logo
Анализ и оценка туристского потенциала города Алматы

1.2 Методы оценки туристского потенциала и их значение в развитии туризма

Наличие природных, историко-культурных и социально-экономических туристских ресурсов является основой не только для формирования качественного туристского продукта, но и определяет стратегию продвижения туристского региона на международном рынке туристских услуг.

Поэтому при планировании развития туризма важно не просто давать характеристику туристско-рекреационного потенциала, а проводить комплексную оценку, учитывающую природно-климатические условия, инфраструктуру туризма, уровень развития смежных отраслей в регионе, а также экологическую ситуацию и некоторые другие факторы.

В туристском ресурсоведении обычно используются отдельные методы оценки для определенных групп туристских ресурсов. Например, метод технологической оценки может быть использован применительно к природным туристским ресурсам с позиции инженерного освоения территории. Эстетическая оценка природных ресурсов основана на определении степени эмоционального воздействия туристских ресурсов на человека, определяется наличием контрастности и уникальности туристского ресурса. И если результатом технологической оценки является готовность территории к туристскому освоению и ее использованию для создания турпродукта, то эстетическая оценка определяет степень аттрактивности объектов туристского показа.

Поэтому разработка комплексной методики оценки туристских ресурсов, включающей ряд интегральных показателей, является не просто целесообразной, но имеет важное научное и практическое значение [6].

Картографический метод используется для знакомства с регионом и для первичной оценки туристских ресурсов, если они уже нанесены на карту. Этот метод подходит также для интерпретации результатов оценки туристских ресурсов и для формирования геоинформационных систем туристского развития территорий.

Количественные методы дают статистический материал для других методов оценки. Основные источники информации - федеральные, региональные и муниципальные реестры природных, историко-культурных и объектов инфраструктуры туризма и объектов туристского показа.

Набор качественных методов оценки более широк, он включает такие методы, как медико-биологическая, эстетическая, экономическая, экологическая оценка, а также разработанная Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) методика оценки природных и культурных туристских объектов международного значения [6]. Следует отметить, что для определения привлекательности любого туристского региона особо важна экономическая оценка его туристских ресурсов. К сожалению, этот аспект методической оценки туристских ресурсов проработан наиболее слабо. Но именно экономическая оценка туристских ресурсов может стать основой для сравнения туристско-рекреационного потенциала отдельных регионов, выявления приоритетных территорий для инвестирования в туристскую отрасль. То есть экономическая оценка должна занимать центральное место в модели комплексной оценки туристских ресурсов региона.

Кадастр туристских ресурсов базируется на кадастрах природных ресурсов и особо охраняемых природных территорий.

Разработка единого кадастра туристских ресурсов предполагает сбор сведений о наличии природных, историко-культурных ресурсов и объектов инфраструктуры региона. Процесс создания Единого кадастра туристских ресурсов очень важный, но трудоемкий и требует огромных финансовых затрат.

Частично проблема по сбору информации о туристских ресурсах начинает решаться на местах. Администрации муниципальных образований, Правительства инициируют создание баз данных наличия и состоянии туристских ресурсов.

Разрабатываются программы регионального развития туризма, которые включают анализ туристско-рекреационного потенциала территорий.

Параллельно с формированием кадастров туристских ресурсов создаются геоинформационные системы туристского развития территорий (туристские геопорталы). Такие системы могут служить информационной базой для оценки туристских ресурсов пользователями (органами управления туризмом, турфирмами и отдельными туристами).

Туристский потенциал включает все предпосылки создания турпродукта в регионе, то есть имеющиеся ресурсы и условия для приема и обслуживания туристов.

Таким образом, туристский потенциал оценивается относительно наиболее массовых форм туризма (оздоровительного, познавательного, спортивного, и др.).

Величина туристского потенциала представляет собой максимально возможный объем производства и реализации туристских услуг при данном количестве и качестве имеющихся туристских ресурсов в условиях, обеспечивающих наиболее полное их использование. Это нужно для определения оптимальной пропускной способности существующих и вновь осваиваемых туристских зон.

Количественным выражением туристского потенциала может служить определенное число туристов, размещаемых на данной территории без ущерба окружающей среде, историко-культурным объектам, местному населению, качеству отдыха, а также развитию других отраслей хозяйства. Здесь необходима стоимостная оценка туристского потенциала (экономическая оценка), и в первую очередь, его основной составляющей - туристских ресурсов, что еще раз подтверждает важность рассматриваемой темы [7].