logo
lekcii_tmfv_fiz / lekcii_tmfv_fiz

4. Принцип индивидуализации

Под индивидуализацией подразумевается такое использование част­ных средств и методов физического воспитания и такое построение систе­мы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия зани­мающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способ­ностей.

Эффективность обучения зависит от соответствия избираемых воз­действий возможностям ребенка. В самом общем определении индивидуа­лизация обучения выражается в дифференциации заданий и способов их решения (т.е. средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соот­ветствии с индивидуальными особенностями учеников.

Эти закономерности, определяя содержание принципа индивидуали­зации, позволяют сформулировать три правила:

  1. В индивидуальных особенностях ребенка следует видеть перспек­тиву их развития.

  1. Опираясь на сильные стороны ребенка, преодолевать слабые.

  1. Любая индивидуализация должна строиться на общих закономер­ностях обучения.

Принцип индивидуализации требует учета характера индивидуаль­ных различий детей. Эти различия многообразны и выражаются:

  1. В неодинаковом уровне здоровья детей (разделение на медицин­ские группы).

  2. В различном уровне физической подготовленности.

  3. В неодинаковом биологическом возрасте детей в пределах одной группы при условии обучения по одной программе.

  4. В различном объеме знаний и двигательных умений детей при прочих равных их характеристиках.

  5. В неодинаковом характере протекания мыслительных процессов (быстрота освоения).

  6. В различной физической работоспособности детей.

  7. В разном темпе продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

  8. В неравноценном отношении к учению (положительном, безраз­личном, отрицательном).

Необходимость учета перечисленных индивидуальных различий де­тей связана с рядом трудностей в организации учебно-воспитательного процесса. По способу преодоления этих трудностей индивидуализация обучения может осуществляться двумя путями: типовой индивидуализаци­ей и персональной.

Типовая индивидуализация обучения основана на возможности орга­низации обучения детей, обладающих некоторыми схожими характеристи­ками: возраст, пол, уровень здоровья и физической подготовленности. По­добная индивидуализация - это самое грубое приближение к учету воз­можностей детей, это необходимость, рожденная потребностями группо­вого обучения.

Персональная индивидуализация обучения предусматривает учет тех характеристик, которые присущи конкретной личности, но чрезвычайно многообразны и трудно поддаются определению в процессе практической работы.

В условиях персональной индивидуализации одинаковый программ­ный материал осваивается детьми различными методами, с различным распределением нагрузок и отдыха и т.п.

Сложность персональной индивидуализации возрастает с увеличе­нием количества одновременно занимающихся у одного педагога детей.

Основное правило сочетания путей индивидуализации предусматри­вает опору на четкую типовую индивидуализацию с установкой на более широкую персональную, что кратко выражается формулой: «персональная индивидуализация внутри типовой».