10.3. Учет индивидуальных особенностей занимающихся
Разработка и корректировка планов: перспективного и годичного, а также на период, этап и микроцикл тренировочных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и динамики показателей состояния здоровья, физической и спортивной подготовленность, полученных в процессе занятий.
Определение и изменение содержания, организации, методики и условий занятий, применяемых средств тренировки. Все это необходимо для достижения наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый контроль с записью данных в личный дневник самоконтроля.
Цель предварительного учета - зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся. Эти данные должен иметь каждый приступающий к занятиям для составления плана тренировочных занятий с учетом индивидуального уровня физической подготовленности.
Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируется: количество проведенных тренировок в неделю, в месяц, год, выполненный объем и интенсивность тренировочной работы, результаты участия в соревнованиях. Анализ показателей текущего учета позволяет проверить правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы тренировочных занятий.
Объективную оценку состояния занимающихся дает применение разнообразных тестов.
Итоговый учет осуществляется в конце периода или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Этот учет предполагает составление данных состояния здоровья и тренированности, а также данных объема тренировочной работы, выраженной во времени, затраченном на выполнение упражнений, и в количестве км легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности с результатами, показанными на спортивных соревнованиях . На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.
Правила организации и гигиены самостоятельных занятий физической культурой включают в себя прежде всего здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания, кроме того, необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви, а также знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека. Рекомендуется также уметь пользоваться некоторыми восстанавливающими средствами, такими, как парная баня и массаж или самомассаж . Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда и спортивный инвентарь должны соответствовать возможностям и возрасту занимающихся, а также погодным условиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены, особенно чистоту тела.
Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания - солнце, свежий воздух.
Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе - это физическая культура, дающая людям здоровье, радость, ощущение полноты жизни. Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Строить себя, свое здоровье по жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все остальное.
- Автономная некоммерческая организация
- Тема 1: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.2. Общие понятия теории физической культуры
- 1.3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.
- 1.4.Цель, задачи и формы организации физического воспитания
- 1.5. Влияние занятий физкультурой на системы организма.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Тема 2: Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.
- 2.3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
- 2.4. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работе
- 2.5. Двигательные функции и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
- Тема 3 . Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- 3.2. Функциональные различия и методологические несовпадения
- 3.3.Социальная природа спорта и физической культуры
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Тема 4 Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Адаптивная физическая культура
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Контрольные вопросы:
- 5.2. Двигательная активность
- 5.3.Влияние оздоровительной физической культуры на организм
- Список литературы
- Тема 6.Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 6.2. Объективные и субъективные факторы обучения и
- 6.3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
- 6.4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
- 6.5. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме
- 6.6. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
- 6.7. Использование физических упражнений как средства активного отдыха
- Контрольные вопросы:
- Литература
- Тема 7. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 7.2. Методические принципы физического воспитания
- 7.3. Методы физического воспитания
- Контрольные вопросы:
- 8.2. Массовый спорт. Его цели и задачи.
- Спорт в высшем учебном заведении
- Спорт в свободное время студентов
- 8.3. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений
- 8.4. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
- 8.5. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа.
- Перспективное планирование многолетней подготовки
- Текущее и оперативное планирование
- Техническая подготовленность в избранном виде спорта или сфу
- Тактическая подготовленность в избранном виде спорта или сфу
- 8.6. Виды и методы контроля над эффективностью тренировочных занятий
- Контрольные вопросы:
- 9.2.Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ппфп).
- 9.3.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки.
- 9.3.Прикладные виды спорта и их составные элементы.
- 9.4.Система контроля, проверки и оценки профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
- Тема 10. Основы методики самостоятельных занятий, самоконтроль за состоянием своего организма
- 10.2. Формы самостоятельных занятий
- 10.3. Учет индивидуальных особенностей занимающихся
- 10.4.Контроль и самоконтроль за состоянием здоровья при физкультурно-оздоровительных занятиях
- 10.5. Дневник самоконтроля.
- 10.6. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
- Контрольные вопросы:
- Список литературы:
- Список литературы