6.2.2.Содержание самостоятельных занятий
Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий в вузах — это ходьба и бег, кросс, дорожки здоровья, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, спортивное ориентирование, туристские походы, занятия на тренажерах.
Ходьба и бег. Наиболее доступными и полезными средствами физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе в условиях лесопарка.
Ходьба — естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в
организме и активизирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности. Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку.
Таблица 6.2.
Примерная величина дистанции и времени,
затрачиваемого на ходьбу в первые тридцать
тренировок (B.C. Матяжов)
-
Дни тренировок
Дистанция, км
Среднее время на 1 км пути, мин
Длительность тренировки, мин
1-4
2
15
30
5-7
3
15
45
8-9
3
13
39
10-12
4
13
52
13-15
5-4
12
60-48
16-18
5
12
60
19-21
5
10
50
22-24
6
12
72
24-25
6
10
60
26-27
7
10
70
28-30
8
10
80
При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС (пульс) (табл. 6.3). Пульс подсчитывается в процессе кратковременных остановок во время ходьбы и сразу после окончания тренировки.
Заканчивая тренировочную ходьбу, надо постепенно снизить скорость, чтобы в последние 5—10 мин ходьбы ЧСС была на 10— 15 удар/мин меньше указанной в таблице. Через 8—10 мин после окончания тренировки (после отдыха) частота пульса должна вернуться к исходному уровню, который был до тренировки. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно нарастать постепенно (табл. 6.3).
Таблица 6.3.
Определение оптимальной интенсивности
ходьбы по ЧСС (B.C. Матяжов), удар/мин
Время ходьбы, мин | ЧСС для мужчин (для женщин на 6 удар/мин более) | ||||
до 30 лет | 30-39 лет | 40-49 лет | 50-59 .чет | 60-69 лет | |
30 | 145-155 | 135-145 | 125-135 | 110-120 | 100-110 |
60 | 140-150 | 130-140 | 120-130 | 105-115 | 95-105 |
90 | 135-145 | 125-135 | 115-125 | 100-110 | 90-100 |
120 | 130-140 | 120-130 | 110-120 | 95-105 | 85-95 |
Чередование ходьбы с бегом. При хорошем самочувствии и свободном выполнении тренировочных нагрузок по ходьбе можно переходить к чередованию бега с ходьбой, что обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее в строгом соответствии со своими индивидуальными возможностями.
После выполнения бега в чередовании с ходьбой и при наличии хорошего самочувствия можно переходить к непрерывному бегу.
Бег — наиболее эффективное средство укрепления здоровья и повышения уровня физической тренированности.
Мудрая природа в ходе эволюции запрограммировала для организма человека высокую надежность и прочность, рассчитанную, по оценкам специалистов, не менее чем на 120—150 лет здоровой жизни. Однако реализовать эту заманчивую программу не так-то просто. Этому мешают чаще всего нежелателные отклонения, происходящие в сердечно-сосудистой системе. Существует немало средств укрепления сердечно-сосудистой системы, и на ведущее место среди них все увереннее выдвигается оздоровительный бег.
Таблица 6.4.
Примерная продолжительность непрерывного бега
в одном занятии на 4 мес тренировки (B.C. Матяжов)
Пол | Возраст, лет | Продолжительность бега по месяцам, мин |
| ||||||||
|
| 1-й | 2-й | 3-й | . 4-и . |
| |||||
|
|
|
|
|
|
| |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| |||||
Мужчины | До 24 | 10 | 13 | 16 | 20 |
| |||||
| 25-33 | 10 | 12 | 15 | 18 |
| |||||
| 35-44 | 8 | 10 | 13 | 16 |
| |||||
| 45-59 | 6 | 8 | 11 | 14 |
| |||||
| 60 и старше | 4 | 6 | 9 | 12 |
| |||||
Женщины | До 21 | 8 | 11 | 14 | 17 | ||||||
| 22-29 | 6 | 9 | 12 . | 15 | ||||||
| 30-41 | 4 | 7 | 10 | 13 | ||||||
| 42-57 | 3 | 5 | 8 | 11 | ||||||
| 58 и старше | 2 | 4 | 6 | 9 |
При систематической тренировке (табл. 6.4) в дальнейшем мужчины могут довести время непрерывного бега до 50—70 мин (8—10 км) и более, женщины — до 40—50 мин (5—6 км) и более.
Можно рекомендовать следующие режимы интенсивности при беге по самочувствию и ЧСС. Выбор продолжительности бега зависит от подготовленности занимающихся.
Режим I. Зона комфортная. Используется как основной режим для начинающих бегунов со стажем, до одного года. Бегуну сопутствует ощущение приятного тепла, ноги работают легко и свободно, дыхание осуществляется через нос, бегун без труда поддерживает выбранную скорость, ему ничто не мешает, возникает желание бежать быстрее. Спортсмены используют этот режим, чтобы восстановиться после напряженных тренировок. ЧСС сразу после бега 20—22, через 1 мин 13— 15 ударов за 10с.
Режим II. Зона комфорта и малых усилий. Для бегунов со стажем
2 года. Бегун ощущает приятное тепло, ноги продолжают работать легко и свободно, дыхание глубокое смешанное через нос и рот, мешает легкая усталость, скорость бега сохраняется с небольшим усилием. ЧСС сразу после бега 24—26, через 1 мин 18—20 ударов за 10 с.
Режим III. Зона напряженной тренировки. Для бегунов со стажем
3 года, для спортсменов как тренировочный режим. Бегуну жарко, несколько тяжелеют ноги особенно бедра, при дыхании не хватает воздуха на вдохе, исчезла легкость, трудно удерживать темп, скорость сохраняется напряжением воли. ЧСС сразу после бега 27—29, через 1 мин 23—26 ударов за 10 с.
Режим IV. Зона соревновательная. Для бегунов, участвующих в соревнованиях по бегу. Бегуну очень жарко, ноги тяжелеют и «вязнут», дыхание напряженное с большой частотой, мешает излишнее напряжение мышц шеи, рук, ног, бег выполняется с трудом, несмотря на усилия, скорость бега на финише падает. ЧСС сразу после бега 30—35, через 1 мин 27—29 ударов за 10 с.
Основной, если не единственный метод тренировки в оздоровительном беге — равномерный (или равномерно ускоренный) метод, развитие которого связано с именем А. Лидьярда. Его суть заключается в том, что вся дистанция проходится в ровном темпе с постоянной скоростью.
Начинающие бегуны в качестве подготовительного средства могут применять чередование ходьбы и бега. Например, 50 м бега и 150 м ходьбы, затем 100 м бега и 100 м ходьбы. Отрезки бега должны увеличиваться непроизвольно, естественным путем, до тех пор, пока бег не станет непрерывным.
Из всего богатого арсенала тренировочных средств бегунов на средние и длинные дистанции для любителей оздоровительного бега подходят только три.
1. Легкий равномерный бег от 20 до 30 мин при пульсе 120— 130 ударов в мин. Для начинающих бегунов это основное и единственное средство тренировки. Подготовленные бегуны используют его в разгрузочные дни в качестве облегченной тренировки, способствующей восстановлению. "
2. Длительный равномерный бег по относительно ровной трассе от 60 до 120 мин при пульсе 132—144 удар/мин раз в неделю. Применяется для развития и поддерживания общей выносливости.
3. Кроссовый бег от 30 до 90 минут при пульсе 144—156 удар/мин 1—2 раза в неделю. Применяется для развития выносливости только хорошо подготовленными бегунами.
Занятие начинается с разминки продолжительностью 10—15 мин. Она необходима для того, чтобы «разогреть» мышцы, подготовить организм к предстоящей нагрузке, предотвратить травмы.
Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие — темп бега должен быть невысоким и равномерным, бег доставляет удовольствие, «мышечную радость». Если нагрузка слишком высока и быстро наступает утомление, следует снижать темп или несколько сокращать его • продолжительность.
Бег должен быть легким, свободным, ритмичным, естественным, не напряженным. Это автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным. Необходимо подобрать для себя оптимальную скорость, свой темп. Это сугубо индивидуальное понятие — скорость, которая подходит только вам и никому больше. Свой темп обычно вырабатывается в течение двух-трех месяцев занятий и затем сохраняется длительное время.
«Бегать — одному!» — важнейший принцип тренировки, особенно на первых порах. Иначе невозможно определить оптимальную скорость бега и получить удовольствие.
Состояние здоровья, возраст, физическая подготовленность и другие индивидуальные особенности бегунов настолько различны, что невозможно подобрать общую оптимальную скорость даже для двух человек.
«Только бодрость!» — этот принцип означает, что нагрузка, особенно в начале занятий, не должна вызывать выраженного утомления и снижения работоспособности. Чувство вялости, сонливости днем-верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить.
Регулировать интенсивность физической нагрузки можно по ЧСС. Важным показателем приспособленности организма к беговым нагрузкам является скорость восстановления ЧСС сразу после окончания бега. Для этого определяется частота пульса в первые 10 с после окончания бега, пересчитывается на 1 мин и принимается за 100%. Хорошей реакцией восстановления считается снижение ЧСС через 1 мин на 20%, через 3 мин — на 30, через 5 мин — на 50, через 10 мин — на 70—75% (отдых в виде медленной ходьбы).
Для укрепления здоровья и поддержания хорошей физической подготовленности достаточно бегать ежедневно по 3—4 км или в течение 20—30 мин Наиболее важен не объем работы, а регулярность занятий.
Кросс — это бег в естественных условиях по пересеченной местности с преодолением подъемов, спусков, канав, кустарника и других препятствий. Он прививает способность ориентироваться и быстро передвигаться на большие расстояния по незнакомой местности, преодолевать естественные Препятствия, умение правильно оценить и распределить свои силы.
Местом для занятий может быть лес или лесопарк. Чтобы определить объем и интенсивность физической нагрузки, можно воспользо-. ваться рекомендациями по ходьбе и бегу.
«Дорожки здоровья». Оздоровительный и тренирующий эффект на «дорожках (тропах) здоровья» обеспечивается комплексным воздействием физических упражнений и природных факторов. Дорожки оборудуются в лесопарках или лесных массивах в условиях пересеченной местности.
Плавание. Плаванием занимаются в летние каникулярные периоды в открытых водоемах, а в остальное время учебного года — в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды (табл. 6.5).
В начальный период занятий необходимо постепенно увеличивать время пребывания в воде от 10—15 до 30—45 мин и добиваться, чтобы преодолевать за это время без остановок в первые пять дней 600— 700 м, во вторые — 700—800, а затем 1000—1200 м. Для тех, кто плавает плохо, сначала следует проплывать дистанцию 25, 50 или 100 м, но
повторять ее 8—10 раз. По мере овладения техникой плавания и воспитания выносливости переходить к преодолению указанных дистанций. Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной интенсивностью. Частота сердечных сокращений сразу после проплы-вания дистанции для возраста 17—30 лет должна быть в пределах 120—150 удар/мин.
Таблица 6.5.
Программа поддержания хорошего
уровня физической подготовленности.
Плавание для всех возрастов (К. Купер)
Дистанция,м | Время, мин, с | Частота занятий в неделю |
550 | 10.01-15.00 | 6 |
725 | 13.21-20.00 | 4 |
825 | 15.01-22.30 | 4 |
900 | 16.41-25.00 | 3 |
При занятиях плаванием необходимо соблюдать следующие правила безопасности: занятия в открытом водоеме проводить группой из 3—5 человек и только на проверенном месте глубиной не более 1 м 20 см; заниматься следует не ранее чем через 1,5—2 ч после приема пищи; запрещается заниматься плаванием при плохом самочувствии, повышенной температуре, простудных и желудочно-кишечных заболеваниях; лучшее время для занятий плаванием — с 10—11 до 13 ч, в жаркую погоду можно заниматься второй раз — с 16 до 18 ч.
Ходьба и бег на лыжах. Индивидуальные самостоятельные занятия можно проводить только на стадионах или в парках в черте населенных пунктов; занятия на местности, отдаленной от населенных пунктов, или в лесу во избежание несчастных случаев не допускаются.
Выезд или выход на тренировки за пределы населенного пункта должен осуществляться группами в 3—5 человек и более. При этом должны быть приняты все необходимые меры предосторожности по профилактике спортивных травм, обморожений и т.д. Отдельные спортсмены не должны отставать от группы.
Полезно заниматься на лыжах каждый день хотя бы по одному часу. Минимальное количество занятий, которое дает оздоровительный эффект и повышает тренированность организма, три раза в неделю по 1—1,5 ч и более при умеренной интенсивности (табл. 6.6).
Таблица 6.6.
Дозировка интенсивности оздоровительных
занятий по ЧСС*
|
| ||
| малая | средняя | большая |
17-30 | 130 | 150 | 160 |
31-40 | 120 | 140 | 150 |
41-50 | 110 | 120 | 140 |
51-55 | 100 | 115 | 135 |
56-60 | 95 | 110 | 130 |
* ЧСС подсчитывается в течение 10 с сразу после окончания занятия или после прохождения отрезка дистанции с определенной интенсивностью и переводится на число ударов в 1 мин
Для людей в возрасте от 17 до 30 лет можно рекомендовать проведение занятий с преодолением отдельных отрезков дистанции со средней и большой интенсивностью (табл. 6.7).
Таблица 6.7.
Примерные объем и интенсивность на
первые 8 недель занятий
Неделя | Занятие | Объем, км | Интенсивность | |
жен. | муж. | |||
1 | I и 2 | ' 4-5 | 7-8 | Малая |
| 3 | 5-6 | '8-10 | То же |
2 | 4 | 4-5 | 7-8 | " - - |
| 5 | 4-5 | 7-8 | Малая и средняя (жен. — 1 км, муж. — 2 км) |
| 6 | 7 | 10 | Малая |
3 | 7 | 4-5 | 7-8 | Малая и средняя (жен. — 2—3 км, муж. 3—4 км) |
| 8 | 6-7 | 8-10 | Малая и средняя (жен. — 3—4 км, муж. — 5—6 км) |
| 9 | 8-10 | 12-15 | Малая |
4 | 10и 11 | 4-5 | 7-8 | Средняя |
| 12 | 5-6 | 8-10 | Малая и средняя (жен. — 2—3 км, муж. — 4—5 км) |
5 | 13 | 5-6 | 8-10 | Малая и средняя (жен. — 2—3 км, муж. — 4—5 км) |
| 14 | 8-10 | 12-15 | Малая |
| 15 | 5-6 | 8-10 | Средняя и большая (жен. — 1,5—2 км, муж. — 3—4км) |
6 | 16 | 5-6 | 8-10 | Малая |
| 17 | 8-10 | 12-15 | То же |
| 18 | 5-6 | 8-10 | Средняя и большая (жен. — 2—3 км, муж. — 4—5 км) |
7 | 19 | 4-5 | 7-8 | Малая |
| 20 | 4-5 | 7-8 | Средняя. |
| 21 | 5-6 | 8-10 | Малая |
8 | 22 | 8-10 | 12-15 | Малая и большая (жен. — 3—4 км, муж. — 5—6 км) |
| 23 | 5-6 | 8-10 | Малая |
| 24 | 8-10 | 12-15 | То же |
Для имеющих отклонения в состоянии здоровья, при разрешении врача заниматься ходьбой и бегом на лыжах, а также для тех, кто встал на лыжи впервые можно рекомендовать следующий режим занятий на первые 4 недели (табл. 6.8).
Таблица 6.8.
Примерные объем и интенсивность на первые
четыре недели занятий для лиц с отклонениями в
состоянии здоровья
Неделя | Занятие | Объем,км | Интенсивность | |
жен. | муж. | |||
1 | 1 | 2-3 | 3-4 | Малая |
| 2 | 3-4 | 5-6 | То же |
| 3 | 3-4 | 5-6 | — ' — |
2 | 4 | 2-3 | 3-4 | Малая |
| 5 | 4-5 | 6-8 | То же |
| 6 | 3-4 | 5-6 | Малая и средняя (жен. — 1—1,5 км, муж. — 2—3 км) |
3 | 7 | 3-4 | 5-6 | Малая |
| 8 | 4-5 | 6-8 | Малая и средняя (жен. 2—2,5 км, муж. — 3—4 км) |
| 9 | 5—6 | 8-10 | Малая |
4 | 10 | 5-6 | 8-10 | Малая и средняя (жен. — 2—3 км, муж. — 4—5 км) |
| 11 | 3-4 | 5-6 | Малая , |
| 12 | 7-7 | 10-12 | Тоже |
В дальнейшем можно варьировать объем и интенсивность занятий самостоятельно в соответствии с самочувствием и степенью тренированности с учетом показателей самоконтроля.
Велосипед. Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благоприятно воздействующим на нервную систему. Ритмичное педалирование (вращение педалей) увеличивает и одновременно облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает легкие.
Перед каждым выездом исправность машины тщательно проверяется. При этом следует убедиться, что шины достаточно накачаны; колеса, педали и кареточная ось вращаются свободно; цепь не повреждена и имеет правильное натяжение; седло прочно закреплено. Особенно тщательно проверяется исправность тормозов.
Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине дистанции. Хорошо иметь велосипедный спидометр, с помощью которого можно определить скорость передвижения и расстояние (табл. 6.9).
Таблица 6.9.
Программа поддержания хорошего
уровня физической подготовленности.
Велосипед для всех возрастов (К. Купер)
Дистанция,км | Время, мин, с | Частота занятий в неделю |
8,0 | 15.01-20,00 | 5 |
9,6 | 18.01-24.00 | 4 |
11,2 | 21,01-28.00 | 4 |
12,8 | 24.01-32.00 | 3 |
Ритмическая гимнастика (аэробные танцы). Ритмическая гимнастика — это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: маховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты туловища и головы; приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, сидя, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях, танцевальными элементами.
Благодаря быстрому темпу и продолжительности занятий от 10— 15 до 45—60 мин ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы (табл. 6.10), По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Отсюда и ее второе название — аэробика или аэробные танцы (греч. «аэро» — воздух — и «биос» — жизнь).
Таблица 6.10.
Программа поддержания хорошего уровня
физической подготовленности. Аэробные танцы для
всех возрастов (К. Купер)
Время, мил | ЧСС, удар/мин | Частота занятий в неделю |
45 | Более 140 | 3 |
40 | 140 | 4 |
30 | 140 | 5 |
Занятия могут проводиться в группах и самостоятельно, индивидуально.
В зависимости от решаемых задач составляются комплексы ритмической гимнастики разной направленности, которые могут проводиться в форме утренней гимнастики, физкультурной паузы на производстве, спортивной разминки или специальных занятий. Располагая набором обычных гимнастических упражнений, каждый может самостоятельно составить себе такой комплекс.
Музыка определяет ритм и темп движения. Необходимо подбирать музыку к определенным комплексам упражнений или, наоборот, к имеющейся фонограмме, грамзаписи, подбирать упражнения с соответствующим ритмом и темпом. Наиболее удобен для выполнения упражнений музыкальный размер 2/3 и 4/4; размер 3/4 применяется преимущественно для упражнений, выполняемых в медленном темпе.
Наибольший эффект дают ежедневные занятия различными формами ритмической гимнастики. Занятия реже 2—3 раз в неделю неэффективны.
Атлетическая гимнастика. Атлетическая гимнастика — это система физических упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение.
Развитие силы обеспечивается выполнением следующих специальных силовых упражнений1:
* упражнения с гантелями (масса 5—12 кг): наклоны, повороты, круговые движения туловищем, выжимание, приседание, опускание и поднимание гантелей в различных направлениях прямыми руками, поднимание и опускание туловища с гантелями за головой, лежа на скамейке;
* упражнения с гирями (16, 24, 32 кг): поднимание к плечу, на грудь, одной и двумя руками, толчок и жим одной и двух гирь, рывок, бросание гири на дальность, жонглирование гирей;
» упражнения с эспандером: выпрямление рук в стороны, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах из положения стоя на рукоятке эспандера, вытягивание эспандера до уровня плеч;
* упражнения с металлической палкой (5—12 кг): рывок различным хватом, жим стоя, сидя, от груди, из-за головы, сгибание и выпрямление рук в локтевых суставах;
* упражнения со штангой (масса подбирается индивидуально): подъем штанги к груди, на грудь, с подседом и без подседа; приседания со. штангой на плечах, на груди, за спиной; жим штанги лежа на наклонной плоскости, скамейке; толчок штанги стоя, от груди, то же с подседом; повороты, наклоны, подскоки, выпрыгивания со штангой на плечах; классические соревновательные движения: рывок, толчок;
* различные упражнения на тренажерах и блочных устройствах, включая упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц.
При выполнении упражнений с тяжестями и на тренажерах необходимо следить, чтобы не было задержки дыхания. Дыхание должно быть ритмичным и глубоким.
Каждое занятие следует начинать с ходьбы и медленного бега, затем переходить к гимнастическим общеразвивающим упражнениям для всех групп мышц (разминка). После разминки выполняется комплекс атлетической гимнастики, включающий упражнений для плечевого пояса и рук, для туловища и шеи, для мышц ног и упражнения для формирования правильной осанки. В заключительной части проводятся медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.
Чтобы обеспечить разностороннюю физическую и функциональную подготовку; в занятия необходимо включать подвижные и спортивные игры, легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания), плавание, ходьбу и бег на лыжах и т.п.
Атлетическая гимнастика полезна и женщинам. С ее помощью укрепляются опорно-двигательный аппарат и мышечная система. Особенно полезны женщинам упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна. Используя упражнения, можно обеспечить стройное, пропорционально развитое телосложение, уменьшить или увеличить массу тела.
Спортивные и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность. Коллективные действия в процессе игры воспитывают нравственные качества: общительность, чувство товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. Особенно полезны игры на открытом воздухе.
Подвижные игры отличаются несложными правилами, и команды для их проведения могут комплектоваться произвольно. Можно рекомендовать следующие подвижные игры: «Третий лишний», «Мяч по кругу», «Мяч в корзину», «Пионербол», «Диск на льду».
Спортивные игры по сравнению с подвижными требуют более высокого владения приемами техники конкретного вида игры и знания правил судейства, определяющих взаимоотношения и поведение играющих.
Наиболее распространенными спортивными играми в вузах являются: волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол, хоккей, теннис, настольный теннис, городки и др. Спортивные игры требуют специально оборудованных стандартных спортивных площадок или спортивных залов.
В большинстве своем для оздоровительных целей и активного отдыха игры проводятся по упрощенным правилам.
Спортивное ориентирование предъявляет к занимающимся требования быть находчивыми, уметь правильно и быстро ориентироваться в незнакомой обстановке в лесу или лесопарке, уметь на ходу определять и вычислять по компасу и приметам кратчайший путь до контрольного пункта. Длинные и сложные по характеру местности дистанции спортивного ориентирования требуют хорошей физической подготовки, направленной на развитие способности к многочасовым нагрузкам во время непрерывного передвижения с переменной скоростью по пересеченной местности.
Наряду с физической подготовкой проводится начальная топографическая подготовка ориентировщиков, в которую входит умение читать карту и сопоставлять ее с местностью, определять на карте свое местоположение и находить рациональный путь движения к контрольным пунктам. Заниматься этим видом активного отдыха могут лица с различным уровнем физической подготовленности. Занятия по ориентированию проводятся в любое время года и при любой погоде. Зимой ориентировщики передвигаются на лыжах.
В начальную подготовку ориентировщика входит овладение следующими умениями и навыками: определить расстояние, определить направление, читать карту и сопоставлять ее с местностью, выбрать порядок прохождения контрольных пунктов и способы ориентирования, выбрать рациональный путь движения.
Соревнования по спортивному ориентированию заключаются в том, чтобы пройти дистанцию с картой и компасом и отметиться на контрольных пунктах, расположенных на местности.
Походы выходного дня. Организационным центром походов выходного дня в учебных заведениях является туристская секция (клуб туристов) при спортивном клубе. Ей подчиняются туристские секции факультетов и других подразделений вуза.
Члены секции помогают выбрать маршрут, скомплектовать туристскую группу, дают рекомендации по снаряжению и правильному режиму в пути, проводят беседы с начинающими туристами и определяют готовность группы к походу.
Перед походом вся группа изучает особенности маршрута по карте: рельеф местности, естественные преграды, лес, реки, ближайшие населенные пункты, достопримечательности, исторические памятники, музеи, стройки. Распределяются обязанности между участниками похода, назначаются: завхоз, санитар, шеф-повар, фотограф, корреспондент, направляющий и замыкающий.
Одежда туриста должна быть легкой, прочной, не стесняющей движений. Наиболее удобен тренировочный или лыжный костюм (по погоде); женщины должны обязательно иметь брюки. Обувь рекомендуется разношенная (кеды, лыжные или туристские ботинки), которая надевается на хлопчатобумажный и шерстяной носок.
Необходимым условием подготовки к походу является физическая и специальная туристская подготовка, систематические занятия физическими упражнениями и спортом.
Перед походом участникам сообщается время сбора и выхода на маршрут, режим дня и график движения, время малых и больших привалов.
Основная форма походного строя — цепочка. Впереди идут более слабые туристы, сзади — сильные. Возглавляет строй направляющий, который выбирает наиболее удобные и безопасные для передвижения места. Замыкающий не оставляет никого позади себя; помогает отстающим товарищам; контролирует движение, передавая направляющему команды об изменении его темпа. Дистанция между участниками похода 2—3 м, по кустарнику — 3—5 м. Начинать поход рекомендуется в 7—8 ч утра. Направление движения определяется с помощью карты и компаса.
Однодневный подход рассчитан на 6—7 ч хода. Первый привал делается через 15—20 мин после начала движения для подгонки снаряжения; в дальнейшем через каждые 45 мин хода делаются 10—15-минутные малые привалы. В 10—11 ч — завтрак (сухой паек: бутерброды с сыром, колбасой). В 13—14 ч делается большой привал, оборудуется бивак, туристы обедают и отдыхают. По усмотрению руководителя в соответствии с планом похода большой привал может быть рассчитан на 3—4 ч. При этом следует помнить, что возвращение из похода не должно быть позднее 18—19 ч.
При проведении лыжного туристского похода необходимо учитывать специфику передвижения на лыжах с повышенным расположением центра тяжести (рюкзак и другое снаряжение), температурные (мороз, оттепель) и атмосферные условия (ветер, метель), короткий световой день. Эти условия предъявляют более высокие требования к подготовке похода, его участникам, руководителю.
К лыжному туристскому походу могут быть допущены физически подготовленные, закаленные, владеющие техникой передвижения на лыжах студенты. При температуре ниже 20°С походы проводить не рекомендуется.
Руководителю похода следует заранее обследовать предполагаемый маршрут. Рассчитывая протяженность маршрута, необходимо учесть условия местности, на которой будет проводиться поход, наличие или отсутствие лыжни, предполагаемую температуру воздуха, продолжительность светового дня и другие факторы.
Большое внимание участники и руководитель похода должны уделить подбору и проверке снаряжения: качеству лыж, креплений, ботинок, палок. Для ремонта снаряжения и лыж в пути необходимо иметь с собой набор ремонтных инструментов и материалов.
Чтобы предупредить обморожения, необходимо проводить систематические мероприятия по закаливанию организма, уметь одеваться с учетом погодных условий, предохранять белье, носки, варежки от намокания, чередовать движение и отдых, соблюдать режим питания. Особенно внимательно надо следить за состоянием пальцев ног. При отсырении носков их необходимо сменить. При потере чувствительности пальцы ног следует растереть, сделать активные согревающие движения, обогреться у костра, обратиться за помощью в населенные пункты.
Рацион питания составляется так же, как и для летних походов, но несколько увеличивается его калорийность.
Лицам, имеющим соответствующую подготовку, можно организовывать горные, водные и велосипедные походы, которые должны проводиться в соответствии с требованиями «Правил организации и проведения туристских походов и путешествий».
Руководитель группы обязан строго следить за правильным поведением студентов в туристском походе и отношением их к природным богатствам. Туристы ни в коем случае не должны допускать порчи и рубки деревьев, место привала и бивака надо тщательно убирать, сухой мусор сжигать, а консервные банки закапывать в землю.
Занятия на тренажерах. Тренажеры применяются как дополнение к традиционным занятиям физическими упражнениями и спортом, делают их более эмоциональными и разнообразными. Они используются как средство профилактики гипокинезии и гиподинамии, избирательно воздействуют на различные части тела, мышечные группы, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляют и способствуют их развитию, являются хорошим средством восстановления после утомления.
Перечень упражнений на тренажерах и методические рекомендации по их проведению широко представлены в популярной литературе по физической культуре и спорту.
- Физическая культура
- Предисловие
- Глава 1.
- 1.1.2.Спорт —явление культурной жизни
- 1.1.3.Компоненты физической культуры
- 1.2.Физическая культура в
- 1.2.1.Физическая культура студента
- 1.2.2.Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
- 1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания
- 1.2.4.Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
- 1.3.Физическая культура и спорт в высшем
- 1.3.1.Гуманитарная значимость физической культуры
- 1.3.2.Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре
- 1.3.3.Основы организации физического воспитания в вузе
- Глава 2.Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1.Организм как единая саморазвивающаяся
- 2.2.Анатомо-морфологические особенности и
- 2.3.Функциональные системы организма
- 2.3.1.Костная система и ее функции
- 2.3.2.Мышечная система и ее функции (строение, физиология и биохимия мышечных сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры)
- 2.3.3.Физиологические системы организма
- 2.4.Внешняя среда и ее воздействие на
- 2.5.Функциональная активность человека и
- 2.6.Утомление при физической и умственной работе.
- 2.7.Биологические ритмы и работоспособность
- 2.8.Гипокинезия и гиподинамия
- 2.9.Средства физической культуры, обеспечивающие
- 2.10.Физиологические механизмы и закономерности
- 2.10.1.Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы
- 2.10.2.Обмен веществ и энергии
- 2.11.Органы пищеварения и выделения
- 2.12.Железы внутренней секреции
- 2.13.Сенсорные системы
- 2.14.Регуляция деятельности организма в различных условиях
- 2.14.1.Особенности функционирования центральной нервной системы
- 2.14.2.Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательного навыка
- 2.14.3.Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
- 2.14.4.Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
- 2.14.5.Адаптация к нарушению биологических ритмов.
- 2.14.6.Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение
- 2.14.7.Работа в замкнутом пространстве
- 2.14.8.Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату
- 2.14.9.Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости
- 2.14.10.Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации
- Глава 3.Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 3.1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- 3.2.Функциональное проявление здоровья в
- 3.3.Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
- 3.4.Здоровый образ жизни студента
- 3.5.Влияние окружающей среды на здоровье
- 3.6.Наследственность и ее влияние на здоровье
- 3.7.Здоровье в иерархии потребностей и
- 3.8.Направленность поведения человека
- 3.9.Ценностные ориентации студентов на здоровый
- 3.10.Содержательные характеристики
- 3.10.1.Режим труда и отдыха
- 3.10.2.Организация сна
- 3.10.3.Организация режима питания
- 3.10.4.Организация двигательной активности
- 3.10.5.Личная гигиена и закаливание
- 3.10.6.Профилактика вредных привычек
- 3.10.7.Культура межличностного общения
- 3.10.8.Психофизическая регуляция организма
- 3.10.9.Культура сексуального поведения
- 3.10.10.Критерии эффективности использования здорового образа жизни
- 3.11.Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
- Глава 4.Психофизиологические основы
- 4.2.Изменение состояния организма студента под
- 4.3.Работоспособность и влияние на нее
- 4.4.Влияние на работоспособность периодичности
- 4.5.Общие закономерности изменения
- 4.6.Типы изменений умственной работоспособности
- 4.7.Состояние и работоспособность студентов
- 4.8.Средства физической культуры в регулировании
- 4.9.Использование «малых форм» физической
- 4.10.Работоспособность студентов в условиях
- 4.11.Особенности проведения учебных занятий
- Глава 5.Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- 5.1.Методические принципы физического воспитания
- 5.2.Средства и методы физического воспитания
- 5.2.1.Средства физического воспитания
- 5.2.2.Методы физического воспитания
- 5.3.Основы обучения движениям.
- 5.4.Воспитание физических качеств
- 5.5.Формирование психических качеств, черт,
- 5.6.Общая физическая подготовка
- 5.7.Специальная физическая подготовка
- 5.7.1.Спортивная подготовка
- 5.7.2.Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки
- 5.8.Интенсивность физических нагрузок
- 5.9.Энергозатраты при физических нагрузках разной
- 5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления)
- 5.11.Коррекция физического развития
- 5.12.Формы занятий физическими упражнениями
- 5.13.Построение и структура учебно-тренировочного
- 5.14.Общая и моторная плотность занятия
- Глава 6.Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.1.Мотивация и целенаправленность
- 6.1.1.Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
- 6.1.2.Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.2.Формы и содержание самостоятельных занятий
- 6.2.1.Формы самостоятельных занятий
- 6.2.2.Содержание самостоятельных занятий
- 6.2.3.Возрастные особенности содержания занятий. Особенности занятий для женщин
- 6.2.4.Особенности самостоятельных занятий для женщин
- 6.3.Организация самостоятельных занятий
- 6.3.1.Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки. Расчет часов самостоятельных занятий
- 6.3.2.Управление самостоятельными занятиями.
- Определение цели. Учет индивидуальных
- Особенностей и проделанной работы. Корректировка
- Тренировочных планов
- 6.4.Граница интенсивности физической
- 6.5.Пульсовой режим рациональной тренировочной
- 6.6.Энергозатраты при физической нагрузке
- 6.7.Гигиена самостоятельных занятий
- 6.7.1.Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание
- 6.7.2.Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь
- 6.8.Самоконтроль за эффективностью
- 6.9.Участие в соревнованиях в процессе
- Глава 7.Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 7.1.Определение понятия «спорт».
- 7.2.Массовый спорт. Спорт высших достижений
- 7.3.Единая спортивная классификация.
- 7.4.Студенческий спорт.
- 7.4.1.Спорт в высшем учебном заведении
- 7.4.2.Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа
- 7.5.Студенческие спортивные соревнования
- 7.5.1.Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности
- 7.5.2.Система студенческих спортивных соревнований
- 7.6.Студенческие спортивные организации
- 7.7.Нетрадиционные системы физических
- 7.8.Обоснование индивидуального выбора видов
- 7.8.1.Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения
- 2) Повышение функциональных возможностей организма
- 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха
- 7.8.2.Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений
- 1) Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества
- 2) Характеристика видов спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся
- 3) Краткая характеристика нетрадиционных систем физических упражнений
- Глава 8.Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 8.1.Историческая справка
- 8.2.Влияние избранного вида спорта или системы
- 8.3.Модельные характеристики спортсмена
- 8.4.Планирование тренировки в избранном виде
- 8.4.1.Перспективное планирование многолетней подготовки
- 8.4.2.Годичное планирование
- 8.4.3.Текущее и оперативное планирование
- 8.5.Пути достижения физической, технической,
- 8.6.Виды и методы контроля за эффективностью
- 8.7.Специальные зачетные требования и нормативы
- 8.8.Календарь студенческих внутривузовских и
- 8.9.Требования спортивной классификации и
- Глава 9.Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- 9.1.Диагностика и самодиагностика организма при
- 9.2.Виды диагностики, ее цели и задачи
- 9.3.Врачебный контроль как условие допуска к
- 9.4.Методы стандартов, антропометрических
- 9.5.Педагогический контроль. Содержание, виды
- 9.6.Врачебно-педагогический контроль,
- 9.7.Самоконтроль, его цели, задачи и методы
- 9.8.Дневник самоконтроля
- 9.9.Субъективные и объективные показатели
- 9.10.Методика определения нагрузки по показаниям
- 9.11.Методика определения тяжести нагрузки по
- 9.12.Оценка функциональной подготовленности
- 9.13.Методика оценки состояния центральной
- 9.14.Оценка физической работоспособности по
- 9.15.Методика оценки быстроты и гибкости
- 9.16.Оценка тяжести нагрузки по субъективным
- 9.17.Коррекция содержания и методики занятий
- Глава 10.Профессионально-прикладная
- 10.1.2.Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
- 10.1.3.Определение понятия ппфп, ее цель и задачи
- 10.1.4. Место ппфп в системе физического воспитания студентов
- 10.1.5.Основные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.6.Дополнительные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.7.Методика подбора средств ппфп студентов
- 10.1.8.Организация и формы ппфп в вузе
- 10.1.9.Система контроля ппфп студентов
- 10.2.Методические указания по изложению
- 1) Основные факторы, определяющие содержание ппфп выпускника факультета
- 2) Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ппфп выпускников
- 3) Основное содержание ппфп студентов и его реализация на данном факультете
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 11.2. Методические основы производственной физической культуры
- 11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на
- 11.4.Производственная физическая культура в
- 11.4.1.Производственная гимнастика
- 11.4.2.Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня
- 11.4.3.Ппфп в режиме рабочего дня
- 11.5.Физическая культура и спорт в свободное время
- 11.5.1. Утренняя гигиеиическая гимнастика
- 11.5.2.Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
- 11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв
- 11.5.4. Попутная тренировка
- 11.5.5.Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
- 11.5.6.Ппфп специалиста в свободное время
- 11.6.Дополнительные средства повышения
- 11.7.Профилактика профессиональных заболеваний
- 11.8.Влияние индивидуальных особенностей,
- 11.9.Роль личности руководителя во внедрении
- Глава 1. 5
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры 28
- Глава 3. Основы здорового образа жизни 116
- Глава 4. Психофизиологические основы 155
- Глава 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания 182
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 233
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания 267
- Глава 8. Особенности занятий избранным 295
- Глава 9. Самоконтроль занимающихся 312
- Глава 10. Профессионально-прикладная 340
- Глава 11. Физическая культура в 365
- Физическая культура студента
- 107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93