logo
f3

16. Перспективы экономического развития Хабаровского края.

Стратегической целью социально-экономической политики, планируемой органами государственной власти Хабаровского края на среднесрочную перспективу является обеспечение последовательного повышения уровня жизни населения, резкого сокращения уровня бедности, качественного развития человеческого потенциала посредством стимулирования роста реальных доходов населения. Исходя из того, что главным инструментом реализации целей программы является динамичное развитие экономики, основная задача Правительства края на период 2005-2010 гг. будет состоять в обеспечении условий для ускорения темпов экономического роста, повышения деловой активности, повышения эффективности и конкурентоспособности производства товаров и услуг, решения основных проблем, препятствующих развитию экономического потенциала края.

При определении перспектив развития экономики края рассматриваются два основных сценария. Инерционный сценарий предполагает умеренные темпы развития отраслей экономики, обусловленные сложившимися тенденциями в области инвестиций, структурных изменений в производственном аппарате, состояния конкурентоспособности основных видов продукции. При этом ожидается, что на государственном уровне не предполагается ухудшения налоговых и других условий для бизнеса, сохраняется стабильность финансовой и бюджетной систем, снижаются темпы инфляции, постепенно улучшаются инвестиционные возможности.

При этих условиях темпы развития экономики имеют тенденцию умеренного роста с их увеличением после 2007-2008 года в соответствии с постепенным накоплением инвестиционного потенциала и активизации качественных изменений в производственной структуре.

Среднегодовой рост ВРП составит более 4 % за счет достаточно высоких темпов пророста инвестиций, особенно в период 2008-2010 гг. Но производительность труда в сфере производства будет отставать о уровня достигнутого в сфере производства услуг. При этом реальная заработная плата и доходы на душу населения к 2010 г. вырастут соответственно на 21 % и 16 %.

При реализации параметров этого сценария возможны следующие изменения в структуре распределения населения края:

-бедные (ниже уровня прожиточного минимума) в 2004 г. 25,7 %, в 2010 г. 18 %.

-промежуточные слои (1-3 прожиточного минимума) в 2004 г. 58 %, в 2010 г. 47,0 %.

-средний класс в 2004 г. 17 % , в 2010 г. 35 %.

Второй вариант (инвестиционный) характеризуется активными действиями государства в вопросах ускоренного формирования инвестиционной модели экономики, нацеленной на значительное усиление обрабатывающего сектора, развитие высокотехнологических производств, информационных технологий, создание условий для масштабного инвестирования в отрасли и сферы, обеспечивающие технологический прогресс.

Инвестиционный вариант развития экономики края предполагает реализацию ряда масштабных инвестиционных проектов, направленние основного объема инвестиций в обрабатывающий сектор, что обеспечит значительный рост выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости, увеличение объёмов высокотехнологических видов продукции, повышение её конкурентоспособности, снижение сырьевой составляющей в экспорте традиционных и новых товаров.

Это будет способствовать увеличению темпов роста ВРП, росту объёмов поступлений в бюджет края , созданию условий для динамичного роста доходов населения, обеспечения достойных размеров заработной платы, реализации программ развития и социальной помощи населению края. При этом варианте предполагается, что инфляция снизится к концу периода до 5-7 %.

Реализация инвестиционных проектов, отраженных в мероприятиях к программе, позволит увеличить среднегодовой темп роста ВРП до 8,3 %. Реальная заработная плата и доходы на душу населения к 2010 г. увеличится на 39,2 % и 26,4 %. В результате доля среднего класса увеличится с 17 % в 2004 г. до 40 % в 2010 г., доля бедных снизится с 25 % в 2004 г. до 15 % в 2010 г., промежуточных слоев с 58 % в 2004 г. до 45 % в 2010 г.