3.11.Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.
Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.
Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.
Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.
Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение — универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван — дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); "помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.
На II этапе, исходя из самохарактеристики, определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени — годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) — на несколько недель, месяцев. Примерная программа — ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель — формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания. 5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.
Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания, примерный вид которого представлен в табл. 3.2.
Таблица 3.2.
Личный план физического самовоспитания
-
Задача
Используемые средства и методы
Содержание средств
Дни занятии
Укрепление здоровья, закаливание организма,
включение в здоровый образ жизни
Утренняя гимнастика, физические
упражнения, гигиенические и природные факторы, режим дня
Комплекс из 10 упражнений (их описание); контрастный душ, воздушные ванны; соблюдение режима дня, сна, питания; прогулка перед сном 30 мин.; передвижение из общежития в вуз и обратно пешком
Ежедневно
Выработка настойчивости
Обязательное выполнение намеченного на день, неделю
Подъем в 6 ч 30 мин, отход ко сну в 11ч; занятия физическими упражнениями по 45 мин в 18 ч; самоподготовка с 19 до 21 ч
То же
Воспитание координационных способностей
Упражнения на развитие координации движений
Описание упражнений, количество серий и их повторений
Воспитание выносливости
Бег, пешие походы, прогулки на велосипеде и т.д.
Бег в чередовании с ходьбой постепенным ее сокращением в течение 30 мин; пешие походы, велопоходы по 2—4 ч
2 раза в неделю по выходным
III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.
Примерная форма ведения дневника самоконтроля приводится в гл. 9.
Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день. Отчитываясь за свои действия, поступки, студент глубже осознает (а иногда вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения в личный план работы над собой. Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий. Итоговый подводится за достаточно длительный период времени — несколько месяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах и результаты его, отражающиеся на его морфофункциональном, психическом, психофизическом состоянии. Текущий самоотчет подводится за короткий промежуток времени — день, неделю, несколько недель.
Таким образом, способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.
Контрольные вопросы
1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности.
3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.
4. Здоровый образ жизни студента.
5. Влияние окружающей среды на здоровье.
6. Наследственность и ее влияние на здоровье.
7. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека.
8. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья.
9. Самооценка собственного здоровья.
10. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.
11. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.
12. Режим труда и отдыха. .
13. Организация сна.
14. Организация режима питания.
15. Организация двигательной активности.
16. Личная гигиена и закаливание.
17. Гигиенические Основы закаливания.
18. закаливание воздухом.
19. Закаливание солнцем.
20. Закаливание водой.
21. Профилактика вредных привычек.
22. Культура межличностных отношений.
23. Психофизическая регуляция организма.
24. Культура сексуального поведения.
25. Критерии эффективности использования здорового образа жизни. ,
26. Физическое самовоспитание и совершенствование — условие здорового образа жизни.
- Физическая культура
- Предисловие
- Глава 1.
- 1.1.2.Спорт —явление культурной жизни
- 1.1.3.Компоненты физической культуры
- 1.2.Физическая культура в
- 1.2.1.Физическая культура студента
- 1.2.2.Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
- 1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания
- 1.2.4.Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
- 1.3.Физическая культура и спорт в высшем
- 1.3.1.Гуманитарная значимость физической культуры
- 1.3.2.Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре
- 1.3.3.Основы организации физического воспитания в вузе
- Глава 2.Социально-биологические основы физической культуры
- 2.1.Организм как единая саморазвивающаяся
- 2.2.Анатомо-морфологические особенности и
- 2.3.Функциональные системы организма
- 2.3.1.Костная система и ее функции
- 2.3.2.Мышечная система и ее функции (строение, физиология и биохимия мышечных сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры)
- 2.3.3.Физиологические системы организма
- 2.4.Внешняя среда и ее воздействие на
- 2.5.Функциональная активность человека и
- 2.6.Утомление при физической и умственной работе.
- 2.7.Биологические ритмы и работоспособность
- 2.8.Гипокинезия и гиподинамия
- 2.9.Средства физической культуры, обеспечивающие
- 2.10.Физиологические механизмы и закономерности
- 2.10.1.Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы
- 2.10.2.Обмен веществ и энергии
- 2.11.Органы пищеварения и выделения
- 2.12.Железы внутренней секреции
- 2.13.Сенсорные системы
- 2.14.Регуляция деятельности организма в различных условиях
- 2.14.1.Особенности функционирования центральной нервной системы
- 2.14.2.Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательного навыка
- 2.14.3.Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
- 2.14.4.Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
- 2.14.5.Адаптация к нарушению биологических ритмов.
- 2.14.6.Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение
- 2.14.7.Работа в замкнутом пространстве
- 2.14.8.Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату
- 2.14.9.Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости
- 2.14.10.Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации
- Глава 3.Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
- 3.1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии
- 3.2.Функциональное проявление здоровья в
- 3.3.Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
- 3.4.Здоровый образ жизни студента
- 3.5.Влияние окружающей среды на здоровье
- 3.6.Наследственность и ее влияние на здоровье
- 3.7.Здоровье в иерархии потребностей и
- 3.8.Направленность поведения человека
- 3.9.Ценностные ориентации студентов на здоровый
- 3.10.Содержательные характеристики
- 3.10.1.Режим труда и отдыха
- 3.10.2.Организация сна
- 3.10.3.Организация режима питания
- 3.10.4.Организация двигательной активности
- 3.10.5.Личная гигиена и закаливание
- 3.10.6.Профилактика вредных привычек
- 3.10.7.Культура межличностного общения
- 3.10.8.Психофизическая регуляция организма
- 3.10.9.Культура сексуального поведения
- 3.10.10.Критерии эффективности использования здорового образа жизни
- 3.11.Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни
- Глава 4.Психофизиологические основы
- 4.2.Изменение состояния организма студента под
- 4.3.Работоспособность и влияние на нее
- 4.4.Влияние на работоспособность периодичности
- 4.5.Общие закономерности изменения
- 4.6.Типы изменений умственной работоспособности
- 4.7.Состояние и работоспособность студентов
- 4.8.Средства физической культуры в регулировании
- 4.9.Использование «малых форм» физической
- 4.10.Работоспособность студентов в условиях
- 4.11.Особенности проведения учебных занятий
- Глава 5.Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- 5.1.Методические принципы физического воспитания
- 5.2.Средства и методы физического воспитания
- 5.2.1.Средства физического воспитания
- 5.2.2.Методы физического воспитания
- 5.3.Основы обучения движениям.
- 5.4.Воспитание физических качеств
- 5.5.Формирование психических качеств, черт,
- 5.6.Общая физическая подготовка
- 5.7.Специальная физическая подготовка
- 5.7.1.Спортивная подготовка
- 5.7.2.Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки
- 5.8.Интенсивность физических нагрузок
- 5.9.Энергозатраты при физических нагрузках разной
- 5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления)
- 5.11.Коррекция физического развития
- 5.12.Формы занятий физическими упражнениями
- 5.13.Построение и структура учебно-тренировочного
- 5.14.Общая и моторная плотность занятия
- Глава 6.Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.1.Мотивация и целенаправленность
- 6.1.1.Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность
- 6.1.2.Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 6.2.Формы и содержание самостоятельных занятий
- 6.2.1.Формы самостоятельных занятий
- 6.2.2.Содержание самостоятельных занятий
- 6.2.3.Возрастные особенности содержания занятий. Особенности занятий для женщин
- 6.2.4.Особенности самостоятельных занятий для женщин
- 6.3.Организация самостоятельных занятий
- 6.3.1.Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки. Расчет часов самостоятельных занятий
- 6.3.2.Управление самостоятельными занятиями.
- Определение цели. Учет индивидуальных
- Особенностей и проделанной работы. Корректировка
- Тренировочных планов
- 6.4.Граница интенсивности физической
- 6.5.Пульсовой режим рациональной тренировочной
- 6.6.Энергозатраты при физической нагрузке
- 6.7.Гигиена самостоятельных занятий
- 6.7.1.Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей. Закаливание
- 6.7.2.Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь
- 6.8.Самоконтроль за эффективностью
- 6.9.Участие в соревнованиях в процессе
- Глава 7.Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
- 7.1.Определение понятия «спорт».
- 7.2.Массовый спорт. Спорт высших достижений
- 7.3.Единая спортивная классификация.
- 7.4.Студенческий спорт.
- 7.4.1.Спорт в высшем учебном заведении
- 7.4.2.Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа
- 7.5.Студенческие спортивные соревнования
- 7.5.1.Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности
- 7.5.2.Система студенческих спортивных соревнований
- 7.6.Студенческие спортивные организации
- 7.7.Нетрадиционные системы физических
- 7.8.Обоснование индивидуального выбора видов
- 7.8.1.Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения
- 2) Повышение функциональных возможностей организма
- 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха
- 7.8.2.Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений
- 1) Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества
- 2) Характеристика видов спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся
- 3) Краткая характеристика нетрадиционных систем физических упражнений
- Глава 8.Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 8.1.Историческая справка
- 8.2.Влияние избранного вида спорта или системы
- 8.3.Модельные характеристики спортсмена
- 8.4.Планирование тренировки в избранном виде
- 8.4.1.Перспективное планирование многолетней подготовки
- 8.4.2.Годичное планирование
- 8.4.3.Текущее и оперативное планирование
- 8.5.Пути достижения физической, технической,
- 8.6.Виды и методы контроля за эффективностью
- 8.7.Специальные зачетные требования и нормативы
- 8.8.Календарь студенческих внутривузовских и
- 8.9.Требования спортивной классификации и
- Глава 9.Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
- 9.1.Диагностика и самодиагностика организма при
- 9.2.Виды диагностики, ее цели и задачи
- 9.3.Врачебный контроль как условие допуска к
- 9.4.Методы стандартов, антропометрических
- 9.5.Педагогический контроль. Содержание, виды
- 9.6.Врачебно-педагогический контроль,
- 9.7.Самоконтроль, его цели, задачи и методы
- 9.8.Дневник самоконтроля
- 9.9.Субъективные и объективные показатели
- 9.10.Методика определения нагрузки по показаниям
- 9.11.Методика определения тяжести нагрузки по
- 9.12.Оценка функциональной подготовленности
- 9.13.Методика оценки состояния центральной
- 9.14.Оценка физической работоспособности по
- 9.15.Методика оценки быстроты и гибкости
- 9.16.Оценка тяжести нагрузки по субъективным
- 9.17.Коррекция содержания и методики занятий
- Глава 10.Профессионально-прикладная
- 10.1.2.Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях
- 10.1.3.Определение понятия ппфп, ее цель и задачи
- 10.1.4. Место ппфп в системе физического воспитания студентов
- 10.1.5.Основные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.6.Дополнительные факторы, определяющие содержание ппфп
- 10.1.7.Методика подбора средств ппфп студентов
- 10.1.8.Организация и формы ппфп в вузе
- 10.1.9.Система контроля ппфп студентов
- 10.2.Методические указания по изложению
- 1) Основные факторы, определяющие содержание ппфп выпускника факультета
- 2) Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ппфп выпускников
- 3) Основное содержание ппфп студентов и его реализация на данном факультете
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 11.2. Методические основы производственной физической культуры
- 11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на
- 11.4.Производственная физическая культура в
- 11.4.1.Производственная гимнастика
- 11.4.2.Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня
- 11.4.3.Ппфп в режиме рабочего дня
- 11.5.Физическая культура и спорт в свободное время
- 11.5.1. Утренняя гигиеиическая гимнастика
- 11.5.2.Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
- 11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв
- 11.5.4. Попутная тренировка
- 11.5.5.Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
- 11.5.6.Ппфп специалиста в свободное время
- 11.6.Дополнительные средства повышения
- 11.7.Профилактика профессиональных заболеваний
- 11.8.Влияние индивидуальных особенностей,
- 11.9.Роль личности руководителя во внедрении
- Глава 1. 5
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры 28
- Глава 3. Основы здорового образа жизни 116
- Глава 4. Психофизиологические основы 155
- Глава 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания 182
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 233
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания 267
- Глава 8. Особенности занятий избранным 295
- Глава 9. Самоконтроль занимающихся 312
- Глава 10. Профессионально-прикладная 340
- Глава 11. Физическая культура в 365
- Физическая культура студента
- 107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93