logo
Анализ и оценка туристского потенциала города Алматы

2.1 Характеристика туристского сектора и оценка вклада туризма в экономику

Термин туристский сектор экономики используется для определения всей совокупности предприятий, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские потребности. Для определения этого понятия все чаще используется термин туристский кластер.

Туризм - это важный источник поступлений в казну любого государства. Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта.

В сфере туризма занято 60% всей рабочей силы в мире. Туризм расширяет вклады в платёжный баланс страны, развивает сферы мирового хозяйства, сопутствующие туризму: производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, транспорт, страхование и другие. С каждым годом растёт количество отраслей, вовлечённых в туристическую индустрию. Туризм помогает трудоустроить множество людей, так как индустрия туризма имеет очень разветвлённую сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов. Туризм положительно влияет на экономику регионов и страны. Это связано с тем, что расходы туристов из других регионов и стран представляют собой вклады в экономику принимающей их территории.

Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат использования части доходов туристов на покупку ими услуг и товаров. Прямое влияние оказывает вклад денег туристами в само функционирование туристских предприятий, что создаёт базу материального обеспечения служащих турфирм и позволяет открывать новые рабочие места.

Сегодня Алматы это город, в котором комфортно и удобно жить, созданы условия для работы, учебы и отдыха безупречно действуют все системы жизнеобеспечения.

Наличие огромного туристско-рекреационного потенциала города и прилегающих территорий для организации различных видов отдыха и туризма предопределили развитие Алматы как центра международного туризма. С каждым годом Алматы становится все более привлекательным как для туристов, так и для бизнесменов. Высокий стандарт обслуживания, соответствующий международным стандартам, делает город местом аккумуляции финансово-экономических сил мира. Алматы это признанный центр исторического наследия, искусства, творческая лаборатория страны. Это город, который притягивает к себе людей, стремящихся проявить себя, достичь жизненного успеха [8].

Объем оказанных услуг в туристской индустрии по городу к 2014 году составил 30282,5 млн. тенге, в том числе объем предоставленных услуг объектами размещения составил 50,2%, туристскими фирмами - 49,8% (12%).

Объем предоставленных работ и услуг в туристической индустрии по городу составил в 2014 году 46% от общего объема услуг по республике.

За период с 2010 по 2014 годы объемы выполненных работ и услуг в туристской индустрии выросли в 2,7 раза, в том числе туристскими фирмами в 11,5 раза, объектами размещения - в 1,6 раза.

Количество обслуженных посетителей в 2014 году по городу составило 515,7 тыс. человек (19,8% от общего числа посетителей по республике), в том числе туристскими фирмами - 168,2 тыс. человек, объектами размещения -347,5 тыс. человек. Количество обслуженных посетителей за период 2010-2014 годы выросло в 3 раза. Наибольшее количество туристов в 2014 году было обслужено по внутреннему туризму - 45,3%, по въездному туризму - 32,3%, по выездному туризму соответственно 22,4% от общего количества обслуженных посетителей.

Таблица 2. Распределение обслуженных посетителей по целям поездок

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

Всего (%)

100

100

100

100

100

Досуг и отдых

34,5

36,2

38,4

39,2

40,6

Деловые и профессиональные

61

60,2

65,4

68,3

64,4

Коммерческие

2,7

2,2

3,2

3,9

3,2

Прочие

1,8

1,8

2,8

2,4

3,1

Примечание - составлено на основе [9].

Из таблицы 3 видно, что основными целями обслуженных посетителей в туристской индустрии были: деловые и профессиональные, досуг, рекреация и отдых, коммерческие цели, лечение и посещение знакомых и прочие.

Таблица 3. Распределение туристов по видам туризма туристскими организациями

Виды туризма

2010

2011

2012

2013

2014

Всего

170342

168258

178934

167547

168384

Въездной

34287

31248

39789

37237

37684

Выездной

129885

131874

128749

136947

140458

Внутренний

25748

30387

29748

32874

34736

Примечание - составлено на основе [9].

Таблица 4. Удельный вес обслуженных посетителей по видам туризма

2010

2011

2012

2013

2014

Всего(%)

100

100

100

100

100

Внутренний

45.3

43.1

45.2

46.1

46.4

Въездной

32.3

33.4

32.6

32.9

33.3

Выездной

22.4

24.3

25.9

27.6

29.5

Примечание - составлено на основе [9].

Из таблицы 5 видно, что к 2014 году процент обслуженных туристов по всем видам туриста увеличился.

По состоянию на 1 января 2014 года в Алматы функционировало 107 объектов размещения, из них 90 гостиниц. Количество алматинских гостиниц, в общем их количестве в целом по Казахстану составило 15,4%. Доля количества номеров в алматинских гостиницах - 20,8% от общего количества гостиничных номеров по республике. 25

Количество обслуженных посетителей в объектах размещения составило 347,4 тыс. чел или 15,2% от общереспубликанского уровня.

27 марта 2015 года Алматы попал в список десяти городов мира с самыми быстрорастущими экономиками

Рейтинг составило американское издание "Файнэншиал Пост", которое учитывало финансовую и инвестиционную привлекательность городов. За последние несколько лет Алматы совершил значительный экономический скачок.

Алматы, по версии делового СМИ, расположился на 10-м месте, укрепив свои позиции сразу на девять строчек за последние пять лет. Мегаполис опередил Москву и Варшаву [10].

Реальные показатели Алматы демонстрируют высокий уровень предпринимательской активности горожан, в прошлом году только малый и средний бизнес обеспечил 66% поступлений в бюджет города. Здесь бизнесменам легче работается, корпоративный подоходный налог здесь составляет всего 20%

Итог оценки вклада туризма в экономику показывает, что внешнеторговый оборот Алматы, охватывающий рынки 160 стран мира, в прошлом году превысил 16 миллиардов долларов. Большая часть - это импорт на сумму 12 миллиардов, остальное приходится на экспорт. Алматы обеспечивает другие страны летательными аппаратами, на втором месте различные виды оборудования, бытовые приборы и продукты питания. Основные целевые рынки, где востребованы товары made in Kazakhstan - это Швейцария, Великобритания, Китай, Нидерланды, Германия и Киргизия. Вместе с тем стоит отметить растущий уровень жизни алматинцев, на сегодня среднемесячная заработная плата достигала 202 тысяч тенге [11].