студентов
- 10.2.Методические указания по изложению
- 1) Основные факторы, определяющие содержание ппфп выпускника факультета
- 2) Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ппфп выпускников
- 3) Основное содержание ппфп студентов и его реализация на данном факультете
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 11.2. Методические основы производственной физической культуры
- 11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на
- 11.4.Производственная физическая культура в
- 11.4.1.Производственная гимнастика
- 11.4.2.Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня
- 11.4.3.Ппфп в режиме рабочего дня
- 11.5.Физическая культура и спорт в свободное время
- 11.5.1. Утренняя гигиеиическая гимнастика
- 11.5.2.Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
- 11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв
- 11.5.4. Попутная тренировка
- 11.5.5.Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
- 11.5.6.Ппфп специалиста в свободное время
- 11.6.Дополнительные средства повышения
- 11.7.Профилактика профессиональных заболеваний
- 11.8.Влияние индивидуальных особенностей,
- 11.9.Роль личности руководителя во внедрении
- Глава 1. 5
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры 28
- Глава 3. Основы здорового образа жизни 116
- Глава 4. Психофизиологические основы 155
- Глава 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания 182
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 233
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания 267
- Глава 8. Особенности занятий избранным 295
- Глава 9. Самоконтроль занимающихся 312
- Глава 10. Профессионально-прикладная 340
- Глава 11. Физическая культура в 365
- Физическая культура студента
- 107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93