logo search
сервисная деятельность лекции

4.Классификация услуг по отраслевому принципу

Приведем общую классификацию, построенную по отраслево­му принципу:

— технический сервис;

— технологический сервис;

— информационно-коммуникационный сервис;

— транспортный сервис;

— гуманитарный сервис.

Технический сервис — это обеспечение безотказного длитель­ного ресурса работы в гарантийный и постгарантийный период тех­нических средств индивидуального пользования за счет «продви­нутой» производственной технологии промышленных предприя­тий в виде сети их сервисных подразделений регионального характера и за счет создания широкой сети мелких автономных об­служивающих предприятий и мастерских.

Подобного рода сервис характерен для стран со средним и низ­ким уровнем технологического развития. Россия на сегодняшний день в части использования в производстве товаров народного по­требления новейших технологий, а также соблюдения стандартов качества находится безусловно среди них. Поэтому технический сервис подобного рода в России будет существовать и развиваться неопределенно долго, в том числе в системе бытового обслужива­ния населения.

Технологический сервис в России получил наибольшее развитие. Его функциональное предназначение заключается в удовле­творении, в основном, индивидуальных потребностей населения в

двух направлениях:

1. Изготовление (индивидуальное производство) одежды, обу­ви, предметов домашнего обихода, бижутерии, ювелирных изделий и прочего в условиях малых предприятий, как правило, входящих в

службу быта.

2. Восстановление потребительских качеств предметов ин­дивидуального потребления, их модификация, придание бывшим в употреблении изделиям современного вида, изменение функцио­нальных характеристик предметов и прочее. Технологический сер­вис эффективен в тех случаях, когда в этом общественно организо­ванном индивидуальном производстве используются современные технологии, материалы с улучшенными характеристиками, квали­фицированный персонал, способный обеспечить высокое качество, разумная ценовая политика и ряд других факторов, в совокупности своей отражающих истинный смысл категории «сервис».

Информационно-коммуникационный сервис — это процесс удов­летворения потребностей отдельных граждан и общественных структур в получении информации, ее передаче и распростране­нии. Дополнительно каждый потребитель может выбрать свой ин­формационный уровень и удовлетворить свои потребности в поис­ке, получении, обработке и анализе информационных ресурсов.

Транспортный сервис предлагает оказание услуг в удовле­творении потребностей граждан в личном пространственном пере­мещении. Сюда входит целый комплекс услуг различного уровня, обеспечивающий и сопровождающий пространственное перемеще­ние граждан в пределах отдельных селитебных зон, региональное и межрегиональное перемещение на всех видах транспортных средств (автомобильный транспорт индивидуального (такси) и общественного пользования, метрополитен, железнодорожный, речной, мор­ской, воздушный и прочие виды транспорта).

Уровень и тип транспортного средства, протяженность пе­ремещения обусловливают специфику транспортного сервиса. Кро­ме личного пространственного перемещения в транспортный сер­вис входит пространственное перемещение грузов непромышленного назначения, составляющих фонд личного потребления граждан и материальную базу социальных структур.

Гуманитарный сервис охватывает широкий спектр в области удовлетворения социально-культурных, интеллектуальных, био­психофизиологических, рекреационных и иных потребностей граж­дан. Сюда же относятся развлечения, туризм, прокат аудио- и ви­деопродукции, гостиничное обслуживание, кинематограф, музеи, театры, услуги образовательного, культурно-развлекательного, санитарно-врачебного и т. п. характера, предоставляемые индивиду­ально в домашних условиях.