Тема 13 Организационные особенности и тенденции развития тематического и событийного туризма. Лекция 1. Организационные основы тематического и событийного туризма.
Рынок тематических туров очень широк, так как обширен и разнообразен круг человеческих интересов. Однако рынок этот не постоянен, так как с течением времени интересы людей меняются – появляются новые, могут утрачиваться старые. Кроме того, рынок этот узок и очень различается по регионам, т.е. в разных странах спрос на тематические туры представлен неодинаково. Интересы у жителей разных стран могут быть разными. Поэтому тематический туризм различается по качеству спроса в разных странах. Однако можно выделить несколько направлений тематических туров, популярных у туристов из различных стран:
посещение тематических парков развлечений
гастрономические и кулинарные туры, а также так называемые «винные» и «пивные» туры
посещение замков (иногда это направление относят к экскурсионному туризму как разновидность тематических экскурсий).
Также к тематическому туризму можно отнести некоторые другие, менее популярные направления, например: туры для любителей театра, оперы и балета, какого-либо вида спорта или конкретной команды или сборной; участие в каких-либо специфических, узко направленных мероприятиях (подобные программы распространены в Индии, Китае, на Тибете, в некоторых странах Юго-Восточной Азии. Они включают в себя общение с так называемым «духовным наставником», комплекс медитаций и подобных им упражнений, посещение «духовных школ» и т.п.); творческо-ремесленные туры (предполагают посещение и знакомство с различными этнографическими центрами производства изделий народных промыслов и ремесел, широко представленных и в России, и за рубежом. Данное направление также иногда относят к экскурсионному туризму как разновидность тематических экскурсий).
Основными мотивациями данного вида туризма можно назвать: развлечение, отдых, возможность заняться любимым делом в среде единомышленников (хобби-туры по интересам). К дополнительным мотивациям можно отнести: досуг развлекательного или развлекательно-познавательного характера и познание в рамках дополнительных экскурсионных программ.
Потребителями этого вида туризма является достаточно широкий круг лиц: от детей до людей среднего (даже иногда пожилого) возраста в зависимости от направления и темы тура.
Основные дестинации тематического туризма целесообразно обозначить по указанным выше направлениям:
Тематические парки. В настоящее время посещение тематических парков становится все более и более популярным, модернизируются и совершенствуются старые, давно существующие парки, строятся новые. К наиболее крупным и известным мировым паркам можно отнести: Диснейленд (США, Франция, Япония), Футуроскоп и Астерикс (Франция), Европа (Германия), Гардаленд (Италия), Порт Авентура (Испания), Пхукет-Фантазия (Таиланд, остров Пхукет), Санта-Парк (Финляндия), Мир Моря и Мир Мечты (Австралия) и другие.
Гастрономические и кулинарные туры. Имеют различные тематические направления: винные туры (Франция, Италия, Испания, Германия, Португалия, Венгрия); пивные туры (Чехия, Германия, Дания, Голландия); сырные туры (Франция, Швейцария, Италия, Голландия); шоколадные туры (Швейцария, Бельгия); гастрономические (кулинарные) туры (предполагают знакомство с национальной кухней, посещение гастрономических ресторанов, а также зачастую организацию уроков кулинарного мастерства по приготовлению определенных блюд. Основные направления: Италия, Франция, Испания).
Посещение замков. Замковая архитектура хорошо представлена как в странах Западной, так и в странах Восточной Европы. Туры с посещением замков представлены в: Германии, Франции, Швейцарии, Испании, Португалии, Польше, Чехии, Венгрии, Румынии.
Тематические туры, как правило, организуются на групповой основе, зачастую преобладают группы малой и средней численности.
Средняя продолжительность туров составляет 7(8) дней.
При организации тематического тура необходимо тщательно продумать и составить определенную программу посещений мероприятий и участия в них (например, для кулинарных туров), обеспечить туристов входными билетами, информационными и справочными материалами, путеводителями и карта-схемами (для посещений парков, замков).
Важным аспектом является бронирование билетов на различные театральные представления, оперные и балетные спектакли, спортивные мероприятия и т.п. В зависимости от масштаба и значимости мероприятия срок, за который необходимо бронировать билеты, может доходить до нескольких месяцев.
Если речь идет, например, о туре для любителей вина, пива, сыра, то в обязательном порядке организуются дегустации с возможностью приобретения понравившейся продукции, посещения заводов и фабрик по производству той или иной продукции, плантаций и виноградников, погребов и складов и т.п.
Досуг на таких турах носит развлекательно-познавательный характер, зачастую с уклоном в тематику тура.
Экскурсионная программа, как правило, представлена обзорными экскурсиями общего характера, а также тематическими экскурсиями с посещением выставок и музеев, прямо или косвенно связанных с тематикой тура.
Следует помнить главное правило тематических туров: группы туристов в таких турах должны формироваться по принципу однородности интересов.
Размещение производится, как правило, в отелях различной категории по желанию туристов. Кроме того, вариантами размещения могут быть отели на территории тематических парков (в этом случае туристы получают льготные цены на билеты, а также зачастую могут пользоваться всеми развлечениями и аттракционами в парке дольше (по времени), чем обычные посетители), в замках (в турах с посещением замков), превращенных в отели (данные средства размещения имеют категорию не ниже 4* (иногда 3*), оснащены современным оборудованием, предлагают различные дополнительные услуги, например, SPA-процедуры и т.д., однако интерьеры таких отелей частично сохранены или стилизованы под соответствующую историческую эпоху в зависимости от времени постройки самого замка).
Питание туристов организуется по системам «только завтрак» или (реже) «полупансион». В качестве дополнительной услуги (а иногда и включенной в стоимость) может предлагаться обед или ужин на территории парка или в замке (в последнем случае он, как правило, стилизован под средневековый рыцарский ужин). В гастрономических турах посещение соответствующих гастрономических ресторанов и дегустаций включено в стоимость (полностью или частично).
Транспортировка туристов до места пребывания осуществляется, как правило, воздушным транспортом.
Трансферы и перевозка туристов на маршрутных турах (винных, пивных, с посещением замков) осуществляются на автобусах различной вместимости в зависимости от количества туристов в группе.
Сезонность тематических туров часто связана с режимом и графиком работы парков и замков; винные и пивные туры, как правило, организуются в весенне-осенний период; гастрономические и кулинарные туры могут быть организованы в любой период, в том числе и в межсезонье, так как, по сути, не имеют регулярного графика проведения.
Говоря о туроператорах, предлагающих тематические туры, следует сказать, что винные, пивные (и т.п.) туры, а также программы с посещением тематических парков и замков в той или иной стране предлагают туроператоры, специализирующиеся на данной стране в целом. Что же касается туроператоров, специализирующихся именно на тематическом туризме, то их в целом очень мало. К наиболее крупным из них можно отнести: Эволюсьон Вояж, SESAR и ATM.
Событийные туры весьма разнообразны, однако массовыми видами туризма на отечественном туристическом рынке их пока назвать нельзя.
Основными мотивациями данных туров являются: развлечения, отдых, посещение, присутствие и участие в каких-либо мероприятиях (событиях). Дополнительными мотивациями могут выступать: досуг, познание (в рамках небольших экскурсионных программ). Однако основная их цель – посещение тех или иных мероприятий и развлечение во время туристической поездки.
Потребителями данных туров является достаточно широкий круг лиц (за исключением детской аудитории), как правило, с достаточно высоким уровнем дохода.
Весьма сложно выявить среднюю продолжительность данных туров, так как, например, в событийном туризме продолжительность того или иного мероприятия может доходить до нескольких недель. Развлекательные туры, как правило, имеют непродолжительный срок проведения. Их продолжительность составляет обычно 2-4 дня. Самыми распространенными развлекательными турами являются «week-end tours». Некоторые туры имеют продолжительность 5-7 дней.
Туры могут быть организованы как на групповой, так и на индивидуальной основе.
Основные программы на таких турах: развлекательные, посещение выбранного мероприятия, иногда – экскурсионные.
Экскурсия, как правило предоставляется одна – обзорная по городу или близлежащему тур. центру.
В подобные туры часто включаются различные вечерние мероприятия развлекательного характера (посещение ресторанов, концертных программ, шоу и т.п.).
Развлекательные и событийные туры могут быть 2-х основных разновидностей:
Периодические, или разовые, туры – организуются на праздники (рождественские туры), во время каникул, на традиционные фестивали и карнавалы (Бразильский, Венецианский и др.) или могут быть приурочены к каким-то разовым событиям (юбилеи, празднование крупных национальных дат и т.п.). Список проводимых мероприятий (событий) весьма широк, к основным из них можно отнести:
Аукционы. Крупнейшие – Кристис и Сотбис. Основные места проведения: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Амстердам и некоторые другие города.
Гастрономические фестивали (например: пивной фестиваль Октоберфест (Германия), праздники вина (Франция) и др.).
Здоровье, красота, конкурсы красоты (фестивали здоровья, причесок, здорового образа жизни, фитнеса и т.п. География их проведения охватывает буквально весь мир.).
Модные показы (Великобритания, Италия Франция, Испания).
Музыка. Имеет массу тематических разновидностей: классическая музыка, опера и балет, джаз, блюз, рок, альтернатива, клубная музыка, этническая музыка и т.д. География проводимых мероприятий разнообразна, однако на нашем рынке преобладают предложения по европейским странам.
Праздники. Основные предложения здесь приходятся на новогодние и рождественские праздники (Европа, а также некоторые страны Юго-Восточной Азии (Таиланд)).
Приключения. Довольно небольшая группа мероприятий типа: фестивали подводного плавания, горные восхождения и т.п.
Распродажи и ярмарки (Великобритания, Италия, Германия, Франция, ОАЭ, Сингапур и др.).
Спорт. Крупнейшими событиями в этой группе являются Олимпийские Игры (летние и зимние) и Чемпионат мира по футболу FIFA. Далее следуют футбольные чемпионаты: Европы, финал Кубка Лиги Чемпионов и Кубка UEFA. Также к популярным видам спорта в этой группе можно отнести: теннис, хоккей, гонки Формулы-1, фигурное катание, баскетбол, лыжный и горнолыжный спорт, легкую атлетику, бокс и др. География их проведения охватывает весь мир.
Карнавалы и фестивали (Рио-де-Жанейро (Бразилия), Венеция (Италия), Ницца (Франция) и др.).
Кинофестивали (вручение премии Оскар (Лос-Анжелес, США), Берлинский кинофестиваль (Германия), Венецианский кинофестиваль (Италия), Каннский кинофестиваль (Франция), Международный кинофестиваль в Торонто (Канада), Международный кинофестиваль в Карловых Варах (Чехия) и т.д.).
Театральные фестивали и фестивали искусств (главным образом – европейские страны).
Специфические мероприятия (эксцентрика и т.п.): Анатомический театр (Германия), Фестиваль верблюдов (Индия), Фестиваль лимонов (Франция) и т.п.
Явления природы. Данная достаточно узкая категория мероприятий предполагает наблюдение за явлениями природы, представителями флоры и фауны, например: нерест черепах, миграция касаток, антилоп, цветущая тундра и т.п. География поездок охватывает весь мир.
Регулярные, или постоянно действующие, туры – к специально созданным местам постоянно действующих развлечений, например, казино в Лас-Вегасе (США), Сан-Сити (ЮАР), Монте-Карло (Монако) и др. Иногда в эту категорию относят и посещение тематических развлекательных парков (Диснейленда и т.д.), однако данные туры правильнее относить к тематическому туризму.
Размещение туристов производится в городских отелях различной категории. Однако данный вид размещения во время проведения крупного мероприятия (Олимпийские Игры, Чемпионат мира по футболу и т.п.) является достаточно дорогим и ограниченным по общему количеству мест. Поэтому некоторые страны, в целях организации дополнительных средств размещения и удешевления туров предлагают альтернативные средства размещения. Так, например, во время Чемпионата мира по футболу 2002г., проходившего в Японии и Южной Корее, Япония организовала размещение в так называемых «капсульных» отелях. Номера представляли собой небольшую капсулу, находиться в которой можно было только сидя или лежа, однако в которой все же имелся телевизор для просмотра матчей. В качестве средств размещения на Чемпионате мира по футболу 2006г., проходящем в Германии, активно используется частный сектор – комнаты и квартиры, рекламируемые и предлагаемые в основном через Интернет.
Также следует отметить, что при организации событийных туров резко возрастает срок, за который необходимо забронировать места в гостиницах и билеты на то или иное мероприятие. Зачастую этот срок может возрастать до одного года или даже больше.
Проблемной может стать и организация визовой поддержки. Так, Португалия, которая принимала Чемпионат Европы по футболу 2004г., вынуждена была разрешить въезд в страну не по Шенгенским, а только по национальным визам. Данная мера была введена в связи с огромным наплывом туристов и явной нехваткой средств размещения.
Питание в турах может быть организовано по системам «без питания» (в целях удешевления тура), «только завтрак» или «полупансион» (завтрак + ужин). Ужин при этом часто приходится на вечерние мероприятия и может войти или не войти в стоимость тур. пакета в зависимости от обязательности и привлекательности мероприятия.
Транспортировка туристов к месту пребывания, как правило, осуществляется воздушным транспортом: регулярными, а иногда и чартерными рейсами.
Определенную сложность в некоторых случаях может представлять организация трансферов. Некоторые мероприятия (например, спортивные в рамках какого-либо чемпионата) проводятся не в одном, а в нескольких городах страны (или даже 2-х стран). В этом случае болельщики отравляются за своей командой и, соответственно, также пребывают в разных городах. Это, в свою очередь, ведет к увеличению числа отелей, которые необходимо забронировать, а также влечет за собой необходимость аренды определенного числа автобусов и увеличение количества организуемых трансферов, что должно быть учтено при планировании и организации туров.
Важным аспектом является обеспечение туристов входными билетами на мероприятие. Как уже отмечалось выше, в зависимости от масштаба и значения мероприятия увеличивается срок, за который их необходимо бронировать. Также следует отметить, что при формировании тур. пакетов в их стоимость включается различное число посещаемых мероприятий, что отражается на цене тур. пакетов. Самыми дорогими являются билеты на открытие и закрытие, а также на финал того или иного мероприятия.
На нашем рынке представлено достаточно небольшое количество туроператорских фирм, предлагающих событийные и развлекательные туры. К наиболее крупным и известным из них можно отнести туристические компании: Корона, В мире фантазий, Интерсервистур, клуб «Traveler’s Club» и бюро путешествий «Marco Polo».
Вопросы для самоконтроля.
Виды тематических парков
Основные тематические парки Европы.
Основные тематические парки США.
Гастрономические программы Европы.
Основные развлекателные центры Европы.
- Лекция 1. Мотивационные основы формирования видов туризма
- Лекция 1. Организационные особенности при реализации различных видов туризма.
- Лекция 2. Основные дестинации пляжного туризма.
- Лекция 3. Особенности организации пляжного туризма в Испании.
- Лекция 4. Особенности организации пляжного туризма в Италии и Франции.
- Лекция 5. Особенности организации пляжного туризма в Турции.
- Лекция 6. Особенности организации пляжного туризма в Северной Европе.
- Лекция 7. Особенности организации пляжного туризма в Таиланде.
- Лекция 8. Особенности организации пляжного туризма в регионе Сочи-Новороссийск.
- Горные маршруты из Дагомыса
- Самшитовые водопады
- Дагомыс-Майкоп
- Тропа на озеро Хуко
- На озеро Псенодах
- Достопримечательные места Сочи
- Адлерский курортный район
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- Продолжительность экскурсии : 4 часа
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- П родолжительность экскурсии : 4,5 часа
- Средства размещения
- Формальности
- Тема 5 Организационные особенности и тенденции развития спортивного туризма Лекция 1. Организационные особенности горнолыжного туризма
- Лекция 2. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Швейцария).
- Лекция 3. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Франция).
- Лекция 4. Организационные особенности горнолыжного туризма в Западной Европе (Андорра, Финляндия).
- Финляндия Горнолыжный туризм в Финляндии.
- Размещение.
- Вопросы для самоконтроля:
- Лекция 5. Организационные особенности горнолыжного туризма в России
- Вопросы для самоконтроля:
- Лекция 6. Организационные особенности спортивного туризма. Серфинг.
- Серфинг / Статьи / в олны: какими они бывают?
- Серфинг / Кайтинг / о кайтсерфинге
- Серфинг / Кайтинг /
- Серфинг Места для катания
- Серфинг / Места для катания / Safaga
- Серфинг / Места для катания / Дахаб
- Серфинг / Места для катания / Остров Sal (в группе Кабо Верде)
- Серфинг / Места для катания / Tarifa (Тарифа, Испания)
- Серфинг / Места для катания / Остров Gran Canaria (в группе Канарских островов)
- Виндсерфинг на волнах
- Серфинг / Места для катания / Анапа
- Серфинг / Места для катания / Корнуолл, Ньюки - серфинг Туманного Альбиона
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные виды серфинга.
- Лекция 6. Организационные особенности спортивного туризма. Дайвинг.
- Где находятся лучшие места для дайвинга?
- Дайвинг в России
- Тема 6 Организационные особенности и тенденции развития религиозного туризма Лекция 1. Организационные особенности религиозного туризма туризма.
- Лекция 2. Основы паломнического туризма.
- Лекция 3. Технология организации паломничества в различных религиозных конфессиях.
- Лекция 4. Религиозные реликвии.
- Лекция 5. Организация христианских паломнических туристских программ.
- Лекция 6. Организация мусульманских паломнических туристских программ.
- Лекция 7. Организация буддистских паломнических туристских программ.
- Минеральные воды. Состав. Назначение. Основные типы
- Бальнеология. Понятия и определения
- История развития бальнеологии
- Лекция 2. Бальнеологические курорты кмв.
- Ессентуки
- Кисловодск
- Железноводск
- Пятигорск
- Лекция 3. Лечебно-оздоровительный туризм в Европейской части рф. Лечение в Подмосковье
- Лечение в Средней полосе России
- Лечение на Севере и Северо-Западе России
- Ленинградская область
- Калининградская область
- Новгородская область
- Карелия
- Лечение в Краснодарском крае Горячий ключ
- Курорт Анапа
- Курорт Ейск
- Лекция 4. Бальнеологические курорты мира.
- Круизы по Нилу
- Круизы по Дунаю.
- Круизы по Рейну
- Речные круизы по Франции
- Речные круизы по Амазонке.
- Речные круизы по Миссисипи.
- Речные круизные программы в России
- Анализ речных круизов
- Рынок речных круизов в России
- 1. Ландшафты и его компоненты
- Наиболее интересные объекты
- Национальный парк “Этоша” (Etosha National Park).
- Ландшафты и его компоненты
- Наиболее интересные объекты
- Видовой состав растительного и животного мира.
- Ландшафты и его компоненты.
- 2. Видовой состав растительного и животного мира.
- 1. Ландшафты и его компоненты.
- 2. Видовой состав растительного и животного мира.
- 1. Ландшафты и его компоненты
- 2. Наиболее интересные особенности
- 3. Видовой состав животного мира.
- Ландшафты и его компоненты.
- Наиболее интересные объекты
- Рычащие скалы (Тсаво Запад)
- Вулканическая глыба и пещера Шетани и кратер Чайму (Тсаво Запад)
- Заповедник Нгулия (Тсаво Запад)
- Болота Кандери (Тсаво Восток)
- Водопады Лугард
- Видовой состав растительного и животного мира
- 3. Наиболее интересные объекты
- Kozara national park Босния
- Killarney national park Ирландия
- Кемери Литва национальный парк
- Lemmenjoki national park Финляндия
- Sumava national park Чехия
- Тема 10
- Изучение иностранных языков
- Очень часто курсы совмещают не только изучение иностранного языка, но и экскурсии, спорт, развлекательные программы
- Тема 11
- Тема 12
- 1.Теория разработки экскурсионных маршрутов
- По способу передвижения различают:
- По продолжительности бывают:
- Лекция 2. Основные экскурсионные программы Западной Европы
- 1) Пешеходная экскурсия по историческому центру Вены (около 2,5 часов):
- 2) Автобусная обзорная экскурсия по Вене с посещением дворца Шенбрунн (около 4 часов):
- 3) Автобусная экскурсия «Венский лес» (около 3,5 часов):
- 4) Вена - столица вальса (около 3 часов)
- 5) Автобусная экскурсия «Ночная Вена» (дополнительно) (17:00-21:00)
- 6) Автобусная экскурсия в Зальцбург (дополнительно) (целый день)
- 8) Поезд Imperial Amadeus Luxury Intercity Train
- 11 Дней /10 ночей( 5 ночей Лондон, 5 ночей Париж )
- Туры в Санкт-Петербург Экономичные туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс г. Москва
- Классические туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс г. Москва
- Классические туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Приём в Санкт-Петербурге школьных групп. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Новые туры в Санкт-Петербург. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Путешествуйте по Северо-Западу , новые туры с выездом из Санкт-Петербурга, бронирование через Русский Экспресс Северо-Запад
- Встреча Нового Года и Рождества в Санкт-Петербурге. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Туры по Золотому кольцу
- Праздничные туры
- Экскурсионные туры в Псков
- Туры по Золотому кольцу. Бронирование через Русский Экспресс - Северо-Запад
- Туры в Подмосковье
- Тема 13 Организационные особенности и тенденции развития тематического и событийного туризма. Лекция 1. Организационные основы тематического и событийного туризма.
- Лекция 2. Тематические парки и ресурсы мира.
- Гонконгский Диснейленд
- Парк 'Аквафан' (aquafun)
- Парк 'Италия в миниатюре'
- Тематические парки:
- В сша открыт самый дорогой в мире аттракцион
- Тема 14 Организационные особенности и тенденции развития других видов туризма. Охотничий и рыболовный туризм