3.2. Функциональные различия и методологические несовпадения
Одним из важных доказательств существенных различий и методологических несовпадений физической и спортивной культур является осмысление их ценностного потенциала.
Ценности физической культуры особенно ярко проявляются в знаниях и опыте, накопленных человечеством для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. Особое значение для человека имеют мобилизационные ценности, которые повышают способность к выживанию в экстремальных ситуациях. Физкультурная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для того, чтобы благополучно пережить создавшиеся неблагоприятные ситуации.
Не вызывает сомнения значимость для человека освоения вале-ологических ценностей физической культуры. К ним относятся накопленные знания, теории и методики использования физических упражнений и др.
Справедливости ради следует сказать, что ценности спортивной и физической культуры во многом совпадают, тем не менее еще раз подчеркнем их функциональное несовпадение.
Специфические ценности спорта обладают высокой интегриро-ванностью и вариативностью. В первую очередь это относится к воспитательной ценности спорта. Воспитывая характер спортсме-
на, закаливая его волю, развивая эстетические чувства, утверждая правила честной игры, мы используем эмоциональные, чувственные, эстетические ценности спорта.
Развитие современного олимпийского движения ведет к возрастанию ценности спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Миротворческая ценность спорта утверждается посредством общения детских спортивных коллективов, студенческих игр, соревнований самого разного ранга, начиная с международных товарищеских встреч и кончая олимпийскими играми. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческих ценностях.
Говоря о своеобразии ценностного потенциала спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных возможностей человека. Осваивая все новые, не изведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих способностей, спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, спортивная культура несет в себе одну из важнейших и незаменимых другими видами культуры социальных ценностей.
Проблема взаимоотношений физической культуры и спорта особенно остро проявляется в развитии технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Новые решения и нетрадиционные подходы по существу изменили систему спортивной тренировки, образовав тем самым «пропасть» между массовой физической культурой и культурой спортивной. Разрыв между спортом и физической культурой в технологическом плане очевиден.
- Автономная некоммерческая организация
- Тема 1: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.2. Общие понятия теории физической культуры
- 1.3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.
- 1.4.Цель, задачи и формы организации физического воспитания
- 1.5. Влияние занятий физкультурой на системы организма.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Тема 2: Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.
- 2.3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
- 2.4. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работе
- 2.5. Двигательные функции и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
- Тема 3 . Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- 3.2. Функциональные различия и методологические несовпадения
- 3.3.Социальная природа спорта и физической культуры
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Тема 4 Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Адаптивная физическая культура
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Контрольные вопросы:
- 5.2. Двигательная активность
- 5.3.Влияние оздоровительной физической культуры на организм
- Список литературы
- Тема 6.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 6.2. Объективные и субъективные факторы обучения и
- 6.3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
- 6.4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
- 6.5. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме
- 6.6. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
- 6.7. Использование физических упражнений как средства активного отдыха
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Тема 7. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 7.2. Методические принципы физического воспитания
- 7.3. Методы физического воспитания
- Контрольные вопросы:
- 8.2. Массовый спорт. Его цели и задачи.
- Спорт в высшем учебном заведении
- Спорт в свободное время студентов
- 8.3. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений
- 8.4. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 8.5. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа.
- Перспективное планирование многолетней подготовки
- Текущее и оперативное планирование
- Техническая подготовленность в избранном виде спорта или сфу
- Тактическая подготовленность в избранном виде спорта или сфу
- 8.6. Виды и методы контроля над эффективностью тренировочных занятий
- Контрольные вопросы:
- 9.2.Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ппфп).
- 9.3.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки.
- 9.3.Прикладные виды спорта и их составные элементы.
- 9.4.Система контроля, проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
- Тема 10. Основы методики самостоятельных занятий, самоконтроль за состоянием своего организма
- 10.2. Формы самостоятельных занятий
- 10.3. Учет индивидуальных особенностей занимающихся
- 10.4.Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья при физкультурно-оздоровительных занятиях
- 10.5. Дневник самоконтроля.
- 10.6. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
- Контрольные вопросы:
- Список литературы:
- Список литературы