10.4.Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья при физкультурно-оздоровительных занятиях
Различаются три формы контроля в оздоровительной тренировке: оперативный, текущий и этапный контроль.
Задачи оперативного контроля заключается в оценке непосредственного влияния занятия организм занимающегося физическими упражнениями. Он проводится для оценки срочного тренировочного эффекта как в процессе наблюдений на занятиях или сразу после него.
Текущий контроль осуществляется в целях оценки текущего состояния физкультурника и проводится после одного двух недельных микроциклов с тем чтобы получить информацию о наличии тренировочного эффекта или появления признаков неадекватности или перетренированности занимающегося.
Этапный контроль - закономерно заканчивает тренировочный цикл или какой-то тренировочный год.
При проведении оперативного экспресс- контроля с учетом субъективных ощущений и различают три типа реакции на тренировочную нагрузку: физиологическую, «пограничную» и патологическую.
Физиологическая реакция характеризуется следующими показателями:
Во время тренировки - сохраняется ощущение возможности усиления интенсивности нагрузки, ЧСС находится в пределах целевой зоны, установленной для данного человека.
Сразу после тренировки- хорошее самочувствие, сопровождаемое ощущением «мышечной радости» (т.н. эндорфинизация), ЧСС в течении 3 минут восстанавливается уровня 100 уд/мин. (20 уд в 10с).
В перерывах между тренировочными занятиями- ощущение общей усталости сохраняется не более двух часов после тренировок. ЧСС в течении 3 минут восстанавливается уровня 100 уд/мин. (20 уд в 10 с).
В перерывах между тренировочными занятиями- ощущение общей усталости сохраняется не более двух часов после тренировок, ЧСС спустя этот промежуток времени снижается до уровня 80 уд/мин., локальное утомление (чувство усталости) сохраняется не более12 часов , ортостатическая реакция пульса- не более 12 уд/мин.
Пограничная реакция (на грани нормы и патологии) реакция характеризуется такими показателями.
Сразу после тренировки - ощущение подавленности, по прошествии трех минут ЧСС более 100 уд/мин., появление различного рода боли и неприятных ощущений, возникающих даже при нагрузке малой интенсивности.
В перерывах между тренировками- сохраняется чувство усталости более двух часов после занятий, снижается аппетит; ЧСС 1 - более 80 уд/мин, сохраняется до 12 часов после тренировочного занятия; локальное утомление сохраняется до 24 часов после тренировки.
Патологическая реакция характеризуется такими показателями:
Во время нагрузки - нарушение координации, бледность, боль в области сердца нарушение ритма сердца.
После тренировочного занятия- ЧСС в течении 3 минут после окончания занятий превышает 120 уд/мин., удерживается боль за грудиной, ощущение сильной усталости, недомогание, головокружение и др.
Между тренировками- отвращение к тренировке, недомогание, нарушение аппетита, сна ощущение общей усталости более 12 часов после занятий, при этом частота пульса превышает80 уд/мин.; снижение устойчивости к привычной физической нагрузке ( например, подъем по лестнице), ортостатическая реакция пульса 20 и более уд/мин.
Текущий контроль может быть осуществлен с помощью простейших методов клинико-функциональных исследований- функциональные пробы (20 приседаний, с переменой положения тела, задержка вдоха и выдоха, двойное произведение и пр.).
Этапный контроль предлагает использовать углубленные методы исследования (физическая работоспособность, МПК и др.)
Самоконтроль - самонаблюдение за состоянием здоровья, следует проводить один раз в месяц.
Показатели эффективности занятий физическими упражнениями могут быть разделены на две группы.
К первой группе показателей следует отнести следующие:
пульс до и после 10-20 приседаний;
пульс утром (в постели и вечером сидя);
артериальное кровяное давление (до и после 10-20 присед.);
состояние внутритканевого дыхания или степень устойчивости к кислородной недостаточности (в секундах);
вес в килограммах;
Объем талии.
Внутритканевое дыхание определяется следующим образом:
1.После вдоха задержать дыхание и не дышать пока не потребуется для этого волевого усилия. Длительность задержки определяется по секундомеру.
2. Затем 10 раз сесть и встать со стула (5 или 10 раз присесть на вдохе). Тотчас после вдоха задержать дыхание и определить продолжительность задержки. Наконец, 10 раз глубоко подышать (активный выдох), потом опять задержать дыхание на вдохе и определить продолжительность задержки. Сравнивая эти показатели, можно судить об устойчивости организма к гипоксии. В норме после нагрузки задержка дыхания уменьшится на 20-50%, но спустя 4 минуты после нагрузки задержка дыхания уже длиннее исходной (в покое). Если же отклонения от названых показателей, следует посоветоваться с врачом.
Вес и объем талии- очень важные показатели здоровья. При правильном питании, соответствующей трате энергии и нормальном обмене веществ вес взрослого человека можно определить по формуле: рост-минус 100. Объем талии на высоте пупка не должна быть больше объема груди (на высоте сосков). Увеличение объема талии вызывает неприятные последствия (горизонтальное положение сердца опущение желудка и кишечника, нарушение функции пищеварительного тракта и др.)
Ко второй группе показателей самоконтроля относятся:
Бег трусцой.
Равновесие (удержание палки).
Координация движений (с теннисным мячом).
Подтягивание на перекладине или отжимание.
Прыжок в длину с места в сантиметрах. Сесть на пол и встать со скрещенными ногами (сколько раз).
Бег трусцой- бег в течении 1,5 минут дополняя бег дозированной ходьбой . Если разница пульса (до и после бега) постепенно снижается до 10-15 уд/мин, то следует удлинить дистанцию с 2 до 3 км, ориентируясь на показатели пульса до и после бега.. Под влиянием тренировки реакция пульса постепенно снижается.
Равновесие - удержание гимнастической палки на одном пальце, сделать приседание, встать, повернуться вокруг себя вправо и влево, а затем снова сделать приседание. Двух разовое выполнение упражнения можно считать удовлетворительным показателем, четырехразовое - хорошим, а шестиразовое -отличным .
Координация движений. Трехкратный попеременный бросок в стену и ловлю двух теннисных мячей одной рукой (более сильной) следует считать удовлетворительным показателем, шестикратный – хорошим, а также удары мяча об пол- отличным. Выполняя упражнение, оба мяча следует держать в одной руке после первого броска надо успеть сделать второй, пока первый мяч, отскочив от стенки, летит к руке.
Садиться на пол и вставать со скрещенными ногами без помощи рук, сохраняя правильную осанку. Двухразовое выполнение надо считать удовлетворительным показателем, четырехразовое – хорошим и шестикратное – отличным.
Таким образом здоровье должно занимать первое место в иерархии потребностей человека.
Однако, социально-экономические и политические преобразования в России негативно отразились на состоянии физического, духовного и социального благополучия россиян, причем основные показатели состояния здоровья напрямую связаны не только с состоянием общенационального здравоохранения но и с самим образом жизни людей.
Именно поэтому реализация принципов здорового образа жизни должна преломляться через призму социально- экономических мероприятий и формирование соответствующих понятий и мотиваций у людей.
- Автономная некоммерческая организация
- Тема 1: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.2. Общие понятия теории физической культуры
- 1.3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.
- 1.4.Цель, задачи и формы организации физического воспитания
- 1.5. Влияние занятий физкультурой на системы организма.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Тема 2: Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.
- 2.3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
- 2.4. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работе
- 2.5. Двигательные функции и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
- Тема 3 . Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- 3.2. Функциональные различия и методологические несовпадения
- 3.3.Социальная природа спорта и физической культуры
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Тема 4 Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Адаптивная физическая культура
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Контрольные вопросы:
- 5.2. Двигательная активность
- 5.3.Влияние оздоровительной физической культуры на организм
- Список литературы
- Тема 6.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 6.2. Объективные и субъективные факторы обучения и
- 6.3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
- 6.4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
- 6.5. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме
- 6.6. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
- 6.7. Использование физических упражнений как средства активного отдыха
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Тема 7. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 7.2. Методические принципы физического воспитания
- 7.3. Методы физического воспитания
- Контрольные вопросы:
- 8.2. Массовый спорт. Его цели и задачи.
- Спорт в высшем учебном заведении
- Спорт в свободное время студентов
- 8.3. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений
- 8.4. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 8.5. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа.
- Перспективное планирование многолетней подготовки
- Текущее и оперативное планирование
- Техническая подготовленность в избранном виде спорта или сфу
- Тактическая подготовленность в избранном виде спорта или сфу
- 8.6. Виды и методы контроля над эффективностью тренировочных занятий
- Контрольные вопросы:
- 9.2.Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ппфп).
- 9.3.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки.
- 9.3.Прикладные виды спорта и их составные элементы.
- 9.4.Система контроля, проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
- Тема 10. Основы методики самостоятельных занятий, самоконтроль за состоянием своего организма
- 10.2. Формы самостоятельных занятий
- 10.3. Учет индивидуальных особенностей занимающихся
- 10.4.Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья при физкультурно-оздоровительных занятиях
- 10.5. Дневник самоконтроля.
- 10.6. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
- Контрольные вопросы:
- Список литературы:
- Список литературы