Тема 11
Организационные особенности и тенденции развития делового туризма Лекция 1. Организационные основы делового туризма
Деловой туризм достаточно многогранен и по сложившейся международной практике охватывает широкий круг поездок:
индивидуальные деловые поездки (командировки) сотрудников компаний и предприятий с целью переговоров, участия в производственных совещаниях, презентациях, сбытовая деятельность и т.д.
конгрессное обслуживание – поездки на конгрессы, конференции, семинары, презентации, «круглые столы» и т.п.
выставочное обслуживание – выставки, ярмарки, биржи.
инсентив-туризм (поощрительный туризм) – форма поощрения компаниями своих сотрудников в виде организации для них туристической поездки.
обслуживание делегаций – поездки на спортивные соревнования команд, гастроли, поездки официальных делегаций.
Также одной из форм делового туризма можно назвать шоп-туризм – поездки с целью оптового приобретения тех или иных товаров для их последующей перепродажи.
Деловой туризм является одним из самых высокодоходных и перспективных видов путешествий, который характеризуется высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью к воздействию экономических, политический и климатических факторов.
Потребителями данного вида туризма являются преимущественно мужчины молодого и среднего возраста, с достаточно высоким (или среднем) уровнем дохода и высоким уровнем образования.
Мотивации делового туризма совпадают с наименованиями разновидностей бизнес-туров, основная мотивация – участие в том или ином деловом мероприятии.
Сезонность в деловом туризме приходится в основном на весенние и осенние месяцы.
Основными дестинациями делового туризма, как правило, являются экономически развитые страны. Основные потоки бизнес-туристов направляются в Европу, Северную Америку, некоторые страны Азии (Японию, Китай и некоторые другие). Основными дестинациями шоп-туризма являются: Турция, Китай, ОАЭ, Польша, Италия, Греция (здесь распространены так называемые «шубные туры»).
Разработка турпродукта делового туризма имеет свои особенности. Так, на начальном этапе анализируются возможности организации приема с точки зрения материальной базы (гостиница, ее вместимость, уровень обслуживания, оснащение, наличие конференц-залов, транспорт и т.д.), инфраструктуры и других возможностей предоставления услуг. На основе этого анализа определяется, какой рынок соответствует этим конкретным условиям. Это может быть рынок крупных конгрессов, а может рынок деловых встреч служащих одной компании.
Экскурсионная и культурная программы строятся исходя из расписания деловых мероприятий и оставшегося свободного времени, а также по пожеланиям клиентов.
Деловая клиентура предъявляется определенные требования к гостиницам:
местонахождение в центре города
сочетание черт домашней обстановки с чертами офиса – полным набором услуг связи, оргтехники, компьютерной техники и др.
гостиницы должны обладать удобной и надежной системой резервирования
быстрое оформление по прибытии и выезде
приемлемая цена
удобные для клиента формы платежа с предоставлением копии счета для отчета перед компанией
круглосуточное обслуживание в номерах
обеспечение приватности мероприятий и надежная система безопасности.
Конгрессное обслуживание – один из специфических видов тур. обслуживания. Он является одним из наиболее выгодных видов туризма в мире, так как приносит принимающей стране значительно большие доходы, чем многие другие виды туризма, например туризм с целью отдыха и развлечения.
Кроме того, конгрессный туризм имеет два больших преимущества перед прочими видами путешествий:
он дает возможность использовать материальную базу в периоды межсезонья и в несезон.
бронирование мест для участников конгрессов осуществляется задолго до проведения мероприятия.
Конгрессы и другие мероприятия подобного рода (конференции, семинары) организуются в местах, где помимо соответствующей материальной базы (гостиницы высокого класса, предоставляющие большой набор услуг, наличие конгресс-центров), имеются и возможности для отдыха, развлечений, занятий спортом.
Инсентив-туризм или поощрительный туризм представляет собой современное средство поощрения сотрудников фирм и предприятий за достижения в работе.
Инсентив-тур имеет некоторые отличительные особенности по сравнению с обычными поездками:
Это тур, который обычно согласовывается с турфирмой за 1-2 года до начала поездки, т.к. программа реализаций поощрений компанией рассчитана на длительный период.
Этот тур организуется так, что участник поездки огражден от разного рода проблем, связанных с подготовкой и проведением тура.
Поездки, как правило, организуются в несезон – с октября по апрель (за исключением Рождественских праздников и Нового года).
Примерно 90% сотрудников, награжденных тур.поездкой, отправляются в нее вместе с женой (мужем).
В программу таких поездок часто включаются деловые мероприятия, презентации, обмен опытом, учеба, а также различные совместные корпоративные мероприятия типа «team-building».
На выбор направления поездки влияют следующие факторы:
приемлемый уровень цен, соответствие цены качеству предоставляемых услуг.
тур.центр должен быть привлекательным для посещения, предлагать интересную программу пребывания.
наличие развитой инфраструктуры: гостиниц, предприятий питания, спортивного и медицинского обслуживания, развлечений, возможностей для шоппинга и т.п.
наличие удобных транспортных связей.
Инсентив-туры организуются на групповой основе, их средняя продолжительность – 7(8) дней.
Так как основной контингент бизнес-туристов – это достаточно обеспеченные люди с высоким уровнем дохода, то и уровень услуг в турах достаточно высокий: так, выбираются отели категории 4-5*, тарифы при авиаперевозках бизнес-класса, индивидуальный трансфер на автомобильном транспорте и т.п. Питание в турах, как правило, предлагается по системе «только завтрак».
Туроператоры, организующие бизнес-туры, предлагают своим клиентам проведение всех деловых мероприятий «под ключ». Спектр услуг очень широк и разнообразен: от подбора места проведения мероприятия (конференц-зала с необходимым техническим оборудованием и т.п.), бронирования авиа- и железнодорожных билетов и мест в гостиницах, визовой поддержки, организации трансферов до подбора необходимого персонала, организации выездного питания (catering), организации экскурсионной и досуговой программы и т.д. Заявка на организацию мероприятия, как правило, подается в среднем не позднее 3-х (6-ти) месяцев до начала поездки.
Основными туроператорами, предлагающими бизнес-туры, являются: Continent Express, Маджестик Стайл, Навигатор, Интербонт, Константа-Гарант и др.
Вопросы для самоконтроля.
Виды бизнес туризма
Основные программы выставочного туризма .
Основные программы конгрессного туризма.
Основные программы шоп-туризма.
Лекция 2. Основные программы делового туризма.
На мировом рынке туризма деловые поездки составляют обособленный сегмент туристского рынка - деловой туризм.
В мировой практике туризма поездки связанные с решением деловых проблем структурно подразделяются на несколько видов.
Индивидуальный туризм. По данным ВТО его доля в общем числе бизнес-поездок составляет 70.8%. Интересно, что ведущие позиции , по размеру вовлеченных средств, занимают Германия, Великобритания, Франция и Италия (соответственно 39,30,25 и 16 млрд. долларов. Эти цифры прямо коррелируют с данными о наличии в европейских странах значительных по своим площадям и емкости конгрессных центров. Франция, Германия и Италия устойчиво занимают первые места по этим показателям. Если допустимо так выразиться, то Европа является «мировым конгресс-центром». Более 60% всех международных конгрессов и конференций проводятся в Европе. Второе и третье место соответственно с 20 и 12 процентами занимают обе Америки и Азия. Прекрасно представляя уровень доходности конгресс-туризма соответствующие группы компаний довели количество значительных конгресс-центров в Европе с 4945 в 1989 году до 5,5 тыс. в настоящее время.
Примерно также распределены места и в организации международного выставочного бизнеса. В Европе сосредоточены около 87 процентов всех мировых выставочных площадей, которые посещают около 50 000 000 посетителей в год. Устойчивое первое место в этом сегменте туристского рынка занимает Германия. Здесь сосредоточены более 38% всех выставочных площадей Европы, а города Ганновер, Франкфурт, Дюссельдорф и Кёльн занимают первые места по количеству выставочных площадей. Первые места соответственно обеспечены этим городам и в количестве посетителей(около 2 млн. человек ежегодно) и в доходах от выставочного бизнеса. Если, занимающий 4 позицию в мире Кёльн зарабатывает на выставках около 360 млн. DM , то Дюссельдорфу этот бизнес приносит ежегодно более полумиллиона марок. Следует отметить, что организационная сторона этого вопроса также выглядит очень впечатляюще. Большинство участвующих в организации туристских фирм, отелей, конгресс-центров объединены в специальные ассоциации. Только в Париже их насчитывается около 1000. И это в то время когда с учетом всех ассоциаций ( включая эгиду ЮНЭСКО) в мире их насчитывается немногим более 12000.
Большой интерес при анализе бизнес-туризма представляет так называемый инсентив-сектор. Некоторые авторы выделяют инсентив-туры в отдельный сегмент внутри бизнес туров, и нам это кажется достаточно сообразным. Рассмотрение инсентив-туров (incentive - побудительная причина(англ), как самостоятельного сегмента позволяет более точно определить роль последнего в развитии бизнес-туризма.
Анализ социального состава участников индивидуального бизнес-туризма позволяет уверенно отнести большинство к категории VIP-клиентов. Высокие требования клиентов данного сегмента туристского рынка к качеству предоставляемых услуг позволяет соответственно предполагать столь же высокий уровень доходности от этого вида туризма.
Вопросы для самоконтроля
Виды бизнес туризма
Основные программы выставочного туризма .
Основные программы конгрессного туризма.
Основные программы шоп-туризма.
- Лекция 1. Мотивационные основы формирования видов туризма
- Лекция 1. Организационные особенности при реализации различных видов туризма.
- Лекция 2. Основные дестинации пляжного туризма.
- Лекция 3. Особенности организации пляжного туризма в Испании.
- Лекция 4. Особенности организации пляжного туризма в Италии и Франции.
- Лекция 5. Особенности организации пляжного туризма в Турции.
- Лекция 6. Особенности организации пляжного туризма в Северной Европе.
- Лекция 7. Особенности организации пляжного туризма в Таиланде.
- Лекция 8. Особенности организации пляжного туризма в регионе Сочи-Новороссийск.
- Горные маршруты из Дагомыса
- Самшитовые водопады
- Дагомыс-Майкоп
- Тропа на озеро Хуко
- На озеро Псенодах
- Достопримечательные места Сочи
- Адлерский курортный район
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- Продолжительность экскурсии : 4 часа
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- Средства размещения
- Формальности
- Тема 5 Организационные особенности и тенденции развития спортивного туризма Лекция 1. Организационные особенности горнолыжного туризма
- Лекция 2. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Швейцария).
- Лекция 3. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Франция).
- Лекция 4. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Андорра, Финляндия).
- Финляндия Горнолыжный туризм в Финляндии.
- Размещение.
- Вопросы для самоконтроля:
- Лекция 5. Организационные особенности горнолыжного туризма в России
- Вопросы для самоконтроля:
- Лекция 6. Организационные особенности спортивного туризма. Серфинг.
- Серфинг / Статьи / в олны: какими они бывают?
- Серфинг / Кайтинг / о кайтсерфинге
- Серфинг / Кайтинг /
- Серфинг Места для катания
- Серфинг / Места для катания / Safaga
- Серфинг / Места для катания / Дахаб
- Серфинг / Места для катания / Остров Sal (в группе Кабо Верде)
- Серфинг / Места для катания / Tarifa (Тарифа, Испания)
- Серфинг / Места для катания / Остров Gran Canaria (в группе Канарских островов)
- Виндсерфинг на волнах
- Серфинг / Места для катания / Анапа
- Серфинг / Места для катания / Корнуолл, Ньюки - серфинг Туманного Альбиона
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные виды серфинга.
- Лекция 6. Организационные особенности спортивного туризма. Дайвинг.
- Где находятся лучшие места для дайвинга?
- Дайвинг в России
- Тема 6 Организационные особенности и тенденции развития религиозного туризма Лекция 1. Организационные особенности религиозного туризма туризма.
- Лекция 2. Основы паломнического туризма.
- Лекция 3. Технология организации паломничества в различных религиозных конфессиях.
- Лекция 4. Религиозные реликвии.
- Лекция 5. Организация христианских паломнических туристских программ.
- Лекция 6. Организация мусульманских паломнических туристских программ.
- Лекция 7. Организация буддистских паломнических туристских программ.
- Минеральные воды. Состав. Назначение. Основные типы
- Бальнеология. Понятия и определения
- История развития бальнеологии
- Лекция 2. Бальнеологические курорты кмв.
- Ессентуки
- Кисловодск
- Железноводск
- Пятигорск
- Лекция 3. Лечебно-оздоровительный туризм в Европейской части рф. Лечение в Подмосковье
- Лечение в Средней полосе России
- Лечение на Севере и Северо-Западе России
- Ленинградская область
- Калининградская область
- Новгородская область
- Карелия
- Лечение в Краснодарском крае Горячий ключ
- Курорт Анапа
- Курорт Ейск
- Лекция 4. Бальнеологические курорты мира.
- Круизы по Нилу
- Круизы по Дунаю.
- Круизы по Рейну
- Речные круизы по Франции
- Речные круизы по Амазонке.
- Речные круизы по Миссисипи.
- Речные круизные программы в России
- Анализ речных круизов
- Рынок речных круизов в России
- 1. Ландшафты и его компоненты
- Наиболее интересные объекты
- Национальный парк “Этоша” (Etosha National Park).
- Ландшафты и его компоненты
- Наиболее интересные объекты
- Видовой состав растительного и животного мира.
- Ландшафты и его компоненты.
- 2. Видовой состав растительного и животного мира.
- 1. Ландшафты и его компоненты.
- 2. Видовой состав растительного и животного мира.
- 1. Ландшафты и его компоненты
- 2. Наиболее интересные особенности
- 3. Видовой состав животного мира.
- Ландшафты и его компоненты.
- Наиболее интересные объекты
- Рычащие скалы (Тсаво Запад)
- Вулканическая глыба и пещера Шетани и кратер Чайму (Тсаво Запад)
- Заповедник Нгулия (Тсаво Запад)
- Болота Кандери (Тсаво Восток)
- Водопады Лугард
- Видовой состав растительного и животного мира
- 3. Наиболее интересные объекты
- Kozara national park Босния
- Killarney national park Ирландия
- Кемери Литва национальный парк
- Lemmenjoki national park Финляндия
- Sumava national park Чехия
- Тема 10
- Изучение иностранных языков
- Очень часто курсы совмещают не только изучение иностранного языка, но и экскурсии, спорт, развлекательные программы
- Тема 11
- Тема 12
- 1.Теория разработки экскурсионных маршрутов
- По способу передвижения различают:
- По продолжительности бывают:
- Лекция 2. Основные экскурсионные программы Западной Европы
- 1) Пешеходная экскурсия по историческому центру Вены (около 2,5 часов):
- 2) Автобусная обзорная экскурсия по Вене с посещением дворца Шенбрунн (около 4 часов):
- 3) Автобусная экскурсия «Венский лес» (около 3,5 часов):
- 4) Вена - столица вальса (около 3 часов)
- 5) Автобусная экскурсия «Ночная Вена» (дополнительно) (17:00-21:00)
- 6) Автобусная экскурсия в Зальцбург (дополнительно) (целый день)
- 8) Поезд Imperial Amadeus Luxury Intercity Train
- 11 Дней /10 ночей( 5 ночей Лондон, 5 ночей Париж )
- Туры в Санкт-Петербург Экономичные туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс г. Москва
- Классические туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс г. Москва
- Классические туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Приём в Санкт-Петербурге школьных групп. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Новые туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Путешествуйте по Северо-Западу , новые туры с выездом из Санкт-Петербурга, бронирование через Русский Экспресс Северо-Запад
- Встреча Нового Года и Рождества в Санкт-Петербурге. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Туры по Золотому кольцу
- Праздничные туры
- Экскурсионные туры в Псков
- Туры по Золотому кольцу. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Туры в Подмосковье
- Тема 13 Организационные особенности и тенденции развития тематического и событийного туризма. Лекция 1. Организационные основы тематического и событийного туризма.
- Лекция 2. Тематические парки и ресурсы мира.
- Гонконгский Диснейленд
- Парк 'Аквафан' (aquafun)
- Парк 'Италия в миниатюре'
- Тематические парки:
- В сша открыт самый дорогой в мире аттракцион
- Тема 14 Организационные особенности и тенденции развития других видов туризма. Охотничий и рыболовный туризм