2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Причем, если среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние десять лет составляют 13 процентов, то от экспорта туристических товаров и услуг соответственно 7 и 10 процентов. По прогнозам ВТО, высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся, и к 2010 году количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн. поездок, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Вместе с тем важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристическом рынке при обязательном условии проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются: защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристического продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристической инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристического продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
Российская Федерация, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5 процента мирового туристического потока. Поэтому реализация Программы позволит более эффективно использовать имеющийся туристический потенциал, оживить отечественный туристический рынок, укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров и получить необходимую поддержку развития туризма со стороны государства.
Спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в силу проблем переходного периода снизился, а количество мест в соответствующих учреждениях сократилось. Существующая сеть туристических учреждений, составляющая 1,4 млн. мест вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха (которые по принятой международной классификации относятся к объектам туристического хозяйства), в значительной степени нуждается в реконструкции.
Принимая во внимание ограниченные возможности инвестирования развития материальной базы туризма за счет средств федерального бюджета, предусматривается использование различных форм государственного стимулирования для привлечения в сферу туризма частных инвестиций, в том числе иностранных.
Проблему подготовки туристических кадров намечается решить за счет структурной перестройки существующей системы образования, а также широкого использования возможностей учреждений дополнительного образования. Вместе с тем важна роль государства в создании системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках. Именно на эти цели направляется более половины средств национальных туристических администраций стран, занимающих ведущие позиции на мировом туристическом рынке.
Программа призвана способствовать предупреждению и смягчению последствий имеющих место негативных явлений и создать реальные предпосылки для решения задач, поставленных в области развития туризма.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
- Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
- Введение
- Глава 1. Состояние туризма в России.
- История туризма в России
- 1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)
- 1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)
- 1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг.
- 1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)
- 1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)
- 1.1.6. Переходный период (с 1990 г)
- 1.2. Основные направления туризма
- 1.2.1. Экологический туризм
- 1.2.2. Спортивный и экстремальный туризм
- 1.2.3. Рыболовные и охотничьи туры
- 1.2.4. Морские и речные круизы
- 1.2.5. Событийный туризм
- 1.2.6. Экскурсионные туры
- 1.2.7. Туры на лечение
- 1.2.8. Бизнес-туризм
- Глава 2. Особенности развития туризма в России. Проблемы туризма в России.
- 2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего туризма
- 2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.
- 2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.
- 2.4. Проблемы российского туризма
- Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли в России.
- 3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах.
- 3.2. Туристические объединения
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1
- Приложение 2 Средние значения показателей каждого кластера
- Приложение 3
- 26 Февраля 1996 г.
- Паспорт федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации"
- 1. Основания для разработки Программы
- 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
- 3. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
- 4. Система программных мероприятий
- 5. Ресурсное обеспечение Программы
- 6. Механизм реализации Программы
- 7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
- 8. Социально-экономическая эффективность реализации Программы