1. Общие требования к оценке успеваемости учащихся по физической культуре
К учащимся в школе должны предъявляться требования, объективно отражающие индивидуальный уровень умений и навыков, развитие двигательных способностей на конкретном этапе обучения. Что касается знаний, то их уровень не зависит от физических способностей и половых особенностей школьников, и требования к их оцениванию предъявляются единые для всех.
Учебная деятельность по физической культуре является самой многообразной из всех дисциплин школьного учебного плана, поскольку связана с усвоением знаний, формированием двигательных навыков, повышением уровня функциональных возможностей и развитием на их основе двигательных способностей. Результатами этих видов деятельности являются новые знания, соответствующие физкультурному пространству, спортивные, трудовые и бытовые двигательные навыки, высокий уровень физического развития и физической подготовленности, крепкое здоровье, развитие интеллекта, приобщение к регулярным занятиям физической культурой.
В соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-3), Правилами аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 ноября 2002 г. № 49), в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, проводится аттестация обучающихся в целях определения уровня усвоения учебного материала за определенный период обучения.
С 2003 — 2004 учебного года устанавливаются текущая, промежуточная и итоговая аттестации учащихся. Аттестация может осуществляться в устной, письменной и практической формах.
Аттестация по учебному предмету «Физическая культура» осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся, которые оцениваются в баллах по 10-балльной системе -7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять), 10 (десять). Отметка «0» выставляется при отсутствии результатов учебной деятельности учащегося на момент аттестации.
Оценочная деятельность заключается в определении степени выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, а также на основании сопоставления реальных результатов их учебной деятельности с требованиями учебных программ и образовательных стандартов.
Количественным показателем оценки результатов учебной деятельности учащихся является отметка. Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение в баллах.
10-балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся образуют взаимосвязанные и взаимообусловленные виды, формы, методы контроля, с помощью которых в соответствии с установленными правилами, требованиями и нормами определяются результаты учебной деятельности учащихся и осуществляется их аттестация.
Основными функциями 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся являются:
- образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;
- стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;
- диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;
- контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала при различных видах контроля и аттестации учащихся;
- социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению контроля и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.
Выставляемая педагогом оценка должна быть объективной, исключающей личные симпатии или антипатии по отношению к учащемуся и, в то же время, учитывающей индивидуальные особенности его психофизического развития.
Объективность оценки во многом зависит от адекватности установленных учителем критериев (требований), основанных на программно-нормативных документах, к двигательным и интеллектуальным возможностям учащихся, их возрасту, полу. Отметка по физической культуре, с одной стороны, характеризует успехи и неудачи ученика по различным видам учебной деятельности, а, с другой, должна отражать все виды учебной деятельности.
Освоение учащимися начальной школы программного материала по физической культуре требует реализации принципа межпредметных связей, т. е. согласования с учебным материалом других образовательных областей, например: «Человек и мир», «Технология» и др. Такое межпредметное содержание материала должно обсуждаться учителем физической культуры начальных классов, что оказывает более эффективное влияние на образование школьников, формирование у них целостности представлений об изучаемых явлениях.
- В.Г. Шпак, а.А. Синютич
- Содержание
- Предисловие
- Лекция 1 Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина
- 1.Предмет изучения и преподавания
- 2.Ведущие понятия тмфв
- 3.Источники и этапы развития тмфв
- 4.Место теории физического воспитания в системе научных знаний о физическом воспитании
- 5.Методы исследования в тмфв
- Лекция 2 система физического воспитания
- Общественно-самодеятельная форма организации и руководства направлено на массовый охват физическим воспитанием на самодеятельных началах всех возрастных контингентов населения.
- Средства физического воспитания
- 6.Физические упражнения – основное средство физического воспитания
- 7.О значении оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов как средств физического воспитания
- Методы обучения
- 1.Понятие метод, его назначение и использование
- 2. Требования к выбору методов
- 3. Классификация методов
- 4. Словесные методы
- 5. Наглядные методы обучения
- 6. Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)
- Методы, способствующие развитию двигательных качеств
- I. Методы строго регламентированного упражнения
- II. Методы частично регламентированного упражнения
- Принципы обучения
- 1. Принцип сознательности и активности
- 2. Принцип наглядности
- 3. Принцип систематичности и последовательности (доступности)
- 4. Принцип индивидуализации
- 5. Принцип постепенности
- Двигательные умения и навыки
- 1. Определение понятия навык. Разновидности навыков
- 2.Формирование навыка
- 3. Деавтоматизация навыка
- 4. Перенос двигательных навыков
- 5. Образование двигательного навыка
- I. Основная направленность образования двигательного навыка.
- II. Схема образования условного двигательного рефлекса (навыка), состоит из звеньев:
- IV. Условные раздражители при образовании двигательного навыка.
- V. Деятельность анализаторов при образовании двигательного навыка.
- VI. Последовательность образования навыка (физиологические фазы двигательного навыка).
- 6. Структура обучения двигательным действиям
- Переход знания в представления, умения, навыки
- Двигательный навыкВысокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизированность, подсознательный контроль действий. Лекция 7 физические качества человека
- 2. Быстрота
- 3. Выносливость
- 4. Гибкость
- 5. Ловкость
- Физическое и психическое развитиЕ ребенка (от рождения до 6 лет)
- 1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма
- 2. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка
- 2.1. Особенности формирования нервной системы
- 2.2. Особенности формирования опорно-двигательного аппарата
- 2.3. Особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы
- 3. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
- 4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды
- Последовательность овладения основными движениями у детей младенческого возраста
- Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях
- 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников
- 2.Физкультурные занятия
- 3.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
- 4.Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни
- Формы организации физического воспитания школьников
- 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания школьников
- 2.Урок физической культуры
- Типы уроков
- 3.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
- Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах
- Ежедневные физкультурные занятия на воздухе (в группе продленного дня [спортивный час])
- 4.Внеклассная работа по физическому воспитанию
- Планирование процесса физического воспитания
- Распределение учебного материала в четвертном учебном плане.
- Учет успеваемости учащихся
- 1. Общие требования к оценке успеваемости учащихся по физической культуре
- 2. Критерии учета успеваемости
- 3.Оценка знаний
- Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к знаниям
- 4.Оценка техники физического упражнения
- Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к двигательным умениям и навыкам
- 5.Оценка физической подготовленности
- Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
- Профессионально-прикладная физическая подготовка
- 1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
- 2. Построение и основы методики ппфп
- 3. Средства ппфп
- 4. Формы организации занятий по ппфп
- Физическое воспитание в профессионально-технических училищах
- 1. Значение, цель, задачи физического воспитания в пту
- 2. Программа по физическому воспитанию для учащихся пту
- 3.Организация занятий по физическому воспитанию в пту
- 4. Требования к учету успеваемости в пту
- 5. Физическое воспитание учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья
- Физическое воспитание в высших учебных заведениях
- 1. Значение, цель и задачи физического воспитания студентов
- 2. Программа физического воспитания студентов
- 3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе
- 4. Методические основы физического воспитания в вузе
- 5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе
- 6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях
- Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности
- 1. Значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности
- 2. Физическая культура в рамках трудового процесса
- 3. Физическая культура на производстве вне рамок труда
- 4. Физическая культура в быту трудящихся
- Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте
- 1. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте
- 2. Характерные средства
- 3. Формы организации занятий
- 4. Методические основы занятий
- Физическая подготовка в вооруженных силах
- 1. Значение, цель, задачи физической подготовки в вооруженных силах
- 2. Специальная направленность физической подготовки в различных видах вооруженных сил
- 3. Формы физической подготовки военнослужащих