logo search
Образец аттестационной работы

На тему: «исследование агрессивности детей и подростков, занимающихся в спортивных секциях»

Выполнил слушатель

Консультант -------------------------------------

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. Агрессия и агрессивность у детей и подростков

    1. Понятие агрессии и существующие подходы к изучению проблемы агрессии

    2. Подростковая и детская агрессивность

Глава 2. Проведение исследования

2.1. Описание методов исследования

2.2. Описание хода исследования

Глава 3. Обсуждение полученных результатов

3.1. Сравнение уровней агрессивности двух исследуемых групп¸ полученных с помощью теста руки Э.Вагнера

3.2. Сравнение показателей двух исследуемых групп, полученных с помощью теста Розенцвейга

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее ярких особенностей подросткового возраста является повышенная раздражительность, эмоциональная неустойчивость, расцениваемая взрослыми как агрессивность подростков. Неотъемлемой частью подростковой жизни является участие в каких-либо спортивных секциях. В наше время увлечения подростков разнообразны. Данное исследование посвящается изучению уровня агрессивности детей и подростков, активно занимающихся в различных спортивных секциях. Это цель нашей работы. Ее предметом является детская и подростковая агрессивность.

Многие считают, что дети и подростки, занимающиеся различными видами борьбы, фанаты спортивных состязаний являются агрессивными детьми и подростками. Психологи считают, что занятия в спортивных секциях, напротив, позволяют детям выплеснуть свою энергию в боевом крике, вступить в настоящий "бой" с «противниками», что сказывается на снижении раздражительности и агрессивности молодого поколения.

Общая гипотеза исследования формулируется нами следующим образом:

Занятия в спортивных секциях самого различного направления имеет положительное влияние на развитие фрустрационной толерантности и снижает уровень агрессивности подростков и детей по сравнению с теми детьми и подростками, которые не занимаются спортом.

Из общей гипотезы можно вывести частные гипотезы:

  1. У подростков, занимающихся в спортивных секциях легче и более безболезненно протекает подростковый кризис. У них есть возможность реализации всех негативных проявлений кризиса не в условии дома и школы, а в условиях проведения занятий и соревнований.

  2. У подростков, занимающихся в спортивных секциях в большей степени, чем у тех, кто не занимается, удовлетворяется потребность в чувстве взрослости, что приводит к более раннему, чем у их сверстников, проявлению такой черты личности, как самостоятельность.

Для проверки сформулированных гипотез были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ литературы по теме агрессии и агрессивности детей и подростков.

  2. Осуществить выборку испытуемых из числа детей и подростков, занимающихся в различных спортивных секциях;

  3. Осуществить подбор методик для выявления степени фрустрационной толерантности и уровня агрессивности испытуемых.

  4. Провести диагностику для выявления выбранных параметров.

  5. Провести анализ полученных результатов и сделать заключение.

Исследование проводилось в летнее время в рамках работы с детьми и подростками в летнем оздоровительном лагере. В роли испытуемых выступили дети и подростки, отдыхающие в 3 смену. Всего 16 детей и подростков от 12 до 14 лет, 8 из которых составляют экспериментальную группу – это дети и подростки, занимающиеся в различных спортивных секциях ( у себя в родном городе или селе) и продолжающие заниматься спортивными занятиями в лагере, а 8 – дети и подростки составляют контрольную группу, они учатся в школе, имеют увлечения, но регулярно не занимаются спортом и не посещают спортивных секций.

Для проведения исследования нами выбраны методы, изученные в процессе освоения программы на спецфакультете «Практическая психология». Это:

  1. Беседа и наблюдение

  2. Тест руки (Hand – test) Э. Вагнера

  3. Метод рисуночной фрустрации С. Розенцвейга