3.3 Организация чартерных рейсов
В организации массовых туристских путешествий широко используются перевозки туристов на условиях авиа чартера. Наиболее выгоден данный тип воздушной перевозки для туристов и авиакомпаний на маршрутах массовых направлений туризма.
Чартер (англ.charter– зафрахтованное судно) – это коммерческий рейс, специально организованный для перевозки путешественников по согласованному маршруту в определенный период времени.
Чартерные рейсы возникли как результат сотрудничества авиакомпаний и турфирм. Первые стремились каким-то образом использовать простаивающие самолеты, вторые – снизить стоимость авиаперевозки, для того, чтобы цена турпакета обеспечивала приемлемую норму дохода туроператору и в тоже время оставалась конкурентно привлекательной для потребителя.
Главное отличие чартерных рейсов от регулярных: чартеры – договорные авиарейсы, выполняемые по заказу.
В качестве заказчика чартерного рейса может выступать любое и юридическое или физическое лицо.
Чартерный рейс выполняется вне долгосрочного расписания постоянных регулярных рейсов: маршрут, как правило, определяет не авиакомпания (как в случае регулярных рейсов), а заказчик, который оплачивает все расходы по подготовке и организации рейса.
Чартерные авиа рейсы отличаются от регулярных следующими характерными особенностяит:
– чартерный рейс, как правило, прямой;
– цена авиабилета на массовых направлениях дешевле, а на эксклюзивных направлениях в высокие даты может быть даже выше, чем на регулярных рейсах;
– как правило, билет может быть выкуплен только с услугой размещения в отеле;
– билет выписывается накануне (за сутки до вылета);
– если на чартерном рейсе остаются свободными места, то они становятся доступными в строго определенное ограниченное время;
– билет считается забронированным только после полной оплаты;
– в случае отказа от перелета, штраф – 100%, т.е. оплата чартерного рейса – невозвратный депозит;
– изменение даты вылета или возврата не возможно;
– специальный сервис на борту и нормы провоза багажа могут быть ограничены, поскольку определяются заказчиком;
– отсутствие детских скидок;
– большая вероятность задержек и опозданий.
Пассажир, купивший билет на чартерный рейс имеет больше шансов прибыть в пункт назначения с опозданием по сравнению с пассажиром, который приобрел билет на регулярный перелет. При сбое в работе аэропорта по организационным, техническим или погодным причинам, в первую очередь обслуживаются регулярные рейсы, поскольку чартерные рейсы являются дополнительными и аэропорт старается максимально обеспечить восстановление регулярного расписания.
Заказчика чартерного рейса называют консолидатором – физическим или юридическим лицом, отвечающим за организацию, оплату и заполнение рейса. При этом консолидатором может быть:
–корпоративный клиент, заказывающий перевозку для личных целей (членов семьи, клуба, сотрудников, друзей);
–транспортное агентство, выступающее как посредник при предоставлении услуг по перевозкам;
–крупный туроператор, имеющий большой и стабильный рынок.
Не каждая турфирма может обеспечить необходимую загрузку чартерного рейса, поэтому более мелкие туристские компании объединяют свои усилия для осуществления чартерных перевозок, заранее оговаривая между собой условия сотрудничества на условиях субаренды. Эти условия закрепляются в специальном договоре, который может быть многосторонним и называется пул-договором. В этом случае в качестве консолидатора выступает один из туроператоров, на которого возлагаются полномочия заключения договора и ведения всех взаиморасчетов с перевозчиком. Иногда консолидатором рейса может стать авиакомпания, создающая специальный отдел, занимающийся формированием туристских групп. Этот отдел работает с небольшими корпоративен фирмами, продает блоки мест туроператорам.
Турфирма, работающая с чартерами в качестве консолидатора, имеет ряд преимуществ в организации путешествий. Ее деятельность не зависит от случайного стечения обстоятельств, от наличия или отсутствия билетов на регулярные рейсы, поэтому компании значительно легче осуществлять долгосрочное планирование финансовой деятельности. Если к тому же в течение достаточно длительного промежутка времени турфирма является консолидатором у одного и того же перевозчика, то в некоторых случаях авиакомпания может предоставить специальные льготные условия сотрудничества. Например, перевозчик может заменить арендованный борт самолета на борт меньшей вместимости в случае, если заказчик не обеспечивает полную загрузку борта. В исключительных случаях возможен расчет за бортовое питание, исходя из фактического количества туристов на рейсе, а также снижение тарифа на перевозку.
Как правило, авиакомпании стараются идти на компромисс с постоянными партнерами, поддерживать и выручать их в сложных ситуациях. Это дает возможность в итоге добиваться неплохих результатов в коммерческой деятельности обеим сторонам. Туроператору следует выбирать партнерами для перевозки авиакомпании, которые в течение последних лет зарекомендовали себя на рынке чартерных услуг как обязательные и надежные партнеры.
В мировой практике различают ряд коммерческих разновидностей чартеров:
– закрытый чартер. В этом случае за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Перевозки такого типа в общем объеме чартерных рейсов составляют незначительный процент;
– целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо общей целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования, члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и др. Заказчиком чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку;
– инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой, при этом стоимость билета включена в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета может быть на 30-50% ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Другой вид инклюзив-чартера, это – эксклюзивная возможность в высокий сезон добраться прямым рейсом в дестинацию повышенного спроса. В этом случае цена авиабилета также включена в стоимость тура и хотя она достаточна высока, это оправдано спросом на данный вид перевозки и в целом на туристский продукт. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке;
– блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20-30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирмой и перевозчиком может носить «жесткий», т.е. не допускающий изменений в дальнейшим, или «мягкий» характер, когда можно отказаться от части выкупленных мест со штрафом или без штрафа;
– нецелевой чартер, – авиа перевозка группы авиапассажиров, которая подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой. Например, Московская туристская транспортная компания (МТТК), созданная в мае 1999г., представляет собой крупную фирму-консолидатор, которая занимается организацией такого вида перевозок. Она предлагает услуги пользователям чартеров, сотрудничая с двумя авиакомпаниями – «Авиаэнерго» и «Пулково». При этом компания обеспечивает билетами на чартерные рейсы не только московские и региональные турфирмы, но также корпоративных и частных клиентов, путешествующих с самыми различными целями;
– сплит-чартер. Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в различные конечные пункты.
Цену чартерного рейса определяет авиакомпания, затем согласует ее с заказчиком, и после достижения согласия сторон, цена вносится в договор. На цену влияет маршрут перевозки, срочность, сезон, время суток, насыщенность маршрута рейсами регулярных авиалиний, пассажирский рынок страны, наличие конкурентов, цены на топливо, расходы на техническое обслуживание и многие другие факторы.
Чартерные рейсы имеют определенную географию и ярко выраженную сезонность, т.е. авиаперевозки организуются, как правило, в туристские центры в сезоны наибольшего спроса.
Осуществление чартерного маршрута требует большой подготовительной работы: планирование маршрута, организация заполнения холостых пролетов, получение необходимых разрешений на воздушные коридоры, обеспечение минимально допустимой стоянки в аэропорту прибытия и отправления и др.
- Кутепова Галина Николаевна транспортное обслуживание в туризме
- Содержание
- 1 Организация транспортного обслуживания в туризме
- 1.1 Главные составляющие индустрии туризма
- Транспортное обслуживание
- Размещение
- Вспомогательные услуги
- Продажа
- 1.2 Роль транспортного обслуживания в индустрии туризма
- 1.3 Типы и средства транспорта. Сравнительный анализ видов транспорта. Использование различных видов транспорта в туризме
- 2 Организация обслуживания на Авиационном транспорте
- 2.1 Авиационный транспорт в индустрии туризма
- 2.2 Главный принцип международного воздушного сообщения
- 2.3 Технические средства воздушного транспорта
- 3 Принципы организации воздушных путешествий
- 3.1 Типы авиарейсов. Структура международных авиаперевозок
- 3.2 Регулярные рейсы авиакомпаний мира
- 3.3 Организация чартерных рейсов
- 3.4 Особенности транзитных путешествий
- 3.5 Организация индивидуального путешествия
- 4 Способы разграничения воздушных перевозок
- 4.1 Авиационные тарифы
- 4.2 Классы обслуживания и классы бронирования на воздушном транспорте
- 4.3 Низкобюджетные авиаперевозки
- 5 Особенности управления воздушным транспортом
- 5.1 Организация взаимодействия авиакомпаний и туристских фирм
- 5.2 Безопасность воздушного транспорта
- 5.3 Мировые альянсы авиакомпаний
- 6 Невоздушные способы организации перемещения туристов
- 6.1 Железнодорожный транспорт
- 6.2 Автобусные перевозки в индустрии туризма
- 6.3 Организация водных перевозок
- Заключение
- Список Литературы
- Транспортное обслуживание в туризме