55. Безопасность в туризме.
В путешествиях количество опасностей увеличивается: падение с лошади; вело- или автоавария; пропажа багажа или документов в аэропорту или на вокзале; переохлаждение или перегрев организма; неоптимальные микроклиматические параметры; дождливая погода; недостоверная информация; проблемы со средствами связи; потеря личных вещей или части снаряжения на перекатах горных рек или при спуске на лыжах с горы; получение травм, переломов; обман, воровство, рэкет и т.д. В то же время следует помнить, что человек сам является носителем потенциальных опасностей, например, он может быть причиной различного рода нежелательных событий вследствие ошибочных действий или заболевания (опоздание на посадку в самолет или автобус; ухудшение настроения вследствие отсутствия горячей воды в отеле и т.д.). Для туристов с неуравновешенной психикой пребывание за пределами родного города как правило, дискомфортно и приводит к нервным расстройствам, вследствие повышенного, как им кажется, внимания окружающих к их речи, манере поведения, внешнему виду. Для таких путешественников проблема безопасности имеет, в основном, психологический характер.
Некоторую часть опасностей несет уровень криминальной обстановки в районе путешествия (хищение денег, драгоценностей, документов, видио- и фотоаппаратуры и других личных вещей; карманные кражи; мошенничество во время купли-продажи; инциденты в ресторанах и развлекательных заведениях). По данным отдела информации ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти в 2001 году было совершено 550 преступлений против туристов, что составляет около 6,1% от аналогичного показателя по России. Необходимо отметить, что совершенные правонарушения, как правило, носят экономический характер.
Опасности, подстерегающие туристов, по своей природе случайны, т.е. подчиняются законам теории вероятности (вспышки опасных инфекционных заболеваний; ураганы, кражи и т.д.); потенциальны, т.е. носят скрытый характер, они неопределенны во времени и в пространстве (извержение вулканов; наводнения, землетрясения и т.д.); перманентны, т.е. существуют постоянно, действуют непрерывно (высокая влажность; загазованность атмосферы города и т.д.); тотальны, т.е. они всеобщи, от них не скрыться, они проявляются везде и всегда. Поэтому каждому туристу (самодеятельному или путешествующему внутри или за пределами страны) угрожает опасность. Если опасность реализуется, то она причиняет вред здоровью, который проявляется в травмах, болезнях, нервных потрясениях, инвалидных и летальных исходах. Однако часть людей не придает приоритетного значения, не верит или недооценивает, в силу своего характера и психического состояния, информацию, которая носит вероятностный или предупреждающий характер. У этих людей не выработана идеология безопасности, не сформировано безопасное мышление и поведение и с такими людьми наиболее часто происходят, особенно в туризме, незавидные ситуации (травмирование, потеря или пропажа личных вещей, оштрафовывание за несоблюдение установленных правил и мер; отставание от группы во время экскурсии; заболевание венерическими болезнями и т.д.).
Необходимо подчеркнуть, что абсолютной безопасности в туризме не бывает; всегда существует некоторый остаточный риск. Следовательно, безопасность – это такой уровень опасности, с которым на данном этапе экономического и туристического развития можно смириться. Безопасность путешествия – это допустимый риск. В экстремальных видах туризма дозированный риск - это та "изюминка", которая привлекает путешественников из-за остроты ощущения.
Принципиальный подход к вопросам обеспечения личной безопасности туристов основан на соблюдении следующих непреложных истин:
1. Личная безопасность – это, прежде всего, объективная оценка реальности угрозы (при посещении ночного клуба, казино или просто на прогулке можно заказать охрану, гида или переводчика).
2. Необходимо оценивать свою деятельность и поступки с точки зрения возможного негативного воздействия (на прогулки брать с собой небольшую сумму денег; иметь при себе удостоверение личности или паспорт).
3. Лучше избегать опасных ситуаций, чем стать их жертвой (не гулять по темным улицам, аллеям; пустынным дворам и подземным переходам).
4. Неправильное или неадекватное поведение может усугубить возможное отрицательное воздействие и поставить под угрозу жизнь и здоровье (при нападении с угрозами и требованием денег, расстаться с ними без сожаления, так как жизнь и здоровье важнее).
5. В ситуациях повышенного риска следует прогнозировать развитие событий хотя бы на ближайшие несколько минут, соблюдать спокойствие и реально оценивать обстановку (при обнаружении жертв преступления, не кричать и не вмешиваться, а как можно быстрее сообщить в милицию).
6. В опасных ситуациях всегда важны первые шаги: часто ее можно обойти или оборвать в самом начале (при нападении в подъезде следует кричать "Пожар", так как это способно вызвать более быструю реакцию жильцов).
7. Самые простые средства и предварительные меры защиты являются наиболее надежными.
Известно, что в основе травматизма и возникновении чрезвычайных ситуаций в туризме часто лежат организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки; недостаточное воспитание; невнимательность и забывчивость; слабая установка инструктора на соблюдение безопасности; допуск к экстремальным видам туризма лиц с повышенным риском травматизма; пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях (истерическом, паническом, страха, испуга и т д.). Следовательно, человек живет, творит и путешествует в условиях постоянно изменяющихся и количественно увеличивающихся опасностей. Так как деятельность человека потенциально опасна, то безопасность будет заключаться в определении опасностей, угрожающих каждому туристу, и разработке соответсвующих способов защиты от них в любых условиях путешествия.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТУРИСТСКО-
ЭКСКУРСИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
2.1. Общие требования безопасности
При оказании туристических услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и т. п.), возникающих в стране путешествий.
Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях:
cуществования источников риска;
проявления данного источника на опасном для человека уровне;
подверженности человека воздействию источников опасности.
Вредные факторы (факторы риска) в туризме могут быть классифицированы следующим образом:
травмоопасность;
воздействие окружающей среды;
пожароопасность;
биологические воздействия;
психофизиологические нагрузки;
опасность излучений;
химические воздействия;
повышенная запыленность и загазованность;
прочие факторы;
специфические факторы риска.
Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов, предметов и тел; вследствие сложного рельефа местности; передвижения горных пород (камнепадов, селей, лавин); неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристического снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (тесная спортивная обувь, неудачная конструкция крепления горных лыж, узкие лямки рюкзаков и. т. п.); опасных атмосферных явлений (статическое электричество, молнии, град и т. п.).
Снижение травмоопасности обеспечивается:
защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);
использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристического маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);
соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;
соблюдением требований строительных норм и правил к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств, пассажирских поездов и т.д.);
соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивая его безопасную работу;
упреждающим информированием туристов о факторах риска; мерах по предупреждению травм и о принятии экстренных мер в случае получения травмы.
Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления.
Показатели микроклимата в помещениях обслуживания туристов (в спальных комнатах и клубных залах, в помещениях питания-кафе, барах и ресторанах и других), а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям (ГОСТ 12.1.005-88. "Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны").
Предупреждение вредных воздействий данного фактора риска обеспечивается:
выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристического мероприятия;
рациональным проектированием трассы туристического маршрута;
учетом погодных особенностей района;
сооружением на трассах туристических маршрутов укрытий от непогоды;
оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования и вентиляции, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации;
обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты;
своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе, климатических условиях).
Пожаробезопасность
Номенклатура требований и показателей по обеспечению безопасности туристов от воздействия данного фактора риска и методы их проверки осуществляются в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования".
Эксплуатацию объектов обслуживания необходимо осуществлять в строгом соответствии с требованиями правил пожарной безопасности и других утвержденных нормативных документов.
Биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы, а также ядо¬витые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, явля¬ющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции).
Воздействие данных факторов риска на туристов предупреждается:
соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания;
применением оборудования и препаратов для дезинфекции, стерилизации, дератизации;
использованием знаков безопасности и необходимой марки¬ровки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в т. ч. для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и пр.);
проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала; необходимых профилактических прививок и дезинфицирующей обработке снаряжения в соответствии с требованиями международных медицинских норм;
упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристическим маршрутом, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).
Психофизиологические факторы риска.
Исключение или снижение воздействия психофизиологических факторов риска (физических и нерв¬но-психические перегрузок) достигается:
рациональным построением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршрутам, предусматривающим достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);
учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;
соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.
Опасными излучениями являются: повышенный уровень ультрафиолетового и радиологического излучения.
Предупреждение опасности ультрафиолетовой радиации на туристических маршрутах обеспечивается:
информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на здоровье человека;
использованием средств индивидуальной защиты (защитных масок; кремов; одежды, закрывающей тело, руки, ноги туристов; солнцезащитных очков).
Необходимо учитывать действие данного фактора риска при планировании графика движения по маршруту (по открытым, незатененным участкам маршрута в горных, водных, лыжных и других походах).
Туристические маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния.
Химические факторы риска (токсические, раздражающие).
Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо:
проводить регулярный контроль содержания вред¬ных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах пита¬ния и других биологических средах;
осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной, с точки действия химических факторов риска, среде;
применять препараты для дезинфекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами.
Повышенная запыленность и загазованность
Допустимый уровень вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должны быть не выше, чем установлено общими санитарно-гигиеническими требованиями к воздуху рабочей зоны, а также другими санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха.
Прочие факторы риска
К прочим факторам риска относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках.
Необходимо предусматривать:
предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристических услугах в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требованиями к содержанию Информационного листка к туристской путевке, Технологической карты путешествия, Технологической карты экскурсии; а также сведениями об основных характеристиках этих услуг; условиях обслуживания);
проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вида туристического маршрута.
Специфические факторы риска в туризме обусловлены:
возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристического предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов);
техническим состоянием используемых объектов (туристических гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и подъемников, туристических трасс, в том числе, горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов);
сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристических трасс и т. п.);
уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов, гидов и др.);
*подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т. п );
информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы; маркировка трасс туристических маршрутов; очаги возникающих стихийных бедствий; изменение энтомологической, орнитологической и иных ситуаций).
Туристское предприятие должно иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоваться ими в своей деятельности. Турфирмы г.Санкт-Петербурга, заботящиеся о безопасности своих клиентов, могут рассчитывать на услуги профессиональных телохранителей.
Туристское снаряжение и инвентарь, применяемые при обслуживании туристов, должны соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией на эти виды снаряжения.
В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах.
Руководитель туристического предприятия несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, захват заложников и т.д.). Гиды групп должны быть обучены и физически подготовлены к роли охранника (обезвреживание карманников, разрешение конфликтов в баре или ресторане, защита тургруппы от вымогателей и попрошаек и т.д.).
Требования к безопасности обслуживания для конкретных видов туристических услуг устанавливаются нормативной документацией на соответствующие виды услуг: государственными стандартами, Правилами, Уставами, Кодексами и другими.
Туристические предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению.
Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и в процессе обслуживания.
Информация, обеспечивающая безопасность жизни и здоровья туристов в процессе обслуживания, предоставляется в порядке, установленном действующей нормативной документацией.
1
- 1. Классификация туризма по видам, типам, формам и средствам.
- 2. Особенности развития туризма в различных регионах Европы и Азии.
- 3. Основные тенденции развития и особенности развития туризма на современном этапе.
- 4. Мотивация путешествий.
- 5. Барьеры к путешествиям.
- 6. Основные функции туризма.
- 7. Международные туристические организации: wto, iata, icao.
- 8. Манильская и Гаагская декларации по туризму.
- 9. Глобальный кодекс этики туризма, его основные статьи. Хартия туризма.
- 10. Модели национальных туристических администраций (нта), достоинства и недостатки.
- 11. Становление и формирование туристического рынка Республики Беларусь, его структура.
- 15. Понятие туристического предприятия как хозяйственно-обособленной производственной единицы в системе туристического хозяйства, его разновидности и особенности.
- 16. Органы управления туризмом в Республике Беларусь.
- 18. Национальные туристические союзы и ассоциации: цели, задачи, структура.
- 20. Основные этапы создания туристического предприятия.
- 23. Стандартизация туристических услуг.
- 24. Сертификация туристических услуг.
- 26. Сеть филиалов туристического предприятия.
- 27. Туроператор - Турагентство - Турист.
- 28. Франчайзинг на рынке туристических услуг.
- 30. Договорные отношения между туристическим предприятием и потребителем туристических услуг.
- 31. Договорные отношения между туроператором и поставщиками туристических услуг. Договора с поставщиками услуг рецептивного туроператора
- 33. Рентабельность туристического предприятия, ее основные условия. Рентабельность туристического предприятия
- 34. Современные информационные технологии и их использование в сфере туризма и гостеприимства.
- 35. Понятие туристического продукта как комплекса туристических услуг.
- 37. Жизненный цикл туристических продуктов и услуг.
- 39. Взаимодействие туристического предприятия с различными объектами внешней среды.
- 41. Процедура формирования тура. Основные этапы.
- 42. Особенности бронирования и резервирования в туризме.
- 43. Понятие чартера, блока мест, мягкой, жесткой и комбинированной квоты.
- 44. Понятие качества туристического обслуживания.
- 45. Система обеспечения качества в туристической организации.
- 47. Особенности работы собственных бюро продаж. Особенности работы контрагентской сети.
- 48. Правовые основы реализации туристического продукта.
- 49. Особенности работы с клиентом в офисе.
- 51. Шенгенское соглашение.
- 52. Таможенные формальности.
- 53. Санитарные формальности
- 54. Страхование в туризме.
- 55. Безопасность в туризме.