Договорные отношения между туристическим предприятием и потребителем туристических услуг.
Договор между туристической организацией и туристом является одним из видов договоров возмездного оказание услуг, основные условия которых предусмотрены главой 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь. В соответствии со ст. 733 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.Договоры на оказание услуг следует отличать от договоров подряда.Признаками услуги как предмета договорного обязательства являются следующие:- это деятельность лица (юридического или физического), оказывающего услугу; - оказание услуги не создает вещественного результата; - полезный эффект услуги (деятельность) потребляется в процессе предоставления услуги, а потребительная стоимость исчезает. Согласно ст. 656 ГК Республики Беларусь по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «О туризме» по договору оказания туристических услуг исполнитель (субъект туристической деятельности) обязуется по заданию заказчика (участника туристической деятельности) оказать туристические услуги, а заказчик обязуется их оплатить. К договору оказания туристических услуг применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг.
По своей юридической природе договор оказания туристических услуг является - двухсторонний- консесуальный- возмездный- публичный- заключается в письменной форме (туристический ваучер)- может являться договором присоединения- может являться договором в пользу третьих лиц.
Так, договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех или части обязательств исполнителя по договору третьими лицами. Исполнение обязательств третьими лицами не освобождает исполнителя по договору от ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение третьими лицами обязательств по договору оказания туристических услуг. Существенными являются условия, без согласования которых договор не приобретает юридическую силу. Так, в соответствии со ст. 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «О туризме» существенными условиями договора оказания туристических услуг являются: предмет договора оказания туристических услуг; стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты;сведения об исполнителе, включая данные о специальном разрешении (лицензии) на осуществление туристической деятельности, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания туристических услуг;программа тура, права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда); иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Следует отметить, что договор на оказание туристических услуг является публичным договором. В соответствии со ст. 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Кроме того, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.
В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь «О туризме» договор оказания туристических услуг заключается в письменной форме посредством выдачи исполнителем договора оказания туристических услуг заказчику туристического ваучера.Форма туристического ваучера, порядок его выдачи и учета утверждены Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июля 2007 года № 18 «О туристическом ваучере». Настоящим положением утверждена Инструкция о порядке выдачи и учета туристического ваучера. Туристический ваучер и приложения к нему являются бланком строгой отчетности. Туристический ваучер и приложения к нему составляются в двух экземплярах. Один экземпляр передается заказчику туристических услуг (участнику туристической деятельности), другой - остается у исполнителя туристических услуг (субъекта туристической деятельности). Кроме того, договор оказания туристических услуг с заказчиком (участником туристической деятельности) - нерезидентом Республики Беларусь может быть заключен посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору оказания туристических услуг. В этом случае исполнитель (субъект туристической деятельности) обязан приложить к туристическому ваучеру документ, подтверждающий заключение договора оказания туристических услуг (факсимильная, электронная и так далее копии туристического ваучера и приложений к нему). В соответствии с п. 18 Инструкции о порядке выдачи и учета туристического ваучера программа тура оформляется в произвольной форме и должна содержать следующие сведения:маршрут тура, дата и время начала и окончания тура;порядок встречи и проводов, сопровождения туриста;характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозку туриста, сроки стыковок (совмещений) рейсов, иная обязательная информация, предусмотренная законодательством о транспортной деятельности;характеристика объектов для размещения туристов, в том числе их местоположение, классификация по законодательству страны (места) временного пребывания, правила временного проживания, а также иная обязательная информация, установленная законодательством страны (места) временного пребывания;порядок обеспечения питания туриста во время осуществления тура;перечень и характеристика иных оказываемых туристических услуг. По обоюдному согласию исполнителя (субъекта туристической деятельности) и заказчика (участника туристической деятельности) в программу тура могут включаться иные сведения.
Кроме того, законодательством Республики Беларусь предусмотрены специальные виды договоров с физическими лицами в сфере туризма.Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2006 года № 818 «Об утверждении типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма» утвержден Типовой договор на оказание услуг в сфере агроэкотуризма. Данный договор заключается только между субъектом агроэтуризма и туристом. Данный договор является двухсторонним, консесуальным, возмездным, заключается в письменной форме (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2006 № 818 «Об утверждении типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма»), кроме того является договором присоединения.В соответствии с п. 133 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» организация охоты иностранного гражданина, имеющего в соответствии с данными Правилами право на охоту, осуществляется при наличии договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина, заключенного с турагентом, туроператором или пользователем охотничьих угодий и зарегистрированного в Министерстве лесного хозяйства. Инструкцией о порядке регистрации договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина, утвержденной постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 13 марта 2006 года № 6 «Об утверждении инструкции о порядке регистрации договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина» устанавливаются обязательные условия договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина: стороны договора, предмет договора, стоимость охотничьих трофеев и охотничьих животных, стоимость туристско-экскурсионных и дополнительных услуг, номер и дату лицензии на осуществление туристической деятельности, ответственность сторон, банковские реквизиты. Стоимость охотничьих трофеев не должна быть ниже предельной минимальной стоимости охотничьих трофеев для иностранных граждан, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 года № 466 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 580».
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О туризме» субъекты туристической деятельности также могут заключать договоры на оказание консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия.
- Классификация туризма по видам, типам, формам и средствам.
- Основные тенденции развития и особенности развития туризма на современном этапе.
- Барьеры к путешествиям. Основные функции туризма.
- Международные туристические организации и их влияние на индустрию международного туризма.
- Международная туристическая организация юнвто: структура, основные функции.
- Манильская и Гаагская декларации по туризму. Глобальный кодекс этики туризма, его основные статьи. Хартия туризма.
- Основные показатели международного туризма. Положительное и отрицательное сальдо туристического баланса.
- Туристический рынок Республики Беларусь, его структура и основные субъекты.
- Въездной, выездной и внутренний туризм в Республике Беларусь. Основные направления и регионы.
- Ведущие туристические компании Республики Беларусь.
- Понятие туристического предприятия как хозяйственно-обособленной производственной единицы в системе туристического хозяйства, его разновидности и особенности.
- Внешняя и внутренняя среда туристического предприятия, ее компоненты.
- 3.1 Среда прямого воздействия
- Туристические предприятия: туроператоры и турагенты. Особенности их функционирования.
- Органы управления туризмом в Республике Беларусь.
- Деятельность Министерства спорта и туризма по управлению туристической индустрией.
- Национальное агентство по туризму и его основные функции.
- Национальные туристические союзы и ассоциации: цели, задачи, структура.
- Республиканский союз туристических организаций, его роль в развитии отечественной индустрии туризма.
- Нормативно-правовая база, регулирующая развитие индустрии гостеприимства в Республике Беларусь.(в конце)
- Основные этапы создания туристического предприятия.
- Государственная регистрация и организационное оформление туристического предприятия.( процедуры регистрации)
- Организационно-правовые формы туристического предприятия, их преимущества и недостатки. Формы собственности туристического предприятия.
- Прекращение деятельности туристического предприятия, возможные причины. Схемы реорганизации.(процедуры регистрации)
- Нормативно-правовые документы и стандарты в сфере туризма и гостеприимства(в конце).
- Обязательная и добровольная сертификация. Органы стандартизации и сертификации(в фото).
- Порядок сертификации фирмы в органах сертификации(в фото).
- Основные подразделения и отделы туристического предприятия: краткая характеристика.
- Особенности функционирования отдела маркетинга, инкаминга, ауткаминга.
- Сеть филиалов туристического предприятия.
- Особенности работы турагентства на туристическом рынке.
- Модели взаимодействия турагентов и туроператоров.
- Франчайзинг: понятие, работа по договору франчайзинга, преимущества и недостатки.
- Общая характеристика договора. Права и обязанности сторон.
- Договорные отношения между туроператором и турагентом.
- Договорные отношения между туристическим предприятием и потребителем туристических услуг.
- Договорные отношения между туроператором и поставщиками туристических услуг.
- Особенности договорных отношений между рецептивным и инициативным туроператорами.
- Современные информационные технологии и их использование в сфере туризма и гостеприимства.(фото)
- Использование Интернета в деятельности туристического предприятия(думай,детка).
- Сайт туристического предприятия, его функции, особенности функционирования и администрирования.