logo search
Конспект лекций

Тема 10

Организационные особенности и тенденции развития образовательного туризма.

Лекция 1. Образовательный туризм в России и за рубежом.

Образовательный туризм - настолько специфичный сегмент рынка, что многие руководители компаний, чья специализация обучающие туры, считают, что относить такие поездки к «туристическим» можно лишь с большой долей условности.

Образовательный туризм - настолько специфичный сегмент рынка, что многие руководители компаний, чья специализация обучающие туры, считают, что относить такие поездки к «туристическим» можно лишь с большой долей условности.

Ситуация

На сегодняшний день на рынке работает большое количество туроператоров, предлагающих учебные программы за рубежом, спектр их предложений от краткосрочных языковых курсов, до обучения в лучших университетах мира. Большинство этих фирм давно специализируются на данном турпродукте, и, как правило, в первую очередь предлагают индивидуальный подход, что не дешево.

В то же время, крупные туроператорские компании, имеющие обширную агентскую сеть и специализирующиеся на массовой отправке туристов на отдых, все чаще включают в свои каталоги образовательные туры, в том числе и групповые. Такие групповые поездки обходятся дешевле индивидуальных программ, но и качество их может сильно отличаться.

Общая ситуация на этом направлении российского туристического рынка в целом оценивается как стабильная. Спрос на данные услуги медленно и плавно возрастает. Вместе с тем наблюдается и некоторый рост цен, в среднем на 3-5 % в год, связанный в первую очередь с удорожанием авиаперевозки, хотя стоимость проживания и учебных программ также постепенно становятся выше.

Конкуренция на рынке постепенно растет. Это происходит как за счет тех людей, которые, наработав профессиональный опыт в компании, специализирующейся на образовательном туризме, открывают свои фирмы, так и вследствие того, что крупные туроператоры широкого профиля, включают в свои каталоги предложения по учебным программам.

Среди наиболее известных и авторитетных на рынке можно выделить такие фирмы, как «Группа Йорк», «Знание-центр», «Инсайт-Лингва», «Система-3», «Элитур-клуб», «Юнивест-медиа», «BSI Group» и некоторые другие.

Специалисты отмечают, что на сегодняшний день в России лидирующие позиции занимают такие направления образовательного туризма, как Великобритания и Мальта. Особенно если речь идет о языковых курсах.

Что касается обучающих программ, то, по единодушному мнению, наиболее востребованными на отечественном рынке являются поездки в летние языковые лагеря для школьников. Студенты также предпочитают совершенствовать свои языковые навыки в основном в летнее время. Люди взрослые чаще выбирают межсезонье, когда цены несколько ниже и меньше отвлекающих факторов, поскольку такие клиенты предполагают, как можно больше времени посвящать изучению языка.

Наряду с названными категориями слушателей в последнее время появились и люди пенсионного возраста, которые отправляются за границу, чтобы попрактиковаться в языке в кругу своих сверстников, что вполне реально, благодаря тому, что в некоторых школах имеются специальные курсы для тех, кому за 50.

Продолжительность обучения во многом зависит от материальных возможностей и количества времени, которое клиент способен уделить изучению языка. Если говорить о языковых курсах, то россияне обычно выбирают программы - от 2-х до 4-х недель. Хотя студенты иногда предпочитают ехать и на 6-8 недель. На одну неделю едут крайне редко, но если такое и происходит, то выбор падает на интенсивный курс one-to-one.

Надо отметить, что минимальная сумма затрат на которую должен рассчитывать клиент отправляясь в 2-х недельную поездку в низкий сезон, например на Мальту, которая считается одним из наиболее экономичных направлений образовательного туризма, начинается от 1000 евро, включая обучение, проживание, питание и авиаперелет.

Что касается непосредственно выбора школы или учебного центра, где можно получить необходимые услуги, то в каждом конкретном случае он происходит в индивидуальном порядке. Специалисты образовательных компаний могут дать рекомендации только после того, как ознакомятся со всем спектром запросов и возможностей клиента. Однако, безусловно, можно назвать несколько наиболее популярных школ, имеющих свои центры в разных странах мира, и представленных на российском рынке образовательных услуг. Исходя из опроса специалистов, к ним можно отнести «Regent Language School», «St.Gilles Colleges», «Bell Schools», «International House», «Sprachcaffe», «Inlingua School of Languages», «European Centre of English Stadies», «Ecole des Rouches» и другие.

Хотя на каждый турпродукт находится свой клиент, главное, чтобы он четко знал, что хочет получить в результате - отдохнуть в компании своих соотечественников, познакомиться с какой-либо страной, а заодно и попрактиковаться в языке, или максимум внимания уделить учебной программе.

Мастер-класс

Клиент, который обращается в ту или иную фирму, уже наверняка заранее определился с тем, какой язык его интересует - английский, немецкий, французский, испанский или итальянский. Менеджер поможет ему выбрать страну, куда предпочтительнее отправиться. Например, английский язык можно изучать не только в Великобритании и США, но и в Канаде, Ирландии, на Мальте, в Австралии и Новой Зеландии. Для тех, кто интересуется немецким, лучше всего посетить Германию, французским – Францию, а также Швейцарию или Испанию, где, кроме того, можно изучать и английский, и немецкий. Затем выяснит, чем именно интересуется потенциальный слушатель - языковыми курсами или академическими программами.

Если клиент вообще не владеет иностранным языком и даже не знает алфавита, он может также спокойно отправляться на учебу как и тот, кто говорит свободно, но при этом хотел бы пополнить знания языка, в какой-либо из специальных областей, например медицины, туризма или бухучета. В языковых школах, большинство которых функционируют круглогодично, существуют самые разнообразные варианты обучения для людей с любыми уровнями языковой подготовки и профессиональными интересами. Поскольку английский язык является самым востребованным, то далее речь пойдет в основном о нем.

Итак, практически все школы разрабатывают несколько основных курсов. Как правило, в обязательном порядке присутствуют «General English» (Английский общего характера) и «Business English» (Деловой английский). Иногда их совмещают. Многие школы предлагают различные специализированные курсы - «Special Purpose and Special Interest courses». Также в языковых школах можно пройти подготовку к сдаче экзаменов и получения сертификатов, которые признаются и являются подтверждением знания английского языка в большинстве университетов мира.

Прежде чем начать обучение, все студенты проходят обязательное тестирование. Это необходимо для того, чтобы по возможности точно выявить уровень знаний и в зависимости от результата определить в нужную группу или создать индивидуальную программу.

Для курса «General English» обучение может быть разработано как минимум для трех основных уровней - «Biginners» (начальный), «Intermediat» ( Средний) и «Advenced» (Продвинутый). Но все же в большинстве случаев градация более дифференцирована и составляет 5-8 уровней, что позволяет более тщательно отслеживать продвижение в учебе каждого слушателя. Как правило, занятия на курсах «Общего английского» помогают овладеть навыками или усовершенствовать свои знания в разговорной речи, восприятии на слух, чтении и письме.

Что касается «Делового английского» и «Специализированных программ», то на эти курсы в большинстве школ принимаются слушатели уже владеющие языком на уровне не ниже «Intermediat», а иногда и «Upper Intermadiate». Во время занятий студенты получают навыки, необходимые для успешного ведения бизнеса - эффективного участия во встречах и конференциях, умение организовать презентацию, вести переговоры и деловую переписку, общаться по телефону и т.д.

Очень интересными представляются предложения спецкурсов, в рамках которых язык изучается на примере истории и богатой культуры страны пребывания. Причем занятия могут проходить как в классе, так и во время посещения наиболее значимых достопримечательностей.

Определившись, что именно хотелось бы изучать, необходимо принять решение по какой программе заниматься. Здесь все зависит от времени, которым располагает клиент, и его индивидуальных предпочтений.

Обычные занятия предполагают обучение в группе по 10-12 (в высокий сезон до 15) человек по 20 часов в неделю с понедельника по пятницу в первой половине дня, на уроках продолжительностью 45 минут. Такое количество слушателей комплектуется для General English и Exem Courses (Подготовка к экзаменам и прохождению тестов). Возможны подобные занятия, но в мини-группе из 2-6 человек, что позволит преподавателю больше внимания уделять каждому. Что касается Business English и специальных программ, то здесь количество слушателей, как правило, не превышает 6-ти человек.

Следующий вариант - это интенсивные занятия в группе (обычной или мини), предполагающие обучение 30-40 часов в неделю. В этом случае обучение производится и утром, и после полудня. И, конечно же, во всех школах предложат индивидуальную программу «One-to-One», где количество часов будут варьироваться в зависимости от пожеланий клиента примерно от 10 до 40 часов в неделю.

Если же человек хочет получить максимум пользы от индивидуальных занятий, и в то же время, считает необходимым практиковаться в общении с группой людей, то, для таких случаев, большинство школ разрабатывают специальные комбинированные программы, позволяющие совместить индивидуальный и групповой метод обучения.

Количество занятий может составить до 45 (30 на уроках + 15 общение) часов в неделю. А если человек выбрал какой-либо спецкурс, то проживание может осуществляться в семье человека занятого в той же сфере деятельности, что и слушатель.

Помимо весьма распространенного размещения в семье, может предлагаться резиденция, отель или апартаменты. Здесь при выборе стоит быть особо осторожным и если не оговаривается гарантированное 2-х местное размещение, а предлагаются комнаты на 2-4 человека, то, скорее всего, точно о количестве ваших соседей можно будет узнать только на месте.

Практически во всех языковых центрах начать заниматься можно в любое время года, и в связи с этим предлагаются индивидуальные заезды. Во многих школах с июня по сентябрь организуются летние программы, особенно популярные среди молодежи, включающие учебу и отдых, спортивные занятия и интереснейшие экскурсии. Например, отправившись в Великобританию можно совместить изучение английского со спортивной программой, имеющей определенный уклон - футбол, теннис, водные виды спорта, гольф, верховая езда. А на Мальте можно изучать английский и совершать интереснейшие подводные погружения или заниматься парусным спортом.

Что касается продолжительности программ, то она варьируется от 1 недели до 1 года. И все же оптимальными по своей эффективности считаются программы - от 2-х недель, а чтобы подготовиться к Кембриджским экзаменам, нужно затратить в среднем от 7 до 14 недель. Более продолжительные программы от года и более предполагают освоение академического курса, который может быть рассчитан на получение среднего образования в государственных или частных школах, прохождение курса предуниверситетской подготовки или обучение в университетах.

2.Элементы образовательного туризма

Перед тем, как давать характеристику и описывать опорные мотивации образовательного туризма, его возможных потребителей, необходимо сказать о том, что он в себя включает.

На наш взгляд сюда входят:

  1. Изучение иностранных языков

  2. Получение среднего образования

  3. Получение высшего образования

  4. Стажировка

  5. Обучение на тематических и специальных курсах

  6. Профессиональное образование