Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
центрсоюза российской федерации
«Российский университет кооперации»
Краснодарский кооперативный институт (филиал)
Л.В. Гин
Физическая культура
курс лекций для студентов всех специальностей
Краснодар
2010
Рецензенты:
Проскура А.В., Ст. преподаватель, кафедры спортивных и подвижных игр, Кубанского Государственного Университета Физической Культуры Спорта и Туризма.
Титулов Р.В., Ст. преподаватель, кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, Краснодарского кооперативного института (филиал) РУК.
Чумаков Н.И., Преподаватель физического воспитания, Краснодарского торгово-технологического техникума Крайпотребсоюза.
Автор:
Гин Л.В. Физическая культура: Курс лекций по изучению тем: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов». «Социально-биологические основы физической культуры». «Физическая культура и спорт как социальные феномены общества». «Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте». «Основы здорового образа жизни студента». «Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности». «Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания». ««Спорт». Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений». «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов». «Основы методики самостоятельных занятий, самоконтроль за состоянием своего организма» – Краснодар: Издательство ККИ, 2007. - с.
Курс лекций по изучению тем: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов». «Социально-биологические основы физической культуры». «Физическая культура и спорт как социальные феномены общества». «Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте». «Основы здорового образа жизни студента». «Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности». «Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания». ««Спорт». Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений». «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов». «Основы методики самостоятельных занятий, самоконтроль за состоянием своего организма» по дисциплине «Физическая культура» составлен для студентов всех специальностей факультетов экономического и управления, разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, на основании рабочей программы, и учебного плана. Данный курс систематизирует и конкретизирует знания, формирует способность самоконтроля и самосовершенствования студентов в области физической культуры и спорта. Утвержден 5 июля 2006 года.
Курс лекций по «Физической культуре» рекомендован к изданию кафедрой гуманитарных и социально-экономических наук от 26 января 2007года, протокол №7
© Издательство Краснодарского
кооперативного института 2007 г.
Содержание
|
|
Введение | 4 |
|
|
Тема 1: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
1.3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья 1.4. Цель, задачи и формы организации физического воспитания. 1.5. Влияние занятий физкультурой на системы организма.
| 5 |
|
|
Тема 2: Социально-биологические основы физической культуры 2.1. Общее понятие: организм - биологическая система 2.2. Внешняя среда и ее воздействие на организм, и жизнедеятельность человека 2.3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 2.4. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работе 2.5. Двигательные функции и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды
| 11 |
|
|
Тема 3: Физическая культура и спорт как социальные феномены общества 3.1. Спорт и физическая культура- самостоятельные социальные феномены: 3.2. Функциональные различия и методологические несовпадения 3.3.Социальная природа спорта и физической культуры
| 25 |
|
|
Тема 4: Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте 4.1. Глава 1. Общие положения 4.2. Глава 2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта 4.3. Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан, адаптивная физическая культура 4.4. Глава 4. Спортивный резерв 4.5. Глава 5. Спорт высших достижений 4.6. Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта 4.7. Глава 7. Международная спортивная деятельность 4.8. Глава 8. Заключительные положения
| 29 |
|
|
| 50 |
|
|
Тема 5: Основы здорового образа жизни студента 5.1. Факторы влияющие на двигательную активность 5.2. Двигательная активность в жизни человека 5.3 Влияние оздоровительной физической культуры на организм
| 59 |
|
|
Тема 6: Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности 6.1. Основные понятия психофизиологии 6.2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на организм студентов 6.3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения 6.4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов 6.5. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме 6.6. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 6.7. Использование физических упражнений как средства активного отдыха
Тема 7: Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания 7.1. Основные понятия «Физическое воспитание» и «Система физического воспитания» 7.2. Методические принципы физического воспитания 7.3. Методы физического воспитания
Тема 8: «Спорт». Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений 8.1. Краткая историческая справка 8.2. Массовый спорт. Его цели и задачи. Спорт высших достижений. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время 8.3. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений 8.4. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов 8.5. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа 8.6. Виды и методы контроля над эффективностью тренировочных занятий
Тема 9: Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов 9.1. Введение и ретроспектива изучаемой проблемы. Роль физических упражнений в учебной и трудовой деятельности студентов, бакалавров, магистров и др. специалистов авиационного профиля. 9.2. Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). 9.3. Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки. 9.4. Прикладные виды спорта и их составные элементы на службе ППФП. 9.5. Система контроля, проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
Тема 10. Основы методики самостоятельных занятий, самоконтроль за состоянием своего организма 10.1. Мотивация и выбор самостоятельных занятий 10.2. Формы самостоятельных занятий 10.3. Учет индивидуальных особенностей занимающихся 10.4.Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования 10.5. Дневник самоконтроля. 10.6. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
10.1. Мотивация и выбор самостоятельных занятий
| 72 |
|
|
Заключение | 78 |
|
|
Список литературы | 79 |
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.
Во время всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психологическое благополучие, физическое совершенство обучающихся.
Целью данной работы является:
Создание целостного представления о физической культуре общества и личности, ее роли в личностном, социальном и профессиональном развитии специалиста потребительской кооперации;
Приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивающих грамотное самостоятельное использование их средств, форм и методов;
Формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни;
Воспитание нравственных, физических качеств и свойств, необходимых для личностного и профессионального развития специалиста потребительской кооперации;
Обеспечение общей и профессионально – прикладной физической подготовленности;
Приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей в области потребительской кооперации.
На основе Государственных требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, а так же с учетом климатических условий и материальной базы Краснодарский кооперативный институт определил формы занятий физической культуры и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности студентов.
В результате изучения дисциплины «Физическая культура» студент должен знать:
О роли физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
О роли физической культуры и спорта, как социальном феномене общества;
О законодательстве Российской Федерации о физической культуре и спорте;
О роли физической культуры и здорового образа жизни;
О социально – биологических основах физической культуры и спорта;
О значении спорта в физическом воспитании студентов;
О физических способностях человека, средствах и методах их развития;
О способах контроля самоконтроля за самочувствием во время занятий физической культурой.
Уметь:
Использовать физкультурно–спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
Использовать особенности средств физической культуры для оптимизации работоспособности;
Выполнять основные технические приемы и тактические действия;
Самостоятельно работать с методической литературой
- Автономная некоммерческая организация
- Тема 1: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.2. Общие понятия теории физической культуры
- 1.3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.
- 1.4.Цель, задачи и формы организации физического воспитания
- 1.5. Влияние занятий физкультурой на системы организма.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Тема 2: Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.
- 2.3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
- 2.4. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работе
- 2.5. Двигательные функции и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
- Тема 3 . Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- 3.2. Функциональные различия и методологические несовпадения
- 3.3.Социальная природа спорта и физической культуры
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Тема 4 Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Адаптивная физическая культура
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Контрольные вопросы:
- 5.2. Двигательная активность
- 5.3.Влияние оздоровительной физической культуры на организм
- Список литературы
- Тема 6.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 6.2. Объективные и субъективные факторы обучения и
- 6.3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
- 6.4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
- 6.5. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме
- 6.6. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
- 6.7. Использование физических упражнений как средства активного отдыха
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Тема 7. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 7.2. Методические принципы физического воспитания
- 7.3. Методы физического воспитания
- Контрольные вопросы:
- 8.2. Массовый спорт. Его цели и задачи.
- Спорт в высшем учебном заведении
- Спорт в свободное время студентов
- 8.3. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений
- 8.4. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 8.5. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа.
- Перспективное планирование многолетней подготовки
- Текущее и оперативное планирование
- Техническая подготовленность в избранном виде спорта или сфу
- Тактическая подготовленность в избранном виде спорта или сфу
- 8.6. Виды и методы контроля над эффективностью тренировочных занятий
- Контрольные вопросы:
- 9.2.Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ппфп).
- 9.3.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки.
- 9.3.Прикладные виды спорта и их составные элементы.
- 9.4.Система контроля, проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
- Тема 10. Основы методики самостоятельных занятий, самоконтроль за состоянием своего организма
- 10.2. Формы самостоятельных занятий
- 10.3. Учет индивидуальных особенностей занимающихся
- 10.4.Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья при физкультурно-оздоровительных занятиях
- 10.5. Дневник самоконтроля.
- 10.6. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
- Контрольные вопросы:
- Список литературы:
- Список литературы