logo
практикум по лёгкой атлетике

Глава III общие закономерности обучения технике легкоатлетических упражнений

Легкоатлетические упражнения – естественные виды двигательной активности человека, поэтому в повседневной жизни редко кто задумывается над тем, правильно или неправильно он ходит, бегает, прыгает или метает. Однако в спортивной практике для достижения максимального результата необходимо знать закономерности организации движений.

Техника спортивного упражнения – это рациональный способ его выполнения для решения конкретной двигательной задачи. В ходьбе и беге двигательная задача – как можно быстрее преодолеть дистанцию, в прыжках – как можно выше или дальше прыгнуть, в метаниях – как можно дальше бросить снаряд.

Техническое мастерство – это совокупность умений и навыков спортсмена, т.е. то, что он умеет делать.

Для оценки техники различают абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность.

Для определения абсолютной эффективности техники регистрируют биомеханические параметры изучаемого вида, а затем сопоставляют их значения с эталонными критериями. Например: сравнение реальных и эталонных энерготрат в беге позволяет оценить технику бега. Для определения сравнительной эффективности техники сопоставляется техника конкретного спортсмена с техникой аналогичного вида, выполненной спортсменами высокой квалификации. Таким образом, определяются отдельные показатели техники (т.е. такие, значения которых у спортсменов разной квалификации не одинаковы).

Реализационная эффективность техники сопоставляется с двигательным потенциалом спортсмена и спортивным результатом, показанным в соревновательном упражнении. Двигательный потенциал определяется по комплексу наиболее информативных физических качеств. Для этого у группы спортсменов измеряют результат в легкоатлетическом виде и результаты в тестах. По этим данным выводятся уравнения регрессии. На основании этих уравнений составляют специальные таблицы или номограммы, с помощью которых можно определить эффективность техники спортсменов.

Технику выполнения легкоатлетических упражнений принято условно делить на фазы. Например, прыжки состоят из разбега, отталкивания, полета и приземления; метания – из разгона системы «метатель-снаряд», обгона снаряда и финального усилия; беговые виды – из старта, стартового разгона, бега по дистанции, финиширования.

Прежде чем приступить к обучению какому-либо виду легкой атлетики, необходимо определить степень готовности занимающегося к его освоению. Готовность выявляется с помощью контрольных упражнений (тестов) и сведений о прошлом двигательном опыте спортсмена. Степень готовности к обучению определяют три компонента: физическая, координационная, психологическая (мотивация учебной деятельности) готовность.

В зависимости от соотношения этих компонентов подготовленности будет зависеть успешность обучения различным видам легкой атлетики.

Освоение техники видов начинается с этапа начального разучивания движения.

Первая задача этого этапа – создать общее представление о двигательном действии и технике его выполнения.

При этом необходимо учитывать следующее:

Вторая задача это обучение главной, ключевой фазе двигательного действия. Например, в прыжках такой фазой является отталкивание, в метаниях – финальное усилие, в спортивной ходьбе – движение таза, в барьерном беге – переход барьера.

При решении второй задачи необходимо придерживаться следующих правил:

Третья задача обучения связана, как правило, с фазой, предшествующей главной фазе движения. В этом случае средства обучения и задания подбираются таким образом, чтобы постепенно увеличивались скорость и точность выполнения движения.

Четвертая задача – изучение части двигательного действия.

Пятая задача – целостное изучение двигательного действия в упрощенных условиях.

Шестая задача предусматривает соединение всех изучаемых частей в единое целое.

Седьмая задача совершенствование техники изучаемого вида.

Обучение видам легкой атлетики на начальном этапе, как правило, сопровождается значительным количеством ошибок при выполнении двигательных действий. Наиболее характерными отклонениями от правильной техники являются:

Основными причинами грубых искажений техники на этапе разучивания обычно бывают:

Выпишите непонятные для вас слова и термины, которые встретились вам в этом разделе: