logo
Конспект лекций

Тема 11

Организационные особенности и тенденции развития делового туризма Лекция 1. Организационные основы делового туризма

Деловой туризм достаточно многогранен и по сложившейся международной практике охватывает широкий круг поездок:

  1. индивидуальные деловые поездки (командировки) сотрудников компаний и предприятий с целью переговоров, участия в производственных совещаниях, презентациях, сбытовая деятельность и т.д.

  2. конгрессное обслуживание – поездки на конгрессы, конференции, семинары, презентации, «круглые столы» и т.п.

  3. выставочное обслуживание – выставки, ярмарки, биржи.

  4. инсентив-туризм (поощрительный туризм) – форма поощрения компаниями своих сотрудников в виде организации для них туристической поездки.

  5. обслуживание делегаций – поездки на спортивные соревнования команд, гастроли, поездки официальных делегаций.

Также одной из форм делового туризма можно назвать шоп-туризм – поездки с целью оптового приобретения тех или иных товаров для их последующей перепродажи.

Деловой туризм является одним из самых высокодоходных и перспективных видов путешествий, который характеризуется высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью к воздействию экономических, политический и климатических факторов.

Потребителями данного вида туризма являются преимущественно мужчины молодого и среднего возраста, с достаточно высоким (или среднем) уровнем дохода и высоким уровнем образования.

Мотивации делового туризма совпадают с наименованиями разновидностей бизнес-туров, основная мотивация – участие в том или ином деловом мероприятии.

Сезонность в деловом туризме приходится в основном на весенние и осенние месяцы.

Основными дестинациями делового туризма, как правило, являются экономически развитые страны. Основные потоки бизнес-туристов направляются в Европу, Северную Америку, некоторые страны Азии (Японию, Китай и некоторые другие). Основными дестинациями шоп-туризма являются: Турция, Китай, ОАЭ, Польша, Италия, Греция (здесь распространены так называемые «шубные туры»).

Разработка турпродукта делового туризма имеет свои особенности. Так, на начальном этапе анализируются возможности организации приема с точки зрения материальной базы (гостиница, ее вместимость, уровень обслуживания, оснащение, наличие конференц-залов, транспорт и т.д.), инфраструктуры и других возможностей предоставления услуг. На основе этого анализа определяется, какой рынок соответствует этим конкретным условиям. Это может быть рынок крупных конгрессов, а может рынок деловых встреч служащих одной компании.

Экскурсионная и культурная программы строятся исходя из расписания деловых мероприятий и оставшегося свободного времени, а также по пожеланиям клиентов.

Деловая клиентура предъявляется определенные требования к гостиницам:

Конгрессное обслуживание – один из специфических видов тур. обслуживания. Он является одним из наиболее выгодных видов туризма в мире, так как приносит принимающей стране значительно большие доходы, чем многие другие виды туризма, например туризм с целью отдыха и развлечения.

Кроме того, конгрессный туризм имеет два больших преимущества перед прочими видами путешествий:

  1. он дает возможность использовать материальную базу в периоды межсезонья и в несезон.

  2. бронирование мест для участников конгрессов осуществляется задолго до проведения мероприятия.

Конгрессы и другие мероприятия подобного рода (конференции, семинары) организуются в местах, где помимо соответствующей материальной базы (гостиницы высокого класса, предоставляющие большой набор услуг, наличие конгресс-центров), имеются и возможности для отдыха, развлечений, занятий спортом.

Инсентив-туризм или поощрительный туризм представляет собой современное средство поощрения сотрудников фирм и предприятий за достижения в работе.

Инсентив-тур имеет некоторые отличительные особенности по сравнению с обычными поездками:

На выбор направления поездки влияют следующие факторы:

  1. приемлемый уровень цен, соответствие цены качеству предоставляемых услуг.

  2. тур.центр должен быть привлекательным для посещения, предлагать интересную программу пребывания.

  3. наличие развитой инфраструктуры: гостиниц, предприятий питания, спортивного и медицинского обслуживания, развлечений, возможностей для шоппинга и т.п.

  4. наличие удобных транспортных связей.

Инсентив-туры организуются на групповой основе, их средняя продолжительность – 7(8) дней.

Так как основной контингент бизнес-туристов – это достаточно обеспеченные люди с высоким уровнем дохода, то и уровень услуг в турах достаточно высокий: так, выбираются отели категории 4-5*, тарифы при авиаперевозках бизнес-класса, индивидуальный трансфер на автомобильном транспорте и т.п. Питание в турах, как правило, предлагается по системе «только завтрак».

Туроператоры, организующие бизнес-туры, предлагают своим клиентам проведение всех деловых мероприятий «под ключ». Спектр услуг очень широк и разнообразен: от подбора места проведения мероприятия (конференц-зала с необходимым техническим оборудованием и т.п.), бронирования авиа- и железнодорожных билетов и мест в гостиницах, визовой поддержки, организации трансферов до подбора необходимого персонала, организации выездного питания (catering), организации экскурсионной и досуговой программы и т.д. Заявка на организацию мероприятия, как правило, подается в среднем не позднее 3-х (6-ти) месяцев до начала поездки.

Основными туроператорами, предлагающими бизнес-туры, являются: Continent Express, Маджестик Стайл, Навигатор, Интербонт, Константа-Гарант и др.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Виды бизнес туризма

  2. Основные программы выставочного туризма .

  3. Основные программы конгрессного туризма.

  4. Основные программы шоп-туризма.

Лекция 2. Основные программы делового туризма.

На мировом рынке туризма деловые поездки составляют обособленный сегмент туристского рынка - деловой туризм.

В мировой практике туризма поездки связанные с решением деловых проблем структурно подразделяются на несколько видов.

Индивидуальный туризм. По данным ВТО его доля в общем числе бизнес-поездок составляет 70.8%. Интересно, что ведущие позиции , по размеру вовлеченных средств, занимают Германия, Великобритания, Франция и Италия (соответственно 39,30,25 и 16 млрд. долларов. Эти цифры прямо коррелируют с данными о наличии в европейских странах значительных по своим площадям и емкости конгрессных центров. Франция, Германия и Италия устойчиво занимают первые места по этим показателям. Если допустимо так выразиться, то Европа является «мировым конгресс-центром». Более 60% всех международных конгрессов и конференций проводятся в Европе. Второе и третье место соответственно с 20 и 12 процентами занимают обе Америки и Азия. Прекрасно представляя уровень доходности конгресс-туризма соответствующие группы компаний довели количество значительных конгресс-центров в Европе с 4945 в 1989 году до 5,5 тыс. в настоящее время.

Примерно также распределены места и в организации международного выставочного бизнеса. В Европе сосредоточены около 87 процентов всех мировых выставочных площадей, которые посещают около 50 000 000 посетителей в год. Устойчивое первое место в этом сегменте туристского рынка занимает Германия. Здесь сосредоточены более 38% всех выставочных площадей Европы, а города Ганновер, Франкфурт, Дюссельдорф и Кёльн занимают первые места по количеству выставочных площадей. Первые места соответственно обеспечены этим городам и в количестве посетителей(около 2 млн. человек ежегодно) и в доходах от выставочного бизнеса. Если, занимающий 4 позицию в мире Кёльн зарабатывает на выставках около 360 млн. DM , то Дюссельдорфу этот бизнес приносит ежегодно более полумиллиона марок. Следует отметить, что организационная сторона этого вопроса также выглядит очень впечатляюще. Большинство участвующих в организации туристских фирм, отелей, конгресс-центров объединены в специальные ассоциации. Только в Париже их насчитывается около 1000. И это в то время когда с учетом всех ассоциаций ( включая эгиду ЮНЭСКО) в мире их насчитывается немногим более 12000.

Большой интерес при анализе бизнес-туризма представляет так называемый инсентив-сектор. Некоторые авторы выделяют инсентив-туры в отдельный сегмент внутри бизнес туров, и нам это кажется достаточно сообразным. Рассмотрение инсентив-туров (incentive - побудительная причина(англ), как самостоятельного сегмента позволяет более точно определить роль последнего в развитии бизнес-туризма.

Анализ социального состава участников индивидуального бизнес-туризма позволяет уверенно отнести большинство к категории VIP-клиентов. Высокие требования клиентов данного сегмента туристского рынка к качеству предоставляемых услуг позволяет соответственно предполагать столь же высокий уровень доходности от этого вида туризма.

Вопросы для самоконтроля

  1. Виды бизнес туризма

  2. Основные программы выставочного туризма .

  3. Основные программы конгрессного туризма.

  4. Основные программы шоп-туризма.