7 Рекреационное проектирование в туризме34
Туроператор – специалист, который наряду с другими задачами занимается проектированием тура:
определением рекреационной специализации туристских центров;
прокладкой туристских маршрутов;
разработкой программ отдыха;
измерением эффективности программ отдыха;
расчетом параметров тура.
Разработаны многочисленные процедуры туроперейтинга, помогающие туроператору эффективно решать эти задачи. В данной лекции предлагается концепция рекреационного проектирования туров, основанная на принципе рекреационного проектирования В. С. Преображенского.
Рекреалогия – наука о расширенном воспроизводстве живых сил человека – физических, интеллектуальных и духовных. Соответственно предмету ее исследования наиболее важными для нее выступают вопросы оптимизации рекреации с помощью специальных технологий рекреационного проектирования.
В.С. Преображенский противопоставляет две исследовательские позиции в решении данной проблемы: «от ресурса» и «от потребностей». Анализируя базисную модель рекреационной системы, он указывает на ведущую роль в ней человека-туриста как центральной подсистемы, отмечая, что состояния и свойства всех остальных подсистем зависят от требований центральной подсистемы, а целевая функция рекреационной системы определяется как максимально возможное удовлетворение рекреационных потребностей человека.
В основу анализа возникающих субъект-объектных отношений, согласно В.С. Преображенскому, положена простая схема взаимоотношения человека-туриста и среды: Ч --- С.
Согласно этой схеме, если исследователь отдает предпочтение человеческому фактору, то он работает с классом антропоцентрических систем, т.е. систем, хозяином которых выступает человек с его потребностями, мотивациями, предпочтениями, системой оценок.
Если исследователь обозначает в качестве ведущей подсистемы окружающий мир (неважно, природный или культурно-исторический комплекс), он вынужденно работает с классом натуроцентрических моделей, где «правят» другие ценности: охрана природы, регламентация деятельности человека.
Владимир Сергеевич Преображенский был одним из первых ученых в России (пожалуй, одновременно с Львом Николаевичем Гумилевым, который в эти же годы разрабатывал теорию этносов), кто не только осознал необходимость системного подхода при анализе сложных процессов, но и реализовал его. Принцип Преображенского в исследовании рекреации основан на принципе целостности общей теории систем, согласно которому отличительным качеством системы является тот факт, что в системе возникает новое свойство, которым не обладает ни одна из образующих ее подсистем. Владимир Сергеевич не только следовал данному принципу, но и определил его аналог применительно к исследованию сложных антропоэкологических систем.
Согласно учению В. С. Преображенского деятельность – это инвариантная часть системы, связывающая субъекта с ландшафтом. При этом связь несет в себе как сущностные признаки субъекта, так и сущностные признаки ландшафта. Принцип Преображенского позволяет точно локализовать деятельность не только как связь, но и как структуру. Действительно, состоянию деятельности инвариантны все остальные состояния рекреационной системы. Например, различия познавательной, курортной и спортивной рекреационной деятельности определяют специфику требований и состояний природного комплекса, обслуживающего персонала, технических систем, функций управления в рекреационной системе.
Рекреационное проектирование – вариативное моделирование программ отдыха и обслуживающих их систем с учетом требований рекреации. Рекреационное проектирование рассматривается как функция туроператора на стадии разработки проекта тура. Эта задача, как правило, имеет для туроператора вполне конкретный характер – разработать рекреационную программу тура. Пользуясь моделью рекреационного проектирования, можно значительно упростить и ускорить его конкретную реализацию.
В основу моделирования положены принцип иерархии рекреационной деятельности (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, 1994), а также деятельностно-ландшафтный принцип рекреационного проектирования В.С. Преображенского.
Эти два принципа позволяют рассматривать рекреационное проектирование как структурно-модульный процесс, схожий с задачей составления слов из букв, предложений – из слов и, наконец, текста – из предложений.
Азбука туроператора, исходя из этих принципов, должна содержать вместо букв комбинации рекреационной деятельности.
Основные понятия: рекреационная деятельность; элементарное рекреационное занятие (ЭРЗ); типы рекреационной деятельности (ТРД); циклы рекреационной деятельности (ЦРД).
Рекреационная деятельность – деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующаяся относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса.
Элементарное рекреационное занятие – внутренне целостный, однородный, неразделимый на технологические компоненты элемент рекреационной деятельности.
ЭРЗ – основа формирования программ отдыха. Социологи насчитывают около 100 тыс. ЭРЗ, и число их каждые 10 лет удваивается. Очевидно, что оперирование такой базой требует применения типизации ЭРЗ и сведения их в более крупные группы – типы рекреационной деятельности. Для этого используются такие свойства ЭРЗ, как альтернативность и взаимозаменяемость. Условием объединения нескольких ЭРЗ в один ТРД является возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЭРЗ другим.
Тип рекреационной деятельности – однородная группировка элементарных рекреационных занятий, каждое из которых взаимозаменяемо и альтернативно для всех других элементарных рекреационных занятий данной группы. Иначе говоря, к одному типу рекреационной деятельности относятся взаимозаменяемые элементарные рекреационные занятия (табл. 1). Это условие окажется очень важным в практике конкретного туроперейтинга, когда возможностей для осуществления какого-либо ЭРЗ может и не быть, но необходимо компенсировать этот недостаток предложением туристу других ЭРЗ. Например, в негрибной период можно предложить туристам собирать ягоды, травы, орехи и т. п.
Таблица 1 – Типы рекреационной деятельности
Индекс ТРД | Название ТРД | Примеры ЭРЗ | |
β1 | Купания | Плавание в открытом водоеме, плавание в крытом бассейне, зимнее купание, купание в источниках и т. п. | |
β2 | Водные аттракционы | Водные горки, водопады, джакузи, игры на воде и т. п. | |
β3 | Водные процедуры | Баня, душ, ванны, водный массаж и т. п. | |
β4 | Солнечные ванны | Загорание, инсоляции и т. п. | |
β5 | Горнолыжный спуск | Слалом, скоростной спуск, сноуборд и т. п. | |
β6 | Катания зимние | Катание на лыжах, коньках, санях, снегокатах и т. п. | |
β7 | Лыжный инструктаж | Инструктаж, тренинг, обучение и т. п. | |
β8 | Альпинизм | Восхождение, движение по траверсу, спуск и т. п. | |
β9 | Скалолазание | Скалолазание | |
β10 | Спелеотуризм | Спелеотуризм | |
β11 | Туристский поход | Походы некатегорийные: пешие, горные, лыжные, водные, авто-, вело-, мото-, конные и т. п. | |
β12 | Прогулка | Ходьба в щадящем режиме | |
β13 | Подвижные игры | Общая физическая подготовка, боулинг, боди-билдинг и т. п. | |
β14 | Общение | Беседа, разговор, обмен мнениями и т. п. | |
β15 | Участие в выставках | Экспонирование, презентация и т. п. | |
β16 | Деловые встречи | Переговоры, подписание договора, обсуждение программ и т. п. | |
β17 | Шоппинг | Покупки розничные, покупки оптовые, приобретение сувениров и т. п. | |
β18 | Климатолечение | Использование климатических факторов: целебного воздуха, ультрафиолетовой радиации, комфортной погоды и т. п. | |
β19 | Бальнеолечение | Использование минеральной воды, родниковой воды, кумыса, кефира и т. п. | |
β20 | Грязелечение | Использование рапы, ила, минеральной грязи и т. п. | |
β21 | Терренкур | Дозированная ходьба | |
β22 | Экскурсии автобусные | Местные познавательные поездки в сопровождении экскурсовода с использованием автобуса | |
β23 | Экскурсии пешие | Местные познавательные прогулки с экскурсоводом | |
β24 | Посещение музеев | Познавательное посещение музеев, домов-музеев, выставок и т. п. | |
β25 | Информационно-по- знавательная деятельность | Индивидуальная разработка маршрута, использование карт, буклетов, путеводителей и т. п. | |
β26 | Сбор ягод, грибов | Сбор ягод, грибов, орехов, трав и т. п. | |
β27 | Рыбная ловля | Зимняя ловля, спиннинг, проводка и т. п. | |
β28 | Охота | Охота зимняя, летняя, с собакой, натаска и т. п. | |
β29 | Заготовки | Заготовки ягод, грибов, овощей, фруктов, трав и т. п. | |
β30 | Посещение святых мест | Посещение монастырей, святых мест и т. п. | |
β31 | Религиозные таинства | Крещение, причастие, исповедь и т. п. | |
β32 | Участие в религиозных праздниках | Литургия, основные, приходские праздники и т. п. | |
β33 | Круиз | Речной, морской, озерный круизы | |
β34 | Морские прогулки | Прогулки на скутере, катере, водные лыжи, водный мотоцикл и т. п. | |
β35 | Дайвинг | Подводное плавание, подводная охота, подводные съемки и т. п. | |
β36 | Яхтинг | Управление яхтой, катером и т. п. | |
β37 | Экспедиция | Специально организованное путешествие, маршрут с научно-исследовательскими и поисковыми целями | |
β38 | Воздушный полет | Полеты на воздушном шаре, дельтаплане, моноплане, парашюте, вертолете, самолете и т. п. | |
β39 | Робинзонада | Приключения, переживаемые в одиночестве | |
β40 | Конная прогулка | Поездки на лошадях, верблюдах, оленях и т. п. | |
β41 | Автомобильная поездка | Поездки на личном автомобиле, ралли и т. п. | |
β42 | Театр | Посещение спектаклей, постановок, концертов и т. п. | |
β43 | Зрелища | Посещение ночных клубов, шоу, фестивалей и т. п. | |
β44 | Развлекательное питание | Посещение знаменитых ресторанов, кафе, баров, национальная кухня и т. п. | |
β45 | Малоподвижные игры, казино | Казино, бильярд и т. п. | |
β46 | Танцы | Танцы, бал и т. п. | |
β47 | Категорийный туристский поход | Походы категорийные: пешие, горные, водные, лыжные, конные и т. п. | |
β48 | Спортивные игры | Футбол, волейбол, городки, лапта и т. п. | |
β49 | Туристская, спортивная подготовка | Учебные, тренировочные походы, тренировки и т. п. | |
β50 | Инструкторская подготовка | Средняя и высшая инструкторская подготовка и т. п. | |
β51 | Повышение квалификации | Приобретение новых профессиональных знаний, навыков, умений и т. п. | |
β52 | Инсентив-туризм | Сочетание задач обучения, повышения квалификации и отдыха | |
β53 | Участие в научных конгрессах | Семинары, секции, съезды, конгрессы и т. п. | |
β54 | Участие в фестивалях искусств | Выступления, экспозиции, презентации и т. п. | |
β55 | Посещение спортивных соревнований | Посещение олимпиад, чемпионатов, соревнований, матчей и т. п. | |
β56 | Научные дискуссии | Обсуждение научных проблем, симпозиум и т. п. | |
β57 | Участие в мемориалах | Посещение памятных мест и событий | |
β58 | Треккинг | Пеший поход без багажа | |
β59 | Природоохранная деятельность | Восстановление нарушений ландшафта, природного комплекса, биоценоза и т. п. | |
β60 | Ландшафтные наблюдения | Осмотр уникальных, типичных, аттрактивных ландшафтов |
|
β61 | Научная экологическая деятельность | Охрана природы с научными целями |
|
β62 | Участие в местных праздниках | Участие в бытовых праздниках: свадьба, день рождения и т. п. |
|
β63 | Наблюдения за необычными явлениями | Наблюдения за необычным поведением животных, растениями, действиями и т. п. |
|
β64 | Любительский труд | Садоводство, огородничество, животноводство, цветоводство и т. п. |
|
β65 | Обучение ремеслам | Гончарное дело, вышивание, вязание, резьба и т. п. |
|
β66 | Участие в народных праздниках | Фольклорные, этнические праздники, концерты и т. п. |
|
β67 | Творческие занятия | Литературные занятия, живопись и т. п. |
|
Все разнообразие ЭРЗ в классификации представлено 67 типами рекреационной деятельности. В сущности, ТРД и представляют собой своеобразные буквы, из которых туроператор может составить слова – циклы рекреационной деятельности, а далее из циклов и предложения – программу отдыха.
При конструировании циклов рекреационной деятельности важными свойствами типов рекреационной деятельности выступают взаимообусловленность и взаимопротивопоказанность. Именно они позволяют сводить ТРД в новые комбинации – циклы рекреационной деятельности.
Цикл рекреационной деятельности – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание типов рекреационной деятельности, возникающее на базе ведущего ТРД.
ЦРД представляет как бы сюжетную канву будущей туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности.
В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов.
Чаще всего таким образом самостоятельно организованная деятельность слабо отвечает рекреационным потребностям. ЦРД должен удовлетворять двум фундаментальным требованиям: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания элементарных рекреационных занятий. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах.
Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью возможно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.
Всего с помощью оптимизации получено 17 различных ЦРД:
χ1 – водный;
χ2 – альпийский;
χ3 – альпинистский;
χ4 – активно-оздоровительный;
χ5 – коммерческо-деловой;
χ6 – курортный;
χ7 – культурно-исторический;
χ8 – охотничье-рыболовный;
χ9 – паломнический;
χ10 – приморский;
χ11 – приключенческий;
χ12 – развлекательный;
χ13 – спортивный;
χ14 – фестивально-конгрессный;
χ15 – экологический;
χ16 – экзотический;
χ17 – этнографический.
В табл. 2 приводятся циклы рекреационной деятельности (χ1–χ17) как сочетание типов рекреационной деятельности.
Таблица 2 – Структурная композиция циклов рекреационной деятельности
Индекс ТРД | Название ТРД | χ1 | χ2 | χ3 | χ4 | χ5 | χ6 | χ7 | χ8 | χ9 | χ10 | χ11 | χ12 | χ13 | χ14 | χ15 | χ16 | χ17 | Струк- тура ТРД | |
β1 | Купания | А | С | – | В | С | С | – | С | С | В | – | С | С | С | С | С | С | 1–2–11 | |
β2 | Водные аттракционы | А | – | – | С | С | С | С | – | – | В | – | В | – | С | – | – | – | 1–2–5 | |
β3 | Водные процедуры | А | С | С | С | С | В | С | В | С | С | С | С | С | С | С | В | В | 1–4–12 | |
β4 | Солнечные ванны | А | С | С | С | – | С | – | С | – | В | С | С | С | – | С | – | – | 1–1–9 | |
β5 | Горнолыжный спуск | – | А | – | – | – | – | – | – | – | – | С | – | В | – | – | – | – | 1–1–1 | |
β6 | Катания на лыжах, санях, снегокатах | – | А | – | В | – | – | – | С | С | – | С | С | С | – | С | С | С | 1–1–8 | |
β7 | Лыжный инструктаж | – | А | – | С | – | – | – | – | – | – | – | – | С | – | – | – | – | 1–0–2 | |
β8 | Альпинизм | – | – | А | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 1–0–0 | |
β9 | Скалолазание | – | – | А | – | – | – | – | – | – | – | С | – | С | – | – | – | – | 1–0–0 | |
β10 | Спелеотуризм | – | – | А | – | – | – | – | – | – | – | С | – | С | – | – | – | – | 1–0–2 | |
β11 | Туристский поход | С | – | – | А | – | – | С | – | – | С | В | – | – | – | В | С | С | 1–2–5 | |
β12 | Прогулка | В | С | – | А | С | С | В | С | В | С | С | С | – | – | С | – | С | 1–3–9 | |
β13 | Подвижные игры | С | С | С | А | С | С | – | – | – | С | С | С | С | С | – | С | – | 1–0–11 | |
β14 | Общение | С | С | – | А | В | С | В | В | С | С | – | С | С | В | – | С | С | 1–2–9 | |
β15 | Участие в выставках | – | – | – | – | А | – | – | – | – | – | – | – | С | С | С | – | С | 1–0–4 | |
β16 | Деловые встречи | – | – | – | – | А | – | С | С | – | – | – | – | – | С | С | – | С | 1–0–5 | |
β17 | Шопинг | С | С | – | С | А | С | С | С | – | С | – | С | – | С | С | С | В | 1–1–13 | |
β18 | Климатолечение | В | С | С | В | – | А | – | С | – | С | – | – | С | – | С | – | – | 1–2–6 | |
β19 | Бальнеолечение | С | С | С | С | – | А | – | – | В | – | – | – | – | – | С | – | – | 1–1–5 | |
β20 | Грязелечение | С | – | – | С | – | А | – | – | – | С | – | – | – | – | С | – | – | 1–0–4 | |
β21 | Теренкур | С | – | – | С | – | А | – | – | – | – | – | – | – | – | С | – | – | 1–0–3 | |
β22 | Экскурсии автобусные | В | С | – | В | С | В | А | – | В | В | С | С | С | В | С | С | В | 1–7–7 | |
β23 | Экскурсии пешие | В | В | С | В | С | С | А | – | В | С | В | С | – | С | В | С | В | 1–7–7 | |
β24 | Посещение музеев | С | С | С | С | С | С | А | – | С | С | С | С | – | С | В | В | В | 3–3–11 | |
β25 | Информационно-познавательная деятельность | С | С | С | С | С | В | А | С | В | С | С | С | С | В | С | С | В | 1–4–12 | |
β26 | Сбор ягод, грибов | – | С | С | С | – | – | – | А | С | – | С | С | В | – | С | С | С | 1–1–7 | |
β27 | Рыбная ловля | В | С | – | С | – | С | – | А | С | В | В | С | В | – | С | С | С | 1–4–8 | |
β28 | Охота | С | С | С | С | С | – | – | А | – | С | С | С | В | – | С | В | С | 1–2–10 | |
β29 | Заготовки | С | – | – | С | – | – | – | А | С | – | В | С | С | – | С | С | С | 1–1–8 | |
β30 | Посещение святых мест | С | С | – | С | С | С | В | – | А | С | С | С | – | С | С | С | В | 1–2–11 | |
β31 | Религиозные таинства | С | – | – | С | С | С | С | – | А | С | – | – | – | – | – | – | С | 1–0–7 | |
β32 | Участие в религиозных праздниках | С | С | – | С | С | С | С | – | А | С | С | – | – | С | С | В | С | 1–3–9 | |
β33 | Круиз | С | – | – | – | – | – | В | – | С | А | С | В | – | В | – | С | С | 1–3–5 | |
β34 | Морские прогулки | В | – | – | В | В | С | С | – | С | А | В | С | – | С | С | С | С | 1–4–8 | |
β35 | Дайвинг | В | – | – | С | – | – | – | В | – | А | В | С | С | – | С | С | С | 1–3–6 | |
β36 | Яхтинг | С | – | – | С | В | – | – | С | – | А | В | В | С | С | С | С | – | 1–3–7 | |
β37 | Экспедиция | В | – | В | С | – | – | В | С | С | С | А | – | В | – | В | В | В | 1–7–4 | |
β38 | Воздушный полет | С | В | В | С | – | – | В | – | С | – | А | В | С | С | – | С | – | 1–4–6 | |
β39 | Робинзонада | В | – | – | С | – | – | – | В | – | С | А | С | – | – | В | С | С | 1–3–5 | |
β40 | Конная прогулка | С | В | С | В | С | – | С | С | С | – | А | В | В | – | В | В | С | 1–6–7 | |
β41 | Автомобильная поездка | С | С | – | В | В | С | В | С | С | С | А | В | В | С | С | С | С | 1–7–7 | |
β42 | Театр | С | – | – | С | С | С | В | – | С | – | С | А | – | В | – | С | В | 1–3–7 | |
β43 | Зрелища | В | С | – | С | В | С | В | – | – | С | – | А | – | С | – | В | В | 1–5–5 | |
β44 | Развлекательное питание | С | С | – | С | С | С | В | С | – | В | С | А | – | С | В | В | В | 1–5–8 | |
β45 | Малоподвижные игры, казино | В | С | – | С | В | С | С | – | – | В | В | А | – | С | – | – | – | 1–4–5 | |
β46 | Танцы | С | С | – | С | С | С | С | – | – | С | С | А | – | В | – | С | С | 1–1–12 | |
β47 | Категорийный туристский поход | В | С | С | – | – | – | – | – | – | – | – | – | А | – | – | – | – | 1–1–2 | |
β48 | Спортивные игры | В | С | – | С | С | С | – | – | – | В | С | С | А | В | – | С | С | 1–3–8 | |
β49 | Туристская, спортивная подготовка | С | В | В | С | – | – | – | – | – | С | С | С | А | С | С | С | С | 1–2–9 | |
β50 | Инструкторская подготовка | С | С | В | С | – | – | – | С | – | С | С | – | А | – | В | С | С | 1–2–8 | |
β51 | Повышение квалификации | С | – | – | С | В | – | С | С | С | С | – | – | С | А | С | – | В | 1–1–8 | |
β52 | Инсентив-туризм | С | С | – | С | С | С | С | – | – | С | – | С | – | А | – | – | – | 1–2–6 | |
β53 | Участие в научных конгрессах | С | С | – | С | В | – | С | – | С | – | – | С | – | А | В | – | С | 1–2–7 | |
β54 | Участие в фестивалях искусств | С | – | – | С | С | С | В | – | В | С | – | В | – | А | С | – | В | 1–3–6 | |
β55 | Посещение спортивных соревнований | С | – | – | С | С | С | С | – | – | С | С | С | – | А | – | – | С | 1–0–9 | |
β56 | Научные дискуссии | – | – | – | – | С | С | В | С | С | – | – | – | С | А | С | – | С | 1–1–7 | |
β57 | Участие в мемориалах | – | С | С | С | С | – | С | – | С | – | – | С | С | А | С | С | С | 1–0–11 | |
β58 | Треккинг | – | С | С | С | – | – | – | С | – | – | С | – | С | С | А | – | – | 1–0–7 | |
β59 | Природоохранная деятельность | С | С | С | С | – | – | – | В | С | С | С | С | В | – | А | С | С | 1–2–10 | |
β60 | Ландшафтные наблюдения | С | В | В | С | – | С | С | В | С | С | С | С | В | – | А | С | С | 1–4–10 | |
β61 | Научная экологическая деятельность | С | – | С | – | – | С | – | С | – | С | С | – | В | В | А | С | С | 1–2–8 | |
β62 | Участие в местных праздниках | С | С | С | С | С | С | В | – | В | С | С | С | С | С | С | А | В | 1–3–12 | |
β63 | Наблюдения за необычными явлениями | С | С | С | С | – | – | – | В | С | С | С | С | С | С | В | А | С | 1–2–11 | |
β64 | Любительский труд | – | – | – | В | – | – | – | С | В | – | С | С | С | – | С | С | А | 1–2–6 | |
β65 | Обучение ремеслам | С | С | С | С | – | – | В | С | С | С | В | С | С | С | С | С | А | 1–2–12 | |
β66 | Участие в народных праздниках | С | С | С | С | С | С | В | С | В | С | С | В | С | В | В | В | А | 1–6–10 | |
β67 | Творческие занятия | С | С | С | В | С | С | В | С | В | С | С | В | С | С | С | В | А | 1–5–11 |
ТРД подразделяются на целевые (А), дополнительные (В) и сопутствующие (С).
Целевые ТРД – циклообразующие типы рекреационной деятельности, выступают главным мотивом рекреационной деятельности в рамках данного цикла и определяют его целевые установки и специализацию.
Дополнительные ТРД в рамках цикла создают возможности разнообразить рекреационную деятельность, организовать ее в специфических вариантах.
Сопутствующие ТРД являются фоном основной рекреационной деятельности.
Например, экскурсия автобусная будет целевым ТРД в рамках культурно-познавательного цикла, дополнительным ТРД – в рамках водного, активно-оздоровительного, курортного ЦРД и сопутствующим ТРД – в альпийском и коммерческо-деловом ЦРД
- 1 Туризм как вид рекреационной деятельности. Виды туризма1
- 1.1. Понятие, цели и функции туризма. Путешествие и туризм
- 1.2. Значение туризма для человека и общества
- 1.3. Классификация, виды и формы туризма
- 2 Турист как субъект рекреационной деятельности: понятие, цели, классификации туристов12
- 3 Туристское районирование как основа туристско-рекреационного проектирования18
- 4 Теория туристско-рекреационных кластеров: Организация и территориальное планирование25 26
- 5 Нормативно-правовые основы туристско-рекреационного проектирования32
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Государственные природные заповедники
- Раздел III. Национальные парки
- Раздел IV. Природные парки
- Раздел V. Государственные природные заказники
- Раздел VI. Памятники природы
- Раздел VII. Дендрологические парки и ботанические сады
- Раздел VIII. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
- Раздел IX. Организация охраны особо охраняемых природных территорий
- Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
- Раздел XI. Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий
- Раздел XII. Заключительные положения
- Глава 1. Общие положения
- 7 Рекреационное проектирование в туризме34
- 8 Рекреационное проектирование как способ оптимизации программы рекреации35
- 9 Турпродукт: этапы проектирование
- 9.1 Основные понятия
- 9.2 Проектирование туристских услуг
- 9.3 Особенности проектирования туристских услуг (на примере турпродукта)