1.Теория разработки экскурсионных маршрутов
Экскурсия включает в себя не только показ, но и рассказ. Экскурсовод, показывая объекты, сопровождает данный процесс анализом, пояснениями, историческими справками.
Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет общие признаки:
Наличие темы, цели и конкретных задач;
наличие группы или индивидуального экскурсанта;
наличие экскурсовода;
протяженность во времени;
показ экскурсионных объектов в месте их непосредственного расположения;
целенаправленность осмотра;
передвижение по ранее разработанному маршруту;
активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного признака лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Помимо основных признаков выделяют специфические признаки экскурсий:
у автобусных:
показ объектов при замедленном движении автобуса;
показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него;
показ объектов с выходом из автобуса
у музейных – знакомство с материалами, расположенными на стендах;
у производственных – демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять следующие функции:
Экономическую;
Идейно – политическую;
Общеобразовательную;
Информационную;
Воспитательную;
Организации содержательного отдыха;
Расширения кругозора;
Формирование интересов человека;
Специализированную (подготовки и переподготовки кадров).
Каждая функция играет большую роль в воспитании и образовании человека.
Также для разработки экскурсии необходимо учесть следующие принципы:
Научность – факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оценку с позиции тех отраслей современной науки, к которым они относятся;
Идейность;
Правдивость;
Связь теории с практикой;
Доходчивость;
Убедительность.
Разработку экскурсий проводят в соответствии с их классификационными признаками. Классификация экскурсий – это их распределение по однородным группам в соответствии с присущими этим группам признакам. В настоящее время экскурсии классифицируются по:
Содержанию;
Составу и количеству участников;
месту проведения;
способу передвижения;
продолжительности;
форме проведения.
Рассмотрим каждую группу в отдельности с присущими компонентами, спецификой и особенностями.
1. По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорные экскурсии. Не случайно их называют многоплановыми, так как в них исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятники культуры, памятники истории, природных объектов, элементов благоустройства города и так далее). Такие подтемы выполняют роль композиционного центра.
События в таких экскурсиях излагаются крупным планом, что дает общее представление о городе, крае, стране, республике в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – с первого упоминания города до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Обзорные экскурсии в отличии от тематических имеют свои особенности:
формулировка темы представляет определенную сложность;
они схожи по своей структуре между собой независимо, где их проводят;
в каждой освещаются несколько подтем;
они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю.
Тематические экскурсии объединены четко определенной темой и посвящены событию (группе событий). Тематические экскурсии делятся на группы, которые классифицируются на подгруппы. Тематические экскурсии делятся на: природоведческие (экологические), исторические, производственные, искусствоведческие, литературные, архитектурно – градостроительные.
Природоведческие (экологические) экскурсии имеют не только подгруппы (экология города, определенной местности и т. д.), но и подразделяются на классы: экология и человек; экология водного бассейна; экология воздушного бассейна; экология флоры и фауны к ним относятся:
географические,
геологические,
гидрогеологические,
ландшафтные.
Исторические экскурсии по своему содержанию подразделяются на следующие подгруппы:
историко-краеведческие;
археологические;
этнографические,
военно-исторические,
историко-биографические,
экскурсии в исторические музеи.
Раскрываемые в данных экскурсиях события позволяют изучить историческое развитие региона за определенный период, его быт, культуру, народные промысла, а также ставшие доступными в результате поисков и находок археологов памятники (городища, некрополи, орудия труда, нумизматику и др.).
Производственные экскурсии можно отнести по классификации, как по содержанию, так и по месту проведения, они бывают следующих видов:
Производственно – исторические (раскрывают определенный этап развития предприятия, производства, отрасли промышленности);
Производственно – экономические (освещают эффективность деятельности предприятия);
Производственно – технические (посвящены использованию на производстве достижений науки и техники, современных технологий)
Профессионально – ориентационные для учащихся.
Особую значимость данные экскурсии приобретают в деле сохранения трудовых традиций, повышения квалификации кадров, профессиональной ориентации молодежи.
Искусствоведческие экскурсии содействуют формированию и развитию эстетического вкуса, способности и необходимости человека различать и оценивать искусство и другие результаты человеческой деятельности, они подразделяются на:
Историко-театральные;
Историко-музыкальные;
По художественным народным промыслам;
По местам жизни и деятельности деятелей культуры;
В картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсии знакомят туристов с поэтикой слова, они бывают:
Литературно – биографические (монографические) – по местам, связанным с жизнью и творчеством поэтов, писателей;
Историко-литературные, знакомящие с определенным историческим этапом развития литературы;
Литературно – художественные – по местам и событиям, отраженным в произведениях, т. е. по дорогам литературных героев,
Литературные музеи.
Архитектурно – градостроительные экскурсии (их объекты показа встречаются практически во всех видах экскурсий) имеют следующие деление:
С показом архитектурных построек данного города;
С показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
Дающие представление о творчестве одного архитектора;
Знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
С демонстрацией образцов современной архитектуры;
По новостройкам.
2. По составу и количеству участников подразделяют экскурсии для следующих категорий лиц:
Детей (школьников младших классов);
Взрослых (учащиеся, молодежь, работники учреждений и т. д.);
Городских жителей;
Сельских жителей;
Местного населения;
Приезжающих туристов;
Индивидуалов.
3. По месту проведения
Производственные;
Музейные экскурсии обеспечивают обслуживание экскурсантов согласно профилю музея (отношения его экспозиционной тематики к определенной области культуры, искусства, отрасли производства и др.);
Городские экскурсии могут быть как многоплановыми (обзорными), так и тематическими, посвященными показу всего города или его части.
Загородные экскурсии также бывают обзорными и тематическими; они могут проводится как в промежуточном, так и в конечном пункте следования.
Комплексные (сочетающие элементы нескольких видов).
- Лекция 1. Мотивационные основы формирования видов туризма
- Лекция 1. Организационные особенности при реализации различных видов туризма.
- Лекция 2. Основные дестинации пляжного туризма.
- Лекция 3. Особенности организации пляжного туризма в Испании.
- Лекция 4. Особенности организации пляжного туризма в Италии и Франции.
- Лекция 5. Особенности организации пляжного туризма в Турции.
- Лекция 6. Особенности организации пляжного туризма в Северной Европе.
- Лекция 7. Особенности организации пляжного туризма в Таиланде.
- Лекция 8. Особенности организации пляжного туризма в регионе Сочи-Новороссийск.
- Горные маршруты из Дагомыса
- Самшитовые водопады
- Дагомыс-Майкоп
- Тропа на озеро Хуко
- На озеро Псенодах
- Достопримечательные места Сочи
- Адлерский курортный район
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- Продолжительность экскурсии : 4 часа
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- Средства размещения
- Формальности
- Тема 5 Организационные особенности и тенденции развития спортивного туризма Лекция 1. Организационные особенности горнолыжного туризма
- Лекция 2. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Швейцария).
- Лекция 3. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Франция).
- Лекция 4. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Андорра, Финляндия).
- Финляндия Горнолыжный туризм в Финляндии.
- Размещение.
- Вопросы для самоконтроля:
- Лекция 5. Организационные особенности горнолыжного туризма в России
- Вопросы для самоконтроля:
- Лекция 6. Организационные особенности спортивного туризма. Серфинг.
- Серфинг / Статьи / в олны: какими они бывают?
- Серфинг / Кайтинг / о кайтсерфинге
- Серфинг / Кайтинг /
- Серфинг Места для катания
- Серфинг / Места для катания / Safaga
- Серфинг / Места для катания / Дахаб
- Серфинг / Места для катания / Остров Sal (в группе Кабо Верде)
- Серфинг / Места для катания / Tarifa (Тарифа, Испания)
- Серфинг / Места для катания / Остров Gran Canaria (в группе Канарских островов)
- Виндсерфинг на волнах
- Серфинг / Места для катания / Анапа
- Серфинг / Места для катания / Корнуолл, Ньюки - серфинг Туманного Альбиона
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные виды серфинга.
- Лекция 6. Организационные особенности спортивного туризма. Дайвинг.
- Где находятся лучшие места для дайвинга?
- Дайвинг в России
- Тема 6 Организационные особенности и тенденции развития религиозного туризма Лекция 1. Организационные особенности религиозного туризма туризма.
- Лекция 2. Основы паломнического туризма.
- Лекция 3. Технология организации паломничества в различных религиозных конфессиях.
- Лекция 4. Религиозные реликвии.
- Лекция 5. Организация христианских паломнических туристских программ.
- Лекция 6. Организация мусульманских паломнических туристских программ.
- Лекция 7. Организация буддистских паломнических туристских программ.
- Минеральные воды. Состав. Назначение. Основные типы
- Бальнеология. Понятия и определения
- История развития бальнеологии
- Лекция 2. Бальнеологические курорты кмв.
- Ессентуки
- Кисловодск
- Железноводск
- Пятигорск
- Лекция 3. Лечебно-оздоровительный туризм в Европейской части рф. Лечение в Подмосковье
- Лечение в Средней полосе России
- Лечение на Севере и Северо-Западе России
- Ленинградская область
- Калининградская область
- Новгородская область
- Карелия
- Лечение в Краснодарском крае Горячий ключ
- Курорт Анапа
- Курорт Ейск
- Лекция 4. Бальнеологические курорты мира.
- Круизы по Нилу
- Круизы по Дунаю.
- Круизы по Рейну
- Речные круизы по Франции
- Речные круизы по Амазонке.
- Речные круизы по Миссисипи.
- Речные круизные программы в России
- Анализ речных круизов
- Рынок речных круизов в России
- 1. Ландшафты и его компоненты
- Наиболее интересные объекты
- Национальный парк “Этоша” (Etosha National Park).
- Ландшафты и его компоненты
- Наиболее интересные объекты
- Видовой состав растительного и животного мира.
- Ландшафты и его компоненты.
- 2. Видовой состав растительного и животного мира.
- 1. Ландшафты и его компоненты.
- 2. Видовой состав растительного и животного мира.
- 1. Ландшафты и его компоненты
- 2. Наиболее интересные особенности
- 3. Видовой состав животного мира.
- Ландшафты и его компоненты.
- Наиболее интересные объекты
- Рычащие скалы (Тсаво Запад)
- Вулканическая глыба и пещера Шетани и кратер Чайму (Тсаво Запад)
- Заповедник Нгулия (Тсаво Запад)
- Болота Кандери (Тсаво Восток)
- Водопады Лугард
- Видовой состав растительного и животного мира
- 3. Наиболее интересные объекты
- Kozara national park Босния
- Killarney national park Ирландия
- Кемери Литва национальный парк
- Lemmenjoki national park Финляндия
- Sumava national park Чехия
- Тема 10
- Изучение иностранных языков
- Очень часто курсы совмещают не только изучение иностранного языка, но и экскурсии, спорт, развлекательные программы
- Тема 11
- Тема 12
- 1.Теория разработки экскурсионных маршрутов
- По способу передвижения различают:
- По продолжительности бывают:
- Лекция 2. Основные экскурсионные программы Западной Европы
- 1) Пешеходная экскурсия по историческому центру Вены (около 2,5 часов):
- 2) Автобусная обзорная экскурсия по Вене с посещением дворца Шенбрунн (около 4 часов):
- 3) Автобусная экскурсия «Венский лес» (около 3,5 часов):
- 4) Вена - столица вальса (около 3 часов)
- 5) Автобусная экскурсия «Ночная Вена» (дополнительно) (17:00-21:00)
- 6) Автобусная экскурсия в Зальцбург (дополнительно) (целый день)
- 8) Поезд Imperial Amadeus Luxury Intercity Train
- 11 Дней /10 ночей( 5 ночей Лондон, 5 ночей Париж )
- Туры в Санкт-Петербург Экономичные туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс г. Москва
- Классические туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс г. Москва
- Классические туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Приём в Санкт-Петербурге школьных групп. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Новые туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Путешествуйте по Северо-Западу , новые туры с выездом из Санкт-Петербурга, бронирование через Русский Экспресс Северо-Запад
- Встреча Нового Года и Рождества в Санкт-Петербурге. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Туры по Золотому кольцу
- Праздничные туры
- Экскурсионные туры в Псков
- Туры по Золотому кольцу. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Туры в Подмосковье
- Тема 13 Организационные особенности и тенденции развития тематического и событийного туризма. Лекция 1. Организационные основы тематического и событийного туризма.
- Лекция 2. Тематические парки и ресурсы мира.
- Гонконгский Диснейленд
- Парк 'Аквафан' (aquafun)
- Парк 'Италия в миниатюре'
- Тематические парки:
- В сша открыт самый дорогой в мире аттракцион
- Тема 14 Организационные особенности и тенденции развития других видов туризма. Охотничий и рыболовный туризм