24. Сертификация туристических услуг.
Сертификация также является важным элементом системы государственного регулирования деятельности рынка туристических услуг. Она создает возможность дать независимую оценку (подтверждение) соответствия этих услуг нормам и требованиям, оговоренным в документах стандартизации.
Сертификация осуществляется с целью создания оптимальных условий для деятельности предприятий, содействия потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, защиты прав потребителя, подтверждения качества реализуемых предложений.
УП «Национальное агентство по туризму» аккредитованное в Национальной системе аккредитации РБ в качестве органа по сертификации туристических и гостиничных услуг осуществляет сертификацию «Туристические услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов»
Основные цели сертификации заключаются в объективной оценке качества туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания туристов, а также обеспечении защиты интересов потребителей услуг в части безопасности жизни, здоровья, сохранности их имущества, охраны окружающей среды.
Отдел осуществляет также инспекционный контроль сертифицированных услуг, проводит работу по информированию о порядке сертификации туристических услуг.
Сертификация туристических услуг включает следующие этапы:
Оценку исполнителя услуг
• оценку на месте служебного помещения, его соответствия профессиональным требованиям;
• оценку материально-технического обеспечения процесса;
• анализ организационной структуры предприятия;
• анализ уровня квалификации персонала, сведений о повышении уровня квалификации
Оценку процесса предоставления услуг
— проверку наличия нормативно-правовых документов, регулирующих туристическую деятельность;
— проверку правильности оформления технологических документов по турам (технологические карты, информационные листки, памятки туристов, схемы, описания маршрутов путешествий и т. д.), в соответствии с требованиями стандартов;
— анализ договоров с клиентами, с партнерами; — проверка наличия рекламно-информационных материалов.
Оценку результата предоставления услуг
— изучение документов, отражающих качество предоставляемых услуг (результаты проверок контролирующими органами, обращения граждан, результаты анкетирования туристов);
— проверку процедуры реагирования туристической фирмы на жалобы клиентов, относящиеся к сфере деятельности исполнителя услуги, проведения корректирующих мероприятий при возникновении отклонений.
Сертификация услуг средств размещения включает следующие этапы:
• анализ административной и организационной структуры предприятия;
• анализ уровня квалификации персонала, сведений о повышении уровня квалификации, о прохождении обучения персонала мерам по обеспечению безопасности потребителя услуг;
• проверка материально-технической базы для предоставления услуг, ее соответствия требованиям НД;
• проверка необходимой нормативной и технологической документации;
• проверка номенклатуры заявленных услуг;
• проверка выполнения требований к персоналу, определенных в стандартах;
• проверка результата материальной услуги (питание, постельные принадлежности, белье, ковры и ковровые покрытия, посуда в номерах идр.) путем испытания образцов результата услуги в аккредитованной лаборатории;
• проверка соответствия санитарно-гигиенического и санитарно-технического— состояния помещений и всех служб требованиям НД;
• проверка соблюдения требований пожарной безопасности (наличие лицензий на право эксплуатации объектов с массовым пребыванием людей, соблюдение требований НД);
• соблюдение требований Проматомнадзора (наличие лицензий на эксплуатацию лифтов, отопительных котлов и т. п. и соблюдение требований НД по эксплуатации этого оборудования);
• проверка результата социально-культурной услуги путем социологической оценки; анализ договоров;
• проверка наличия информационных материалов, инструкций.
Специалисты Органа оказывают квалифицированную помощь на этапах подготовки туристической фирмы и средства размещения к сертификации:
• консультируют о порядке проведения сертификационных работ;
• оказывают помощь в подготовке к сертификационным работам;
• знакомят с нормативными документами, в соответствии с которыми предприятие должно осуществлять свою деятельность;
• обеспечивают заявителя комплектом документов, необходимых для подачи заявки на сертификацию.
Орган по сертификации обеспечивает конфиденциальность в отношении любой информации, полученной от заявителя при проведении сертификационных работ.
Оплата работ по сертификации заявленных услуг зависит от сложности и специфики сертифицируемого объекта, качества документов, на основании которых осуществляется его деятельность, организационной структуры предприятия, объема проверки и других факторов.
Стоимость работ по сертификации — договорная.
25. Особенности формирования, размещения и функционирования отделов туристического предприятия.
Количество отделов и направления их деятельности на туристических предприятиях определяются характером оказываемых туристических услуг, формой организации предприятия, его позицией на рынке. В основном турфирмы имеют в своем штате до 6 человек и каждый из них, за исключением бухгалтера, является универсалом. Но если фирма состоит из 20-30 работников, является туроператором, оказывающим широкий спектр услуг, то такая фирма состоит из ряда отделов.
Важнейшим из них является отдел маркетинга. ВТО выделяет три главные функции маркетинга в туризме: установление контактов с клиентами; развитие; контроль.
Установление контактов с клиентами ставит своей целью убедить их в том, что предполагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что желают получить сами клиенты.
Развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта. В свою очередь подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов.
Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают действительно полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей.
Однако маркетинг расширяет свои функции, делая особый акцент на взаимоотношениях с потребителями. Долгосрочные взаимоотношения с клиентами обходятся намного дешевле, чем маркетинговые расходы, необходимые для усиления интереса потребителя к услугам фирмы нового клиента.
Туристический продукт, прежде всего, должен быть хорошим приобретением. В связи с этим туристический маркетинг представляет собой последовательные действия туристических предприятий, направленных на достижение такой цели. Поэтому достаточно логичным и обоснованным является следующее определение туристического маркетинга:
Маркетинг в туризме – это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, которые пользуются спросом на рынке и которые туристическое предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делаю конкуренты.
Как любое экономическое явление, маркетинг в туризме требует для своего применения и эффективного развития ряд условий:
1. глубокое насыщение рынка услугами, т.е. существование рынка покупателя;
2. острая конкурентная борьба туристических фирма предпочтения потребителей;
3. свободные рыночные отношения, т.е. возможность без административных ограничений выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, устанавливать цены, вести коммерческую работу и т.д.;
4. свободная деятельность администрации внутри туристического предприятия по определению целей фирмы, стратегии, управленческих структур, распределению средств по статьям бюджета и т.д.;
Из сущности маркетинга туризма как системы вытекают основные принципы, обстоятельства, требования, лежащие в основе маркетинга и раскрывающие его назначение. Сущность маркетинга состоит в том, чтобы предложения туристических услуг в обязательном порядке ориентировалось на потребителя и постоянное согласование возможностей предприятия с требованиями рынка. Исходя из этого, для маркетинга в туризме характерны следующие основополагающие принципы:
Ориентация на эффективное решение проблем конкретных потребителей. Рынок образуют потребители с определенными потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны приобрести туристический продукт. Именно идентификация запросов потребителей в маркетинге придается особое значение. Предлагаемые на рынок продукты должны рассматриваться предприятием с учетом того, насколько они могут помочь в решении их проблем.
Нацеленность на четко выраженный коммерческий результат, что для фирмы, в конечном счете, сводится к овладению намеченной долей рынка соответственно ее долговременным целям. Сформулировав эти цели, определяют три главных компонента маркетинговой деятельности: сроки, ресурсы, ответственность. Отсюда ориентация на долгосрочное прогнозирование всей маркетинговой ситуации, начиная от платежеспособных потребностей населения и заканчивая собственными возможностями в этой перспективе.
Комплексный подход к достижению поставленный целей, поскольку успех обеспечивается только всей совокупностью средств маркетинга, взятых во взаимосвязи и взаимообусловленности. Комплексность означает, что определенные маркетинговые действия (анализ потребностей, изучение туристического продукта, реклама и т.д.), взятые сами по себе, не способны обеспечить того эффекта, который дает применения маркетинга как системы.
Активность, наступательность, предприимчивость, что обеспечивает быструю и эффективную реакцию на изменения внешней по отношению к фирме среде. Без этого невозможно добиться коммерческого успеха и получить конкурентные преимущества.
Визовый отдел, тесно сотрудничающий с консульствами и консульскими отделами посольств, оказывает услуги, связанные с открытием виз в отдельные государства или зоны (ЕС).
Отдел планирования и формирования туров занимается организацией туров, начиная от их проектирования, установления контактов с перевозчиками (авиа и прочими предприятиями), принимающей стороной (гостиницами и турбюро места и страны пребывания), составлением калькуляции будущего тура, заключения договоров с контрагентами (перевозчиками, гостиницами, турбюро), взаиморасчетами после окончания сроков заезда.
Отдел обслуживания занимается внутренним туризмом, т.е. организацией приема туристов, прибывающих как из-за рубежа, т.к. и из-за границы, которым следует заказать гостиничные номера, питание, экскурсионное обслуживание, возможно, транспортные услуги.
Отдел продаж занимается реализацией собственных туров и туров других фирм, продажей железнодорожных, авиабилетов, билетов на международные автобусные рейсы, продажей путевок для выезжающих туристов, а также туристов, прибывающих на обслуживание в данном бюро, продажей билетов на различного рода концерты, фестивали, спортивные соревнование, страховок и т.д.
Экскурсионный отдел занимается разработкой туристических маршрутов, подготовкой и переподготовкой, повышением качества работы экскурсоводов и гидов-переводчиков, осуществляет контроль качества экскурсионных услуг, подготовку групповодов.
Отделы инкаминга и ауткаминга, занимаются приемом иностранных туристов: встречей, расселением, организацией питания, ночлегов, экскурсионной и анимационной программами, организацией деловых встреч и т.п. Ауткаминг занимается выездным туризмом, т.е. отправкой за рубеж. Отдел сотрудничает с заграничными контрагентами, обслуживающими туристов в местах пребывания.
Рекламный отдел занимается подготовкой и выпуском брошюр, календарей, письменных приборов с логотипом фирмы, организацией рекламных продаж через Интернет, пиаром турфирмы в СМИ, организацией представления фирмы на различного уровня туристических ярмарках.
Кадровая служба осуществляет прием и увольнение сотрудников, их профессиональную переподготовку, следит за карьерным ростом, отражает всю служебную деятельность в соответствующей документации.
Бухгалтерско-расчетная служба ведет взаиморасчеты с контрагентами фирмы, поставщиками различных услуг, связанных с содержанием офиса фирмы, расчеты с налоговыми службами и ФСЗН, осуществляет начисление и выплату зарплат штатным и внештатным сотрудникам турбюро.
- 1. Классификация туризма по видам, типам, формам и средствам.
- 2. Особенности развития туризма в различных регионах Европы и Азии.
- 3. Основные тенденции развития и особенности развития туризма на современном этапе.
- 4. Мотивация путешествий.
- 5. Барьеры к путешествиям.
- 6. Основные функции туризма.
- 7. Международные туристические организации: wto, iata, icao.
- 8. Манильская и Гаагская декларации по туризму.
- 9. Глобальный кодекс этики туризма, его основные статьи. Хартия туризма.
- 10. Модели национальных туристических администраций (нта), достоинства и недостатки.
- 11. Становление и формирование туристического рынка Республики Беларусь, его структура.
- 15. Понятие туристического предприятия как хозяйственно-обособленной производственной единицы в системе туристического хозяйства, его разновидности и особенности.
- 16. Органы управления туризмом в Республике Беларусь.
- 18. Национальные туристические союзы и ассоциации: цели, задачи, структура.
- 20. Основные этапы создания туристического предприятия.
- 23. Стандартизация туристических услуг.
- 24. Сертификация туристических услуг.
- 26. Сеть филиалов туристического предприятия.
- 27. Туроператор - Турагентство - Турист.
- 28. Франчайзинг на рынке туристических услуг.
- 30. Договорные отношения между туристическим предприятием и потребителем туристических услуг.
- 31. Договорные отношения между туроператором и поставщиками туристических услуг. Договора с поставщиками услуг рецептивного туроператора
- 33. Рентабельность туристического предприятия, ее основные условия. Рентабельность туристического предприятия
- 34. Современные информационные технологии и их использование в сфере туризма и гостеприимства.
- 35. Понятие туристического продукта как комплекса туристических услуг.
- 37. Жизненный цикл туристических продуктов и услуг.
- 39. Взаимодействие туристического предприятия с различными объектами внешней среды.
- 41. Процедура формирования тура. Основные этапы.
- 42. Особенности бронирования и резервирования в туризме.
- 43. Понятие чартера, блока мест, мягкой, жесткой и комбинированной квоты.
- 44. Понятие качества туристического обслуживания.
- 45. Система обеспечения качества в туристической организации.
- 47. Особенности работы собственных бюро продаж. Особенности работы контрагентской сети.
- 48. Правовые основы реализации туристического продукта.
- 49. Особенности работы с клиентом в офисе.
- 51. Шенгенское соглашение.
- 52. Таможенные формальности.
- 53. Санитарные формальности
- 54. Страхование в туризме.
- 55. Безопасность в туризме.