logo search
f3

19. Региональная программа экономического развития Дальнего Востока.

По отношению к ДВ государственные программы его социально-экономического развития являлись важным инструментом государственной политики, начиная с 30-х. годов XX в. Отказ государства в начале 90-х. гг. прошлого века от проведения социально-экономической политики в отношении ДВ привёл к катастрофическим последствиям, как для региона, так и для России. Уже в середине 90-х. гг. стала очевидна надвигающаяся экономическая катастрофа в регионе, поэтому правительство вынуждено было возвратиться к апробированному десятилетиями программному подходу к развитию региона. Силами региональных органов власти, Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству, дальневосточных научных институтов, была разработана программа долгосрочного развития ДВ, с учётом закрепления населения, структурной перестройки экономики и вовлечение региона в мировое хозяйство через страны АТР. В 1996 г. она была принята Правительством России (Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 480) , а затем Указом Президента от 23 апреля 1996 г. ей был придан статус президентской.

Разработчики видели отличительные особенности данной программы в том, что:

-это документ согласованной стратегии федерального центра и 13 субъектов РФ, предполагающий совместное финансирование и управление;

-программа являлась координирующей для 68 федеральных целевых программ, уже реализуемым на территории ДВ и Забайкалья.

-программа являлась комплексной, сочетая не только экономические, социальные, экологические, но и геополитические аспекты, предусматривая поворот российской политики в сторону АТР.

Стратегия развития ДВ и Забайкалья основывалась на двух основных предпосылках:

1. Дальний Восток и Забайкалье в перспективе останутся крупнейшей природно-сырьевой базой России, способной обеспечить потребности внутреннего рынка и значительные доходы от экспорта.

2. Экономико-географическое положение региона благоприятствует развитию внешнеэкономических связей со странами АТР и может в значительной мере компенсировать его удаленность от основных российских рынков.

Основными задачами программы являлись:

Для реализации Программы предусматривались финансовые ресурсы, складывающиеся из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников. Вклад федерального бюджета в реализацию программы за период 1996-2002 гг. составил 2.6% от запланированных объёмов финансирования. Назначенные задания по федеральному бюджетному финансированию ежегодно не выполнялись, а в целом за период были выполнены на 10,6%. Не был сформирован, предусмотренный в программе, механизм её реализации, не создана Дирекция программы, Заказчик координатор программы. Министерство экономического развития России, по существу самоустранилось от её руководства по достижению заложенных целей. Таким образом, роль государства в решении задач социально-экономического развития региона была минимизирована, как в сфере принятия управляющих целевых решений, так и в сфере их ресурсного обеспечения. Экономическая политика по факту начала разрабатываться и проводиться непосредственно на региональном уровне. Средства для её проведения также изыскивались внутри региона.

Так как регион не получил «планируемого импульса» от реализации мероприятий программы в связи с их недофинансированием, то он к 2002 г. стал терять свои позиции и по экономическим и по социальным (характеризующим уровень жизни населения) параметрам.

Вместе с тем, определённую роль Программа сыграла. В основном это касается привлечения в регион инвестиций из федерального бюджета. При всей их незначительности в абсолютном выражении. Макроэкономические показатели в регионе в целом выглядели бы значительно хуже, если бы не эти федеральные инвестиции.

К началу 2002 г. сложилась уже принципиально новая экономическая и политическая ситуация в России и на ДВ. Во - первых, прекратился затяжной спад производства и началось восстановление экономической динамики как в целом по России, так и в субъектах Федерации Дальнего Востока. Во- вторых, дефицит государственного бюджета сменился его профицитом. В- третьих, начала формироваться новая стратегия геополитического развития России, в которой существенную роль играли интересы страны в Северо- Восточной Азии и стран АТР. Это определило необходимость корректировки Программы.

Процесс разработки новой редакции «Программы развития Дальнего Востока и Забайкалья» складывался противоречивым образом. «Пожалуй , - отмечает В. И. Ишаев – в первые в истории подготовки и принятия столь важных государственных плановых документов, как комплексная программа перспективного развития важнейшего стратегического макрорегиона страны, так остро проявились противоречия в позициях центра и регионов.

Новая редакция программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г.», была принята в 2002 г.

Главными программными направлениями работы по обеспечению геостратегических приоритетов государства в регионе названы:

- интеграция ДВ и Забайкалья в экономическую систему стран АТР;

- развитие международных транспортных коридоров в регионе;

- обеспечение устойчивого экономического развития.

Целью программы поставлено: «Создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учётом геостратегических интересов и обеспечения безопасности РФ; формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики ДВ и Забайкалья и стимулирования программы проектов международного и приграничного сотрудничества; развитие социальной сферы, достижение необходимых социальных нормативов, соответствующих специфике ДВ и Забайкалья». Достаточно общая и аморфная формулировка цели никак не отображает реализацию глобальной стратегии России на Тихом океане. В качестве конечного результата предполагается достичь: сокращение отставания ДВ и Забайкалья от среднероссийского уровня; повышение финансовой самообеспеченности региона и уровня жизни населения; снижение социальной напряженности в регионе. Об активном экономическом росте на основе развития конкурентных преимуществ региона речь не идёт.

В финансировании мероприятий Программы и в целом прогнозируемого социально-экономического развития региона предусмотрено из различных источников. В частности, в Программе предполагается предоставление государственной поддержки в форме налоговых кредитов, частичного возмещения процентов по коммерческим кредитам, предоставления гарантии бюджетов разного уровня, возвратного бюджетного финансирования на кредитной основе (особенно по проектам регионального характера), выделение инвестиционных трансферов из бюджетов разного уровня для поддержания гарантированных социальных стандартов на определённых территориях, предоставление возможности освоения высокоэффективных и особо капиталоёмких природных ресурсов, предоставление льгот для формирования привлекательного инвестиционного климата в зонах развития перерабатывающих и высокотехнологичных производств. Важнейшей формой государственной поддержки является упорядочение налоговых и таможенных условий функционирования ключевых секторов экономики ДВ (рыбопромышленного, лесопромышленного, минерально-сырьевого, ТЭК), имея в виду предоставления возможности для ускоренной модернизации производственного аппарата и технологий.

Практика проведения государственной политики экономического и социального развития территорий показывает, что решение основных проблем переносится на региональный уровень. Это проявляется как в самостоятельной проработке целей и приоритетов регионального развития, так и в работе по их достижению за счет собственных или привлеченных ресурсов.