9.4.Система контроля, проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
Система контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов включает в себя проверку и оценку ее в процессе занятий физическим воспитанием в начале и конце каждого учебного семестра. По итогам проверки даются рекомендации студентам по дальнейшему направлению индивидуальной ППФП. Студенты могут проводить также самопроверку и самооценку ППФП во время самостоятельных занятий.
В ходе проверки ППФП на учебных занятиях у студентов оцениваются прикладные знания, умения и навыки, уровень развития физических и психических качеств, необходимых им в будущей профессиональной деятельности.
Методы проверки и оценки ППФП. Знания в области ППФП выявляются и оцениваются в процессе ответа на специальные вопросы. При этом, наряду с устными ответами в непосредственной беседе с преподавателем (экзаменатором), для этой цели также могут использоваться специальные контролирующие машины и компьютеры.
Уровень развития ряда профессионально важных для современного работника психических и физических качеств может успешно определяться с помощью методов наблюдений и самонаблюдений в процессе занятий физическим воспитанием и спортом.
Например, о скорости и точности простой сенсомоторной реакции будут говорить следующие наблюдения: быстро или медленно реагирует на команды, не "засиживается" ли на старте, не стартует ли раньше времени и т.д.; о реакции на движущийся объект - насколько быстро и точно реагирует на мяч в игре, точно ли отдает мяч бегущему партнеру, попадает ли мячом в соперника в игре в лапту; о координации движений - насколько целесообразны и согласованны при выполнении различных заданий движения руками, ногами, туловищем, головой при выполнении гимнастических и других физических упражнений.
О низком уровне эмоциональной устойчивости свидетельствуют: постоянное ухудшение результатов деятельности в условиях эмоциональных воздействий, при сильных эмоциях; понижение спортивных результатов на соревнованиях по сравнению с тренировками; ухудшение качества ответов на экзаменах и зачетах по сравнению с обычными беседами; неадекватные поступки, частые ошибки в действиях при выполнении заданий в условиях контроля со стороны руководителя, перед большой группой товарищей или зрителей.
Для проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности успешно используется метод тестирования, заключающийся в искусственном формировании (моделировании) действий, в которых наиболее отчетливо проявляются те или иные изучаемые качества и свойства личности. Могут применяться двигательные, моторные тесты (к ним относятся контрольные упражнения), стандартные и максимальные функциональные пробы, а также аппаратурные и бланковые тесты.
В условиях ВУЗов наиболее приемлемы и распространенны разнообразные моторные тесты, в основе которых лежат двигательные задания, для которых определена объективно обоснованная система оценок по 5 балльной системе.
Большое значение при выполнении тестов имеет мотивация. Прежде чем приступить к проверке и оценке профессионально важных качеств необходимо как следует ознакомиться со всеми подробностями применяемого теста (или с батареей нескольких тестов), четко уяснить цели и условия их использования.
Батарею из нескольких тестов обычно проводят в два дня, причем тесты на силовую, общую выносливость, стойкость проводят последними.
Примерные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений.
|
| Женщины | ||||
№ | Тесты | Оценка показанного результата в очках | ||||
|
| 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
1 | Бег 100 м (сек). | 15,7 | 16,0 | 17,0 | 17,9 | 18,7 |
2 | Бег 1000 м (мин, сек). | 3,35 | 3,50 | 4,05 | 4,30 | 4,45 |
3 | Бег 200 м (мин, сек). | 10,15 | 10,50 | 11,15 | 11,50 | 12,15 |
4 | Прыжки в длину с места (см). | 190 | 180 | 168 | 160 | 150 |
5 | Прыжки в длину с разбега (см). | 365 | 350 | 325 | 300 | 280 |
6 | Прыжки в высоту с разбега (см). | 120 | 115 | 110 | 105
| 100 |
7
| Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см, кол-во раз). | 20 | 16 | 10 | 6 | 4 |
8 | Поднимание в сед и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз). | 60 | 50 | 40 | 30
| 20 |
9 | Приседание на одной ноге с опорой о стену (кол-во раз на каждой). | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 |
10 | Бег на лыжах 3 км (мин, сек). | 18,00 | 18,30 | 19,30 | 20,00 | 21,00 |
11 | Бег на лыжах 5 км (мин, сек). | 31,00 | 32,30 | 34,15 | 36,40 | 38,00 |
12 | Плавание 100м (мин, сек). | 2,15 | 2,40 | 3,05 | 3,35 | 4,10 : |
|
| Мужчины | ||||
| Тесты | Оценка показанного результата в очках | ||||
|
| 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
1. | Бег 100 м(сек). | 13,2 | 13,8 | 14,0 | 14,3 | 14,6 |
2. | Бег 1000 м (мин, сек). | 3.10
| 3.25 | 3.50 | 4.05 | 4.25 |
3. | Бег 3000 м (мин, сек). | 12.00 | 12.35 | 13.10 | 13.50 | 14.00 |
4 | Прыжки в длину с места (см). | 250 | 240 | 230 | 223 | 215 |
5. | Прыжки в длину с разбега (см). | 480 | 460 | 435 | 410 | 390 |
6. | Прыжки в высоту с разбега (см). | 145 | 140 | 135 | 130 | 125 |
7. | Подтягивание на перекладине(кол-во раз). | 15 | 12 | 9 | 7 | 5 |
8. | Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз). |
| 12 | 9 | 7 | 5 |
9. | В висе поднимание ног до касания перекладины носками (кол-во раз).
| 10
| 7 | 5 | 3 | 2 |
10. | Переворот силой в упор на перекладине (кол-во раз). | 8 | 5 | 3 | 2 | 1
|
11. | Бег на лыжах 5 км (мин, сек). | 23.50 | 25.00 | 26.25 | 27.45 | 28.30 |
12. | Плавание 100 м (мин, сек). | 1.40 | 1.50 | 2.00 | 2.15 | 2.30 |
Примерные контрольные упражнения для оценки физической подготовленности студентов специального учебного отделения. Женщины и мужчины.
(Оценочные результаты определяются кафедрой физического воспитания с учетом особенностей индивидуальных отклонений в состоянии здоровья студентов).
Отжимания, в упоре лежа (для женщин - руки на опоре высотой до 50 см.).
Подтягивание на перекладине (мужчины).
Поднимание туловища в сед из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены.
Прыжки в длину с места.
Бег 100 м.
Бег 1000 м без учета времени.
Тест Купера (12-минутное передвижение).
Упражнения на гибкость.
Упражнения с мячом.
Упражнения со скакалкой.
Бег на лыжах без учета времени: женщины - 2 км, мужчины - 3 км.
Контрольные вопросы:
1. Значимость ППФП
2. Цель и задачи ППФП
3. Специальные задачи ППФП
Список литературы:
1. Аксенова О.Э., Евсеев СП. Технология физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учеб. пособие. -М.:Сов. спорт, 2004.
2. Бурбо Л. Тренируем мышцы живота и спины за 10 минут в день. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
3. Вопросы профессиональной подготовки и оздоровительной физической культуры: Сб. ст.- Сочи: ИФК СГУТ и КД, 2003.
4. Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология труда. - М.,1997.
5. Иванов Г.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. - Алма-Ата,1998.
6. Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка. - М: Владос, 2003.
7. Мокеев Г.И., Романов В.М. Гармония спорта и жизни. - Уфа: Слово, 2004.
8. Нестеров В.А. и др. Оптимизация психофизического состояния человека, занимающегося различными видами профессиональной деятельности. - Хабаровск: ДВ ГАФК, 2003.
9. Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта. - М.: Сов. Спорт, 2004.
10. Федорова СВ. Профессионально-прикладная физическая подготовка: Учеб. пособие. -Владивосток: Дальрыб. ВТУЗ, 2003.
11. Физическая культура студента: Учеб. /Под ред. В. И. Виленского. -М: Гардарики, 2001.
12. Шмитт Ф., Тайверс С. Аэробика для ног: эффективная программа совершенствования формы ног, ягодиц, бедер. - М.: ЭКСМО, 2005.
- Автономная некоммерческая организация
- Тема 1: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.2. Общие понятия теории физической культуры
- 1.3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.
- 1.4.Цель, задачи и формы организации физического воспитания
- 1.5. Влияние занятий физкультурой на системы организма.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Тема 2: Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.
- 2.3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
- 2.4. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работе
- 2.5. Двигательные функции и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
- Тема 3 . Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- 3.2. Функциональные различия и методологические несовпадения
- 3.3.Социальная природа спорта и физической культуры
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Тема 4 Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Адаптивная физическая культура
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Контрольные вопросы:
- 5.2. Двигательная активность
- 5.3.Влияние оздоровительной физической культуры на организм
- Список литературы
- Тема 6.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 6.2. Объективные и субъективные факторы обучения и
- 6.3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
- 6.4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
- 6.5. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме
- 6.6. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
- 6.7. Использование физических упражнений как средства активного отдыха
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Тема 7. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 7.2. Методические принципы физического воспитания
- 7.3. Методы физического воспитания
- Контрольные вопросы:
- 8.2. Массовый спорт. Его цели и задачи.
- Спорт в высшем учебном заведении
- Спорт в свободное время студентов
- 8.3. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений
- 8.4. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 8.5. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа.
- Перспективное планирование многолетней подготовки
- Текущее и оперативное планирование
- Техническая подготовленность в избранном виде спорта или сфу
- Тактическая подготовленность в избранном виде спорта или сфу
- 8.6. Виды и методы контроля над эффективностью тренировочных занятий
- Контрольные вопросы:
- 9.2.Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ппфп).
- 9.3.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки.
- 9.3.Прикладные виды спорта и их составные элементы.
- 9.4.Система контроля, проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
- Тема 10. Основы методики самостоятельных занятий, самоконтроль за состоянием своего организма
- 10.2. Формы самостоятельных занятий
- 10.3. Учет индивидуальных особенностей занимающихся
- 10.4.Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья при физкультурно-оздоровительных занятиях
- 10.5. Дневник самоконтроля.
- 10.6. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
- Контрольные вопросы:
- Список литературы:
- Список литературы