1.3 Типы и средства транспорта. Сравнительный анализ видов транспорта. Использование различных видов транспорта в туризме
В индустрии туризма используются следующие типы транспорта: воздушный, наземный и водный.
Основными средствами транспорта являются:
а) воздушного – самолеты, вертолеты, дельтапланы, парашюты, парапланы, воздушные шары;
б) наземного – поезда, автобусы, автомобили, мотоциклы, велосипеды;
в) водного – морские и речные суда, катера, яхты, моторные лодки, паромы.
Каждый из перечисленных видов и средств транспорта имеет свои преимущества и недостатки, а также характерные особенности (Табл. 1). Для сравнения видов транспорта традиционно используют следующие критерии: скорость, комфортность, безопасность и экономичность.
Самым скоростным видом транспорта является воздушный. Для дальних расстояний, трансконтинентальных путешествий преимущества воздушного транспорта очевидны.
Наиболее комфортным и зрелищным считается железнодорожный транспорт. Это связано не только с тем, что передвижение пассажира не ограничено в пределах купе или вагона и при этом возможно любое предпочтительное для человека положение (сидя, лежа и др.).
Еще на заре развития железнодорожного транспорта проводились исследования влияния движения поезда на состояние пассажира.
Доктор К. Грум-Гржимайло после серии исследований опубликовал результаты в популярной петербургской газете «Друг здравия», в которой было обосновано благотворное воздействие на кровообращение, пищеварение и нервную систему путешествий по железной дороге. Таким образом, с началом эксплуатации железных дорог доктора в лечебных и профилактических целях стали прописывать не только морские и речные прогулки, но и путешествия на поезде. [15]
Путешествия речным и морским транспортом также зрелищны и комфортны. Современные суда предлагают необычайно широкий спектр современных услуг: размещение повышенной комфортности, изысканное питание, множество развлечений и др. Однако, несмотря на современные системы анти-укачивания, вследствие зависимости водного транспорта от метеоусловий, иногда не позволяющие лайнеру зайти в порт или комфортно доставить туристов на берег, в целом по удобству, морские и речные суда уступают современным комфортным поездам.
По данным многолетних статистических исследований, наиболее опасным является автомобильный транспорт. Это связано прежде всего с частотой его использования во всем мире и особыми условиями эксплуатации: большой зависимостью безопасности от квалификации, опыта и дисциплины всех участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств, дорожного покрытия, метеоусловий и др. При этом, автомобильный транспорт наиболее доступен для всех желающих и наименее подконтролен.
Далее следуют воздушный и водный транспорт по причине сложности проведения спасательных операций в случае аварии или катастрофы. Наиболее безопасным по статистике является железнодорожный транспорт.
Экономичность при выборе транспорта определяется прежде всего типом путешествия и его маршрутом. Иногда при расстояниях до 1000 км, стоимость авиаперелета по цене не превышает стоимость поездки по железной дороге, при этом выигрыш во времени может составлять несколько часов. Однако с учетом процедур прохождения формальностей в аэропорту, времени на дорогу в аэропорт и обратно, выигрыш во времени может быть минимальным. На дальних расстояниях преимущества воздушного транспорта в скорости очевидны, потому что никакой комфорт не скрасит многодневную поездку в замкнутом пространстве.
Для полной характеристики воздушного транспорта к перечисленным достоинствам следует указать его недостатки: постоянно растущую стоимость авиаперевозок, удаленность аэропортов, зависимость от метеоусловий, сложность процедур паспортно-таможенного контроля и специального контроля безопасности полетов, наличие транзитов, не комфортность.
Воздушный транспорт, а именно, – самолеты, наиболее часто и традиционно используются при перемещениях на дальние расстояния, при доставке в дестинацию. Вертолеты – демонстрационные полеты над городами, лесами, озерами, джунглями (обзорно-панорамные экскурсии, воздушные сафари). Используют для этих целей иногда и воздушные шары. Для доставки дайверов, горнолыжников вне трасс (фри-райдеров) к месту погружения, старта, которые могут быть труднодоступными, используют малую авиацию и вертолеты. Возможно использование воздушного транспорта для путешествия в летнее время года и на внутренних маршрутах, например, Москва-Кострома, если будут желающие именно таким образом путешествовать.
Автомобильный транспорт, уступая по комфортности железнодорожному, позволяет сделать остановку в пути, не требует специальных вокзалов, путей, практически не зависит от метеоусловий, позволяет путешествовать через границы и даже, в комбинации с другими видами транспорта, совершать трансконтинентальные путешествия. Недостатками его является стоимость и аварийность. К недостаткам водного транспорта относятся невысокая скорость, зависимость от метеоусловий.
Автомобильный транспорт в туризме используется для организации автобусных туров, экскурсий, групповых и индивидуальных трансферов.
Железнодородные поезда традиционно используются для доставки туристов в дестинацию. Кроме того, существуют понятия «туристские поезда» и «железнодорожные туры». Например, во внутреннем туризме: поезда здоровья, для грибников и рыболовов; в выездном: «Гляссир-экспресс» (Швейцария), «Император» (Вена-Зальцбург); во въездном: «Золотой орел» (Россия).
Таким образом, единого критерия для выбора транспортного средства для туристского путешествия не существует, потому что каждое путешествие имеет свои параметры, а каждый вид транспорта – свои достоинства и недостатки. Если мы отправляемся в Австралию, то самолет, – это единственный вид транспорта, способный доставить нас в дестинацию. А если – в Санкт-Петербург, то выбор между самолетом, поездом, или автомобилем осуществляется пассажиром, исходя
из личных предпочтений или обстоятельств.
Таблица 1 – Основные характеристики различных видов транспорта
Преимущества различных видов транспорта | Недостатки различных видов транспорта |
Воздушный (авиационный): 1) скорость, возможности трансконтинентальных путешествий; 2) предназначен для путешествий на дальние расстояния. | 1) некомфортность (ограниченное, разряженное пространство вредно для здоровья); 2) необходимость серьезной информационной подготовленности пассажира; 3) стоимость; 4) наличие транзитов (пересадок); 5) невозможность выйти из транспорта по пути; 6) зависимость от погоды; 7) при аварии затруднены спасательные работы, много людей погибает; 8) удаленность аэропортов, затраты времени на дорогу и формальные процедуры.
|
Наземный: 1) комфортность (для железнодорожного транспорта); 2) возможность выхода из транспорта по пути; 3) для путешествия на короткое расстояние; 4) экономичность; 5) относительная независимость от погоды; 6) при аварии гибнет не весь состав, возможны эффективные спасательные работы. | 1) аварийность (для автомобильного транспорта).
|
Водный: 1) предоставление комфортабельного размещения и высококлассного сервиса. | 1) относительно низкая скорость; 2) наибольшая зависимость от погоды; 3) высокая стоимость; 4) сезонность. |
- Кутепова Галина Николаевна транспортное обслуживание в туризме
- Содержание
- 1 Организация транспортного обслуживания в туризме
- 1.1 Главные составляющие индустрии туризма
- Транспортное обслуживание
- Размещение
- Вспомогательные услуги
- Продажа
- 1.2 Роль транспортного обслуживания в индустрии туризма
- 1.3 Типы и средства транспорта. Сравнительный анализ видов транспорта. Использование различных видов транспорта в туризме
- 2 Организация обслуживания на Авиационном транспорте
- 2.1 Авиационный транспорт в индустрии туризма
- 2.2 Главный принцип международного воздушного сообщения
- 2.3 Технические средства воздушного транспорта
- 3 Принципы организации воздушных путешествий
- 3.1 Типы авиарейсов. Структура международных авиаперевозок
- 3.2 Регулярные рейсы авиакомпаний мира
- 3.3 Организация чартерных рейсов
- 3.4 Особенности транзитных путешествий
- 3.5 Организация индивидуального путешествия
- 4 Способы разграничения воздушных перевозок
- 4.1 Авиационные тарифы
- 4.2 Классы обслуживания и классы бронирования на воздушном транспорте
- 4.3 Низкобюджетные авиаперевозки
- 5 Особенности управления воздушным транспортом
- 5.1 Организация взаимодействия авиакомпаний и туристских фирм
- 5.2 Безопасность воздушного транспорта
- 5.3 Мировые альянсы авиакомпаний
- 6 Невоздушные способы организации перемещения туристов
- 6.1 Железнодорожный транспорт
- 6.2 Автобусные перевозки в индустрии туризма
- 6.3 Организация водных перевозок
- Заключение
- Список Литературы
- Транспортное обслуживание в туризме