2.1 Характеристика туристского сектора и оценка вклада туризма в экономику
Термин туристский сектор экономики используется для определения всей совокупности предприятий, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские потребности. Для определения этого понятия все чаще используется термин туристский кластер.
Туризм - это важный источник поступлений в казну любого государства. Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта.
В сфере туризма занято 60% всей рабочей силы в мире. Туризм расширяет вклады в платёжный баланс страны, развивает сферы мирового хозяйства, сопутствующие туризму: производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, транспорт, страхование и другие. С каждым годом растёт количество отраслей, вовлечённых в туристическую индустрию. Туризм помогает трудоустроить множество людей, так как индустрия туризма имеет очень разветвлённую сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов. Туризм положительно влияет на экономику регионов и страны. Это связано с тем, что расходы туристов из других регионов и стран представляют собой вклады в экономику принимающей их территории.
Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат использования части доходов туристов на покупку ими услуг и товаров. Прямое влияние оказывает вклад денег туристами в само функционирование туристских предприятий, что создаёт базу материального обеспечения служащих турфирм и позволяет открывать новые рабочие места.
Сегодня Алматы это город, в котором комфортно и удобно жить, созданы условия для работы, учебы и отдыха безупречно действуют все системы жизнеобеспечения.
Наличие огромного туристско-рекреационного потенциала города и прилегающих территорий для организации различных видов отдыха и туризма предопределили развитие Алматы как центра международного туризма. С каждым годом Алматы становится все более привлекательным как для туристов, так и для бизнесменов. Высокий стандарт обслуживания, соответствующий международным стандартам, делает город местом аккумуляции финансово-экономических сил мира. Алматы это признанный центр исторического наследия, искусства, творческая лаборатория страны. Это город, который притягивает к себе людей, стремящихся проявить себя, достичь жизненного успеха [8].
Объем оказанных услуг в туристской индустрии по городу к 2014 году составил 30282,5 млн. тенге, в том числе объем предоставленных услуг объектами размещения составил 50,2%, туристскими фирмами - 49,8% (12%).
Объем предоставленных работ и услуг в туристической индустрии по городу составил в 2014 году 46% от общего объема услуг по республике.
За период с 2010 по 2014 годы объемы выполненных работ и услуг в туристской индустрии выросли в 2,7 раза, в том числе туристскими фирмами в 11,5 раза, объектами размещения - в 1,6 раза.
Количество обслуженных посетителей в 2014 году по городу составило 515,7 тыс. человек (19,8% от общего числа посетителей по республике), в том числе туристскими фирмами - 168,2 тыс. человек, объектами размещения -347,5 тыс. человек. Количество обслуженных посетителей за период 2010-2014 годы выросло в 3 раза. Наибольшее количество туристов в 2014 году было обслужено по внутреннему туризму - 45,3%, по въездному туризму - 32,3%, по выездному туризму соответственно 22,4% от общего количества обслуженных посетителей.
Таблица 2. Распределение обслуженных посетителей по целям поездок
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Всего (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Досуг и отдых |
34,5 |
36,2 |
38,4 |
39,2 |
40,6 |
|
Деловые и профессиональные |
61 |
60,2 |
65,4 |
68,3 |
64,4 |
|
Коммерческие |
2,7 |
2,2 |
3,2 |
3,9 |
3,2 |
|
Прочие |
1,8 |
1,8 |
2,8 |
2,4 |
3,1 |
|
Примечание - составлено на основе [9]. |
Из таблицы 3 видно, что основными целями обслуженных посетителей в туристской индустрии были: деловые и профессиональные, досуг, рекреация и отдых, коммерческие цели, лечение и посещение знакомых и прочие.
Таблица 3. Распределение туристов по видам туризма туристскими организациями
Виды туризма |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Всего |
170342 |
168258 |
178934 |
167547 |
168384 |
|
Въездной |
34287 |
31248 |
39789 |
37237 |
37684 |
|
Выездной |
129885 |
131874 |
128749 |
136947 |
140458 |
|
Внутренний |
25748 |
30387 |
29748 |
32874 |
34736 |
|
Примечание - составлено на основе [9]. |
Таблица 4. Удельный вес обслуженных посетителей по видам туризма
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Всего(%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Внутренний |
45.3 |
43.1 |
45.2 |
46.1 |
46.4 |
|
Въездной |
32.3 |
33.4 |
32.6 |
32.9 |
33.3 |
|
Выездной |
22.4 |
24.3 |
25.9 |
27.6 |
29.5 |
|
Примечание - составлено на основе [9]. |
Из таблицы 5 видно, что к 2014 году процент обслуженных туристов по всем видам туриста увеличился.
По состоянию на 1 января 2014 года в Алматы функционировало 107 объектов размещения, из них 90 гостиниц. Количество алматинских гостиниц, в общем их количестве в целом по Казахстану составило 15,4%. Доля количества номеров в алматинских гостиницах - 20,8% от общего количества гостиничных номеров по республике. 25
Количество обслуженных посетителей в объектах размещения составило 347,4 тыс. чел или 15,2% от общереспубликанского уровня.
27 марта 2015 года Алматы попал в список десяти городов мира с самыми быстрорастущими экономиками
Рейтинг составило американское издание "Файнэншиал Пост", которое учитывало финансовую и инвестиционную привлекательность городов. За последние несколько лет Алматы совершил значительный экономический скачок.
Алматы, по версии делового СМИ, расположился на 10-м месте, укрепив свои позиции сразу на девять строчек за последние пять лет. Мегаполис опередил Москву и Варшаву [10].
Реальные показатели Алматы демонстрируют высокий уровень предпринимательской активности горожан, в прошлом году только малый и средний бизнес обеспечил 66% поступлений в бюджет города. Здесь бизнесменам легче работается, корпоративный подоходный налог здесь составляет всего 20%
Итог оценки вклада туризма в экономику показывает, что внешнеторговый оборот Алматы, охватывающий рынки 160 стран мира, в прошлом году превысил 16 миллиардов долларов. Большая часть - это импорт на сумму 12 миллиардов, остальное приходится на экспорт. Алматы обеспечивает другие страны летательными аппаратами, на втором месте различные виды оборудования, бытовые приборы и продукты питания. Основные целевые рынки, где востребованы товары made in Kazakhstan - это Швейцария, Великобритания, Китай, Нидерланды, Германия и Киргизия. Вместе с тем стоит отметить растущий уровень жизни алматинцев, на сегодня среднемесячная заработная плата достигала 202 тысяч тенге [11].
- Введение
- 1. Понятие туристского потенциала и его значение в туризме
- 1.1 Туристский потенциал и его составляющие
- 1.2 Методы оценки туристского потенциала и их значение в развитии туризма
- 2. Анализ и оценка туристского потенциала города Алматы
- 2.1 Характеристика туристского сектора и оценка вклада туризма в экономику
- 2.2 Оценка туристско-рекреационного потенциала города Алматы
- 3.2 Перспективы развития туристского кластера в городе Алматы
- 2.4 Анализ туристских продуктов культурно-познавательного туризма, существующих на рынке города Алматы
- 2.2 Оценка туристско-рекреационного потенциала города Алматы
- 3.3 Разработка и внедрение новых туристских продуктов с целью повышения имиджа Алматы как туристского центра страны
- 2.4 Анализ турпродуктов культурно-познавательного туризма, существующих на рынке города Алматы
- 1.2 Методы оценки туристского потенциала и их значение в развитии туризма
- Тема: Анализ рынка туристской рекламы г. Алматы