logo
6_02_12

1) То как субъект туриндустрии

Туристская индустрия – совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально – технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:

– организаторов туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

– предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.);

– предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);

– транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.);

– экскурсионное бюро;

– производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);

– предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);

– предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);

– учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы);

– органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации);

– учебные, научные, проектные учреждения.

Туроператор (Tour operator) – хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющий на основании лицензии оптовую продажу туристского продукта; организует формирование, продвижение и реализацию туристского продукта.

К основным функциям туроператора относятся:

1) изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристические программы;

2) составление перспективных программ обслуживания туров;

3) взаимодействие с поставщиками услуг;

4) расчет стоимости тура и определение цены;

5) реализация туров;

6) методическое обеспечение туров;

7) обеспечение туристов необходимым инвентарем и специальным снаряжением, сувенирной продукцией;

8) подготовка, подбор и назначение специалистов на маршруты путешествий (экскурсоводы, инструкторы, гиды-переводчики и т.п.);

9) рекламно-информационная работа по продвижению туристского продукта к потребителям;

10) контроль за качеством, надежностью и безопасностью туристского обслуживания.

Различают следующие виды туроператоров:

1) операторы массового рынка, которые продают большое число турпакетов с использованием чартерных рейсов, главным образом в места назначения массового туризма;

2) специализированные операторы, работающие на определенную клиентуру, на определенный вид туризма, на определенные регионы, на использование определенных видов транспорта и т.д.

По месту деятельности туроператоры делятся:

* на местные (внутренние), которые создают турпакеты для резидентов страны происхождения;

* на выездные, ориентирующие турпакеты на зарубежные страны;

* на операторов на приеме, т.е. обслуживающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

Туроператоры также делятся на инициативных (отправляющих туристов за рубеж или в другие районы) и на рецетивных (принимающих).

Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и усиление конкуренции повлияли на структуру туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.

По виду деятельности туроператоры бывают:

1. Операторы массового рынка они продают большое число турпакетов, в которых часто используются чартерные авиарейсы в определенные места назначения, главным образом в места назначения массового туризма.

2. Специализированные операторы это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.). В свою очередь, такие специализированные операторы подразделяются на туроператоров:

а) специального интереса (например, спортивно-приключенческий туризм, организация сафари в Африке и др.);

б) специального места назначения (например, Англия, Франция и т.д.);

в) определенной клиентуры (молодежные, бизнес-туры, семейные туры и т.д.);

г) специальных мест размещения (например, дома отдыха, турбазы и т.д.);

д) использующих определенный вид транспорта (авиационный транспорт, теплоходы, ж/д поезда, автобусы).

По месту деятельности туроператоры бывают:

1. Местные (внутренние) операторы – они ориентируют турпакеты назначением в пределах страны происхождения.

2. Выездные операторы – они ориентируют турпакеты на зарубежные страны.

3. Операторы на приеме они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, в более общем смысле туроперейтинга принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры – это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего (по нормам ВТО) из не менее чем трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы своей страны.

Рецептивные туроператоры – это туроператоры на приеме, т.е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.). Это чистая форма туроперейтинга. К ней относятся туроператоры на приеме и внутренние туроператоры, обслуживающие своих граждан также на приеме.

Основной задачей деятельности туроператора является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания. Этот продукт и является основным туристским продуктом туроператора, выпускаемым на рынок и реализуемым через агентскую сеть. Данный продукт весьма специфичен и включает в себя:

– маршрут, специально разработанный;

– тур с утвержденной программой обслуживания;

– услуги, предоставляемые дополнительно;

– товары, соответствующие туристскому обслуживанию.