По продолжительности бывают:
От одного академического часа (45 мин) до суток;
Крат продолжительности экскурсии, времени и месте окончания.
По времени вступление рассчитано на 5 – 7 минут.
Основная часть экскурсии предполагает основное действие во время проведения экскурсии, поэтому она должна содержать введение в тему, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Введение в тему – это ввод в действие, краткий рассказ об эпохе, предшествующих событиях. Введение обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия.
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетаниях показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, объединенных одной темой. Количество подтем в среднем составляет от 5 до 12. Подтемы включают несколько вопросов и логически увязываются между собой в определенной дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии. При этом важным является подбор объектов таким образом, чтобы объекты помогали бы раскрытию содержания определенным путем.
В основной части подтемы должны быть подчинены строгой логичности, материал необходимо подбирать с учетом развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» (логическими переходами) с предыдущим и последующим.
Нарастание действия служит заодно введением в тему и завязкой и развивается по восходящей к кульминации и развязке. Не следует идти от эмоционально сильного построения подтем и показа более значимых объектов к менее значимым. В развитии действия надо стремиться к соучастию с экскурсантами, так как соучастие - это эмоциональный наивысший момент, требующий психологической готовности.
Законченность каждой подтемы предполагает законченность композиции каждого отдельного вопроса, каждого эпизода. Развитие действия необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея замысла экскурсии.
Кульминация - это точка, момент наивысшего напряжения фабульного40 действия. В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный объект. Если исходное событие в завязке и собственный ряд в основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей экскурсии. Экскурсия же на маршруте должна подготовить экскурсантов к встрече с данным объектом. Кульминацией в экскурсии часто является финал. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как представляет собой наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников.
Особенности технологии, творческий характер работы увеличивают значение монтажа подтем при создании экскурсии. Для того чтобы экскурсия не распалась на отдельные эпизоды, необходимо в качестве стержня найти сюжетный единый ход, соответствующий данной экскурсионной теме.
Заданный ход не только устанавливает динамику, направление развития сюжета экскурсии, но и является связующим моментом при соединении, то есть при монтаже отдельных подтем. Удачно подобранные логические переходы в данном случае могут выполнясь не только связующую роль, создающую ощущение целостности двух совершенно разных подтем, но и в отдельных случаях несут смысловое – значение.
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно занимает по времени в среднем 3-5 минут и состоит из двух частей;
итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии;
информация о других экскурсиях, расширяющих и углубляющих данную тему.
Заключение не менее важно, чем вступление и основная часть.
Таблица 1
Документация, необходимая для экскурсионной темы
Название документа | Содержание документа |
2 | 3 |
Список литературы по теме | Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии |
Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут | Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид объекта, его наименование, событие, с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники |
Контрольный текст экскурсии | Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой для индивидуальных текстов. |
Индивидуальные тексты экскурсоводов | Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом, на основе контрольного текста. Дает характеристику объектов и событий. Содержит вступление, основную часть, заключение, логические переходы |
Схема (карта) маршрута | На отдельном листке показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам |
При разработке экскурсии необходимо пройти этапы ее разработки:
Определение цели и задач экскурсии.
Выбор темы.
Отбор литературы и составление библиографии.
Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Составление маршрута экскурсии.
Объезд или обход маршрута.
Подготовка контрольного текста экскурсии.
Комплектование «портфеля экскурсовода».
Определение методических приемов проведения экскурсии.
Определение техники проведения экскурсии.
Составление методической разработки.
Составление индивидуального текста.
Прием (сдача) экскурсии на маршруте.
Утверждение экскурсии в качестве турпродукта туристской фирмы.
К разработке каждого этапа предъявляются определенные требования и работа считается завершенной.
Вопросы для самоконтроля
Общие признаки экскурсий.
Виды экскурсий.
Элементы содержания экскурсий.
Этапы разработки экскурсий.
- Лекция 1. Мотивационные основы формирования видов туризма
- Лекция 1. Организационные особенности при реализации различных видов туризма.
- Лекция 2. Основные дестинации пляжного туризма.
- Лекция 3. Особенности организации пляжного туризма в Испании.
- Лекция 4. Особенности организации пляжного туризма в Италии и Франции.
- Лекция 5. Особенности организации пляжного туризма в Турции.
- Лекция 6. Особенности организации пляжного туризма в Северной Европе.
- Лекция 7. Особенности организации пляжного туризма в Таиланде.
- Лекция 8. Особенности организации пляжного туризма в регионе Сочи-Новороссийск.
- Горные маршруты из Дагомыса
- Самшитовые водопады
- Дагомыс-Майкоп
- Тропа на озеро Хуко
- На озеро Псенодах
- Достопримечательные места Сочи
- Адлерский курортный район
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- Продолжительность экскурсии : 4 часа
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- Средства размещения
- Формальности
- Тема 5 Организационные особенности и тенденции развития спортивного туризма Лекция 1. Организационные особенности горнолыжного туризма
- Лекция 2. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Швейцария).
- Лекция 3. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Франция).
- Лекция 4. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Андорра, Финляндия).
- Финляндия Горнолыжный туризм в Финляндии.
- Размещение.
- Вопросы для самоконтроля:
- Лекция 5. Организационные особенности горнолыжного туризма в России
- Вопросы для самоконтроля:
- Лекция 6. Организационные особенности спортивного туризма. Серфинг.
- Серфинг / Статьи / в олны: какими они бывают?
- Серфинг / Кайтинг / о кайтсерфинге
- Серфинг / Кайтинг /
- Серфинг Места для катания
- Серфинг / Места для катания / Safaga
- Серфинг / Места для катания / Дахаб
- Серфинг / Места для катания / Остров Sal (в группе Кабо Верде)
- Серфинг / Места для катания / Tarifa (Тарифа, Испания)
- Серфинг / Места для катания / Остров Gran Canaria (в группе Канарских островов)
- Виндсерфинг на волнах
- Серфинг / Места для катания / Анапа
- Серфинг / Места для катания / Корнуолл, Ньюки - серфинг Туманного Альбиона
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные виды серфинга.
- Лекция 6. Организационные особенности спортивного туризма. Дайвинг.
- Где находятся лучшие места для дайвинга?
- Дайвинг в России
- Тема 6 Организационные особенности и тенденции развития религиозного туризма Лекция 1. Организационные особенности религиозного туризма туризма.
- Лекция 2. Основы паломнического туризма.
- Лекция 3. Технология организации паломничества в различных религиозных конфессиях.
- Лекция 4. Религиозные реликвии.
- Лекция 5. Организация христианских паломнических туристских программ.
- Лекция 6. Организация мусульманских паломнических туристских программ.
- Лекция 7. Организация буддистских паломнических туристских программ.
- Минеральные воды. Состав. Назначение. Основные типы
- Бальнеология. Понятия и определения
- История развития бальнеологии
- Лекция 2. Бальнеологические курорты кмв.
- Ессентуки
- Кисловодск
- Железноводск
- Пятигорск
- Лекция 3. Лечебно-оздоровительный туризм в Европейской части рф. Лечение в Подмосковье
- Лечение в Средней полосе России
- Лечение на Севере и Северо-Западе России
- Ленинградская область
- Калининградская область
- Новгородская область
- Карелия
- Лечение в Краснодарском крае Горячий ключ
- Курорт Анапа
- Курорт Ейск
- Лекция 4. Бальнеологические курорты мира.
- Круизы по Нилу
- Круизы по Дунаю.
- Круизы по Рейну
- Речные круизы по Франции
- Речные круизы по Амазонке.
- Речные круизы по Миссисипи.
- Речные круизные программы в России
- Анализ речных круизов
- Рынок речных круизов в России
- 1. Ландшафты и его компоненты
- Наиболее интересные объекты
- Национальный парк “Этоша” (Etosha National Park).
- Ландшафты и его компоненты
- Наиболее интересные объекты
- Видовой состав растительного и животного мира.
- Ландшафты и его компоненты.
- 2. Видовой состав растительного и животного мира.
- 1. Ландшафты и его компоненты.
- 2. Видовой состав растительного и животного мира.
- 1. Ландшафты и его компоненты
- 2. Наиболее интересные особенности
- 3. Видовой состав животного мира.
- Ландшафты и его компоненты.
- Наиболее интересные объекты
- Рычащие скалы (Тсаво Запад)
- Вулканическая глыба и пещера Шетани и кратер Чайму (Тсаво Запад)
- Заповедник Нгулия (Тсаво Запад)
- Болота Кандери (Тсаво Восток)
- Водопады Лугард
- Видовой состав растительного и животного мира
- 3. Наиболее интересные объекты
- Kozara national park Босния
- Killarney national park Ирландия
- Кемери Литва национальный парк
- Lemmenjoki national park Финляндия
- Sumava national park Чехия
- Тема 10
- Изучение иностранных языков
- Очень часто курсы совмещают не только изучение иностранного языка, но и экскурсии, спорт, развлекательные программы
- Тема 11
- Тема 12
- 1.Теория разработки экскурсионных маршрутов
- По способу передвижения различают:
- По продолжительности бывают:
- Лекция 2. Основные экскурсионные программы Западной Европы
- 1) Пешеходная экскурсия по историческому центру Вены (около 2,5 часов):
- 2) Автобусная обзорная экскурсия по Вене с посещением дворца Шенбрунн (около 4 часов):
- 3) Автобусная экскурсия «Венский лес» (около 3,5 часов):
- 4) Вена - столица вальса (около 3 часов)
- 5) Автобусная экскурсия «Ночная Вена» (дополнительно) (17:00-21:00)
- 6) Автобусная экскурсия в Зальцбург (дополнительно) (целый день)
- 8) Поезд Imperial Amadeus Luxury Intercity Train
- 11 Дней /10 ночей( 5 ночей Лондон, 5 ночей Париж )
- Туры в Санкт-Петербург Экономичные туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс г. Москва
- Классические туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс г. Москва
- Классические туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Приём в Санкт-Петербурге школьных групп. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Новые туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Путешествуйте по Северо-Западу , новые туры с выездом из Санкт-Петербурга, бронирование через Русский Экспресс Северо-Запад
- Встреча Нового Года и Рождества в Санкт-Петербурге. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Туры по Золотому кольцу
- Праздничные туры
- Экскурсионные туры в Псков
- Туры по Золотому кольцу. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Туры в Подмосковье
- Тема 13 Организационные особенности и тенденции развития тематического и событийного туризма. Лекция 1. Организационные основы тематического и событийного туризма.
- Лекция 2. Тематические парки и ресурсы мира.
- Гонконгский Диснейленд
- Парк 'Аквафан' (aquafun)
- Парк 'Италия в миниатюре'
- Тематические парки:
- В сша открыт самый дорогой в мире аттракцион
- Тема 14 Организационные особенности и тенденции развития других видов туризма. Охотничий и рыболовный туризм