logo search
1 семестр / 1 семестр / kurs_lektsy_FIZ-RA

9.4.Система контроля, проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

Система контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов включает в себя проверку и оценку ее в процессе занятий физическим воспитанием в начале и конце каждого учебного семестра. По итогам проверки даются рекомендации студентам по дальнейшему направлению индивидуальной ППФП. Студенты могут проводить также самопроверку и самооценку ППФП во время самостоятельных занятий.

В ходе проверки ППФП на учебных занятиях у студентов оцениваются прикладные знания, умения и навыки, уровень развития физических и психических качеств, необходимых им в будущей профессиональной деятельности.

Методы проверки и оценки ППФП. Знания в области ППФП выявляются и оцениваются в процессе ответа на специальные вопросы. При этом, наряду с устными ответами в непосредственной беседе с преподавателем (экзаменатором), для этой цели также могут использоваться специальные контролирующие машины и компьютеры.

Уровень развития ряда профессионально важных для современного работника психических и физических качеств может успешно определяться с помощью методов наблюдений и самонаблюдений в процессе занятий физическим воспитанием и спортом.

Например, о скорости и точности простой сенсомоторной реакции будут говорить следующие наблюдения: быстро или медленно реагирует на команды, не "засиживается" ли на старте, не стартует ли раньше времени и т.д.; о реакции на движущийся объект - насколько быстро и точно реагирует на мяч в игре, точно ли отдает мяч бегущему партнеру, попадает ли мячом в соперника в игре в лапту; о координации движений - насколько целесообразны и согласованны при выполнении различных заданий движения руками, ногами, туловищем, головой при выполнении гимнастических и других физических упражнений.

О низком уровне эмоциональной устойчивости свидетельствуют: постоянное ухудшение результатов деятельности в условиях эмоциональных воздействий, при сильных эмоциях; понижение спортивных результатов на соревнованиях по сравнению с тренировками; ухудшение качества ответов на экзаменах и зачетах по сравнению с обычными беседами; неадекватные поступки, частые ошибки в действиях при выполнении заданий в условиях контроля со стороны руководителя, перед большой группой товарищей или зрителей.

Для проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности успешно используется метод тестирования, заключающийся в искусственном формировании (моделировании) действий, в которых наиболее отчетливо проявляются те или иные изучаемые качества и свойства личности. Могут применяться двигательные, моторные тесты (к ним относятся контрольные упражнения), стандартные и максимальные функциональные пробы, а также аппаратурные и бланковые тесты.

В условиях ВУЗов наиболее приемлемы и распространенны разнообразные моторные тесты, в основе которых лежат двигательные задания, для которых определена объективно обоснованная система оценок по 5 балльной системе.

Большое значение при выполнении тестов имеет мотивация. Прежде чем приступить к проверке и оценке профессионально важных качеств необходимо как следует ознакомиться со всеми подробностями применяемого теста (или с батареей нескольких тестов), четко уяснить цели и условия их использования.

Батарею из нескольких тестов обычно проводят в два дня, причем тесты на силовую, общую выносливость, стойкость проводят последними.

Примерные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений.

Женщины

Тесты

Оценка показанного результата в очках

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

1

Бег 100 м (сек).

15,7

16,0

17,0

17,9

18,7

2

Бег 1000 м (мин, сек).

3,35

3,50

4,05

4,30

4,45

3

Бег 200 м (мин, сек).

10,15

10,50

11,15

11,50

12,15

4

Прыжки в длину с места (см).

190

180

168

160

150

5

Прыжки в длину с разбега (см).

365

350

325

300

280

6

Прыжки в высоту с разбега (см).

120

115

110

105

100

7

Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см, кол-во раз).

20

16

10

6

4

8

Поднимание в сед и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз).

60

50

40

30

20

9

Приседание на одной ноге с опорой о стену (кол-во раз на каждой).

12

10

8

6

4

10

Бег на лыжах 3 км (мин, сек).

18,00

18,30

19,30

20,00

21,00

11

Бег на лыжах 5 км (мин, сек).

31,00

32,30

34,15

36,40

38,00

12

Плавание 100м (мин, сек).

2,15

2,40

3,05

3,35

4,10

:

Мужчины

Тесты

Оценка показанного результата в очках

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

1.

Бег 100 м(сек).

13,2

13,8

14,0

14,3

14,6

2.

Бег 1000 м (мин, сек).

3.10

3.25

3.50

4.05

4.25

3.

Бег 3000 м (мин, сек).

12.00

12.35

13.10

13.50

14.00

4

Прыжки в длину с места (см).

250

240

230

223

215

5.

Прыжки в длину с разбега (см).

480

460

435

410

390

6.

Прыжки в высоту с разбега (см).

145

140

135

130

125

7.

Подтягивание на перекладине(кол-во раз).

15

12

9

7

5

8.

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз).

12

9

7

5

9.

В висе поднимание ног до касания перекладины носками (кол-во раз).

10

7

5

3

2

10.

Переворот силой в упор на перекладине (кол-во раз).

8

5

3

2

1

11.

Бег на лыжах 5 км (мин, сек).

23.50

25.00

26.25

27.45

28.30

12.

Плавание 100 м (мин, сек).

1.40

1.50

2.00

2.15

2.30

Примерные контрольные упражнения для оценки физической подготовленности студентов специального учебного отделения. Женщины и мужчины.

(Оценочные результаты определяются кафедрой физического воспитания с учетом особенностей индивидуальных отклонений в состоянии здоровья студентов).

  1. Отжимания, в упоре лежа (для женщин - руки на опоре высотой до 50 см.).

  2. Подтягивание на перекладине (мужчины).

  3. Поднимание туловища в сед из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены.

  4. Прыжки в длину с места.

  5. Бег 100 м.

  6. Бег 1000 м без учета времени.

  7. Тест Купера (12-минутное передвижение).

  8. Упражнения на гибкость.

  9. Упражнения с мячом.

  10. Упражнения со скакалкой.

  11. Бег на лыжах без учета времени: женщины - 2 км, мужчины - 3 км.

Контрольные вопросы:

1. Значимость ППФП

2. Цель и задачи ППФП

3. Специальные задачи ППФП

Список литературы:

1. Аксенова О.Э., Евсеев СП. Технология физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учеб. пособие. -М.:Сов. спорт, 2004.

2. Бурбо Л. Тренируем мышцы живота и спины за 10 минут в день. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

3. Вопросы профессиональной подготовки и оздоровительной физической культуры: Сб. ст.- Сочи: ИФК СГУТ и КД, 2003.

4. Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология труда. - М.,1997.

5. Иванов Г.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. - Алма-Ата,1998.

6. Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка. - М: Владос, 2003.

7. Мокеев Г.И., Романов В.М. Гармония спорта и жизни. - Уфа: Слово, 2004.

8. Нестеров В.А. и др. Оптимизация психофизического состояния человека, занимающегося различными видами профессиональной деятельности. - Хабаровск: ДВ ГАФК, 2003.

9. Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта. - М.: Сов. Спорт, 2004.

10. Федорова СВ. Профессионально-прикладная физическая подготовка: Учеб. пособие. -Владивосток: Дальрыб. ВТУЗ, 2003.

11. Физическая культура студента: Учеб. /Под ред. В. И. Виленского. -М: Гардарики, 2001.

12. Шмитт Ф., Тайверс С. Аэробика для ног: эффективная программа совершенствования формы ног, ягодиц, бедер. - М.: ЭКСМО, 2005.