3. Развитие транспорта и связи в Хабаровском крае.
Для экономики Хабаровского края характерна высокая доля транспорта в отраслевой структуре валового регионального продукта, что объясняется выгодным географическим положением региона. Деятельность транспортного комплекса края характеризуется устойчивым увеличением объемов транспортной работы. По этому показателю край превосходит аналогичные показатели по Российской Федерации и Дальневосточному региону.
Основная доля в общем объеме грузооборота в крае принадлежит железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями, проходящими по территории края являются Транссибирская магистраль и Байкало-Амурская магистраль. Темпы роста грузооборота железнодорожного транспорта определяет общую динамику грузооборота. Продолжающий рост объемов грузовых перевозок железнодорожным транспортом потребовал проведения ряда мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности железной дороги. С этой целью ДВЖД (филиал ОАО «РЖД») были проведены значительные работы по усилению верхнего строения пути, укладки железобетонных шпал и бесстыковочного рельсового пути. Продолжаются работы по удлинению приёмоотправочных путей станций, реконструкции вагонных и локомотивных депо. Закончена электрофикация Дальневосточного участка Транссибирской магистрали. В структуре перевозок грузов железнодорожным транспортом в крае преобладают нефть и нефтепродукты, лесные грузы и каменный уголь. Их суммарная доля достигает 80 %.
На внутреннем водном транспорте рост был незначительным, что объясняется как экономическими причинами, так и гидрологической ситуацией на реке Амур. Маловодье ограничивает возможности использования крупнотоннажных судов. ОАО «Амурское речное пароходство» - основная судоходная компания Хабаровского края. Наиболее крупные порты Ванино, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре.
На автомобильном и воздушном видах транспорта в последние годы была переломлена тенденция спада, сменившаяся незначительным ростом.
Основной объем пассажирооборота формируется тремя видами транспорта: железнодорожным, воздушным и автомобильным. В последние годы доля автомобильного транспорта постепенно сокращалась, а доля воздушного увеличивалась, что связано с высоким темпом роста пассажирооборота на воздушном транспорте. В значительной степени увеличение объемов перевозки пассажиров на воздушном транспорте было связано с реализацией ФГУП «Дальавиа» - крупнейшего авиаперевозчика края – программы обновления физически и морально устаревшего парка воздушных судов. Благодаря осуществлению проекта лизинга самолетов ФГУП «Дальавиа» за 4 года приобрело несколько отечественных лайнеров: ТУ-214 и ТУ-154 М. Данным предприятием наложено стабильное авиационное сообщение с большинством регионов РФ, странами ближнего зарубежья, а также США, Японией, КНР, Республикой Кореей и другими. Авиационное сообщение внутри региона обеспечивает ОАО «Авиакомпания Восток».
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в крае составляет более 500 км. Плотность автомобильных дорог в крае 6,3 км на 1000 км2 территории, что на много ниже среднего показателя по РФ, но несколько превосходит среднее значение по Дальневосточному региону.
В автодорожном строительстве главным приоритетом являлось формирование дорожной сети, обеспечивающей надежную транспортную связь между районными и краевым центрами. Осуществлялось строительство дорог («Лидога - Ванино», «Селихино - Николаевск-на-Амуре», «Комсомольск-на-Амуре – Березовый - Амгунь»). Большое внимание в последние годы уделяется реконструкции улично-дорожной сети городов.
Рост грузооборота и пассажирооборота сопровождался лишь незначительным увеличением работников транспорта, что свидетельствует о росте производительности труда в целом по отрасли.
Дальнейшее развитие транспортного комплекса края будет связано решением следующего ряда проблем. Достижение предела пропускной способности железнодорожного моста через р. Амур у г. Хабаровска вызывает острую необходимость строительства второй очереди мостового перехода. Дальнейшее развитие порта Ванино сделает необходимым реконструкцию железнодорожной ветки Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. В связи с тем, что текущее техническое состояние многих аэропортов края не соответствует сертификационным требованиям и ставит под угрозу саму возможность полетов, для осуществления безопасного авиасообщения необходимо завершение реконструкции ВПП в ряде аэропортов края. В связи с тем, что в последние годы активно развиваются разрушительные русловые процессы на р. Амур у г. Хабаровска, которые приводят к значительному ухудшению условий судоходства, необходима срочная реализация проекта инженерной защиты левого берега реки.
В последние годы связь, коммуникационные системы края получили бурное развитие. Объем услуг, оказываемых предприятиями связи вырос в несколько раз. Наибольшие темпы роста объемов услуг достигли операторы сотовой радиотелефонной связи. Региональные сети операторов сотовой связи интегрированы в федеральные сети сотовой связи национальных операторов. Проведено строительство волоконно-оптической линии связи, переведена на цифровые технологии большая часть станций местной телефонной сети, что значительно повысило качество связи. Возросла общая монтированная емкость телефонных станций, достигнув 400 тысяч номеров. Количество абонентов сотовой радиотелефонной связи в крае за последние пять лет выросло с 20 тысяч до 650 тысяч.
- 1. Основные показатели, характеризующие развитие промышленности Хабаровского края.
- 2. Основные показатели, характеризующие развитие строительства Хабаровского края.
- 3. Развитие транспорта и связи в Хабаровском крае.
- 4. Развитие сельского хозяйства в Хабаровском крае.
- 5. Основные показатели внешнеэкономического развития Хабаровского края.
- 6. Финансовая деятельность предприятий и организаций Хабаровского края.
- 7. Развитие потребительского рынка в Хабаровском крае.
- 8. Цены и тарифы в экономике Хабаровского края.
- 9. Инвестиции в экономике Хабаровского края.
- 10. Демографический и трудовой потенциал населения Хабаровского края.
- 11. Денежные доходы населения Хабаровского края.
- 12. Рынок труда Хабаровского края.
- 13. Экологическая обстановка в Хабаровском крае. Экономическая оценка окружающей среды.
- 14. Природно-ресурсный потенциал экономики Хабаровского края.
- 15. Научно-технический потенциал экономики Хабаровского края.
- 16. Перспективы экономического развития Хабаровского края.
- 17. Банковская система в Хабаровском крае: региональная специфика.
- 18. Доходы и потребление российских семей; дальневосточные особенности.
- 19. Региональная программа экономического развития Дальнего Востока.
- 20. Хабаровский край в экономике России.